От ИгорьД Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 06.04.2004 16:24:04 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Люди и авиация; Авиатехника; 1936-1945 гг.; Версия для печати

Пехотинец об авиации

На сайте Артема Драбкина я читал обычно только воспоминания авиаторов. А тут посмотрел воспоминания ветеранов других родов войск и нашел много чего. Показались интересными высказывания об авиации пехотинца (Кожин Юрий Алексеевич, "Цена жизни",Часть 2, www.iremember.ru):

О штурмовиках:

"ИЛы -ШТУРМОВИКИ, завсегдатаи фронтового неба. У немцев аналога ИЛу не было. Фронт пересекали низко девятками. Басовый рокот ИЛов знали все. В дни предшествующие наступлению не покидали небо. Под Сапун-горой их работа была хорошо наблюдаема. Очередная девятка - или что от нее осталось, делала три захода. Последовательно бомбила, стреляла РСами, штурмовала из пушек и пулеметов ( две скорострельные пушки и два пулемета ). Все с небольшой высоты. Зенитный огонь яростный. Средние калибры били залпами, малые - очередями и, конечно же, ружейно-пулеметный огонь. Самолеты находились в сплошных разрывах. Брюхо бронировано ( воздушный танк ), но все относительно. За три захода одну из машин частенько подбивали, она падала или садилась на нашей стороне, не выпуская шасси, так как поле покрыто окопами и воронками. Казалось, три захода мог выдержать только герой. В день штурма Сапун-горы на моих глазах сбито 25 Илов.
Пожалуй, опишу такой эпизод. Группа Илов вышла со штурмовки. На них напал мессер и сбил одного. Вторым заходом стал пристраиваться в хвост предпоследнего Ила. Тот что летел последним, дал очередь из всех своих пушек-пулеметов и сбил немца. Все происходило над головой на небольшой высоте, однако летчик успел выскочить и раскрыть парашют.
Приходилось читать - из сбитого самолета вышел асс, весь в крестах, и потребовал показать летчика, который смог его сбить. Наверное, и в небе Севастополя такие, считающие, что их нельзя сбить. Уж больно дерзки в воздухе. И этот, не стал сбивать последнего, безопасней же.
Летчик оказался плюгавым мужичишкой в комбинезоне, без знаков различия и крестов. Привели к бате. Летчик стал перед полковником на колени. Позже думал - возможно не все экипажи ИЛов были укомплектованы стрелками-радистами. Немец это видел и нападал на те машины, где отсутствовал у хвостового пулемета стрелок".

О Пе-2:

"Такие грациозные, изящные, казалось, созданы для красоты. К немцу летали строем на большой высоте, видели их редко. Но возвращались на меньшей высоте. В начале мая, у Балаклавы, на глазах всего фронта строй "Петляковых" летел со стороны моря.. Их настигли немецкие истребители. Красавцы "Петляковы" покидали небо, оставляя шлейф дыма. Хотелось кричать - братцы, да что же это, как же так, где наши истребители?! Еще хотелось не смотреть, но и это было невозможно. Из одного выбросился экипаж (кажется пятеро ) и зависли в небе на парашютах. Ветер дул в нашу сторону. - Ветер, дорогой, дуй посильней! Но опустились на его территорию. Говорили, что трупы летчиков, с вырезанными звездами, обнаружили через несколько дней наступавшие. Почти аналогичную картину пришлось наблюдать еще раз в Прибалтике. Как мне казалось, гибли летчики пассивно, обречено, не пытаясь отстреливаться или уходить пикированием".

Об истребителях:

"За войну сменилось много типов, в конце больше ЯКИ. Истребители огорчали. Когда нас бомбили или сбивали Илов - их не было. Потом прилетали, немца уже нет, улетали, и все повторялось. Пришлось наблюдать множество воздушных боев, все они заканчивались для нас неудачно или трагически. Однако не все. Как-то в Прибалтике, в обстановке нестабильности фронта в небе господствовали фоккеры. Объектом их бомбежек и штурмовки были близ стоящие танки, не прикрытые зенитным огнем. Как говорится - откуда ни возьмись наш истребитель и смело вступил в бой. Один, а их десять. Закружилась адская карусель. Обычно воздушный бой длится секунды, характерен большими амплитудами. Здесь все другое. Казалось бой продолжался долго и в довольно компактном пространстве. Смотрели с замиранием сердца - собьют же проклятые. Но настойчивость и ярость летчика возрастали. Прилетел второй истребитель. Немцы не выдержали и разлетелись. От восторга выступали слезы. Больше немец не появлялся".

О ночниках По-2:

"Самолеты ПО-2 ( русь фанер ) ночами не давали спать немцам. Долгий рокот в ночном небе, бомба и снова рокот. Иногда попадает в луч прожектора - лупит вся немецкая оборона, а он неспешно летит, как заговоренный. Говорят на них летали женщины. Говорят, их точность бомбометания удивительна. Однажды лунной ночью, под той же Сапун-горой, находился на нейтралке. Лениво рокотал ПО-2. Бомба разорвалась метрах в 50. Первая реакция - по своим бросаете, радёмые, но сообразил - там же передний край немцев".

О летчике, оказавшемся в пехоте:

"Здесь же в Прибалтике к нам в роту пришел с пополнением старшина Григорий. Говорил, что до ранения был летчиком. Невысокий, коренастый, энергичный. В описанном эпизоде по взятию языка находился в группе захвата и, пожалуй, был самым решительным. Комбриг наградил его орденом Красной звезды ( и всю группу захвата). Однако я сомневался в его авиационном прошлом. На войне случается всякое, но не могли же летчика послать в мотопехоту, другое ведомство.
Однажды, в перерыве между боями, стояли недалеко от полевого аэродрома, на котором базировались ночные бомбардировщики ПО-2 ( фанерные ). Григорий пошел к летчикам, встретил друзей и они его взяли. Ушел от нас Григорий, собрал вещмешок и ушел. Никто не препятствовал".

Может еще кто-то не видел.

С ув.
Игорь.