От karlenko Ответить на сообщение
К assaur Ответить по почте
Дата 04.06.2004 09:23:53 Найти в дереве
Рубрики Люди и авиация; 1936-1945 гг.; Версия для печати

Пока Влад Антипов отмалчивается :)

Привет всем!
Почитал я тут сомнения народные и удивился безмерно. Каких только обвинений не досталось Героям и их начальству!
А все почему? Статус "истребительного полка" подразумевает награды только за сбитые!?
Ребят! Вспомните какие полки стали первыми гвардейскими (ИАПы) и за что?!
Ниже привожу пару первых абзацев из своей статьи о "Чайках" на Кавказе в 1942-43гг, публиковавшейся во французском AIR MAGAZINE. Если кому по прочтении все равно непонятно будет, поясняю для справки: отдельная эскадрилья 44-й авиадивизии отличилась в боях на ЮЗФ осенью. Стоит ли напоминать, какая ж... случилась под Киевом 19 сентября и что из этого следовало? Тогда, надеюсь, понятнее будет, - стоило ли награждать этих пилотов...

"К лету 1941 года истребитель И-153 считался уже устаревшим. Он уступал новому поколению истребителей-монопланов по всем показателям, кроме горизонтальной маневренности. Однако, как показал дальнейший опыт, маневренные “Чайки” оказались почти идеальным средством для штурмовки наземных целей в условиях слабого противодействия истребителей противника. Уже с первых дней войны эти самолеты, вооруженные малокалиберными бомбами и реактивными снарядами “РС”, наносили эффективные удары по передовым линиям обороны противника, по колоннам войск и техники в близком тылу. Специализированных полков, предназначенных исключительно для штурмовых ударов, к началу войны было немного. “Чайки” были на вооружении только нескольких штурмовых полков. Уже в первые недели войны почти все эти полки прекратили свое существование или были отведены в тыл для переформирования и перевооружения на Ил-2. Но в условиях нехватки новых штурмовиков для нанесения штурмовых ударов были задействованы также и самолеты истребительных полков. Постепенно такие функции стали основными для полков, имевших “Чайки” на вооружении.
В ходе боев “Чаек” на фронте становилось все меньше, но много их еще оставалось в частях ПВО внутренних округов, особенно на Юге страны. Тогда на фронт начали прибывать отдельные эскадрильи, которые действовали самостоятельно или вливались в действующие полки. Так, в сентябре 1941г на базе эскадрильи И-153 271-го ИАП (аэр.Нахичевань, близ Ростова-на-Дону) было начато формирование нового полка. Вначале эскадрилья вошла в состав 44-й ИАД ВВС 6А ЮЗФ, как самостоятельная боевая единица. Позже, уже в ходе боев в состав эскадрильи прибывало пополнение из других полков. Всего до конца 1941г было получено 19И-153, но уже 4 ноября 1941 г. эскадрилья была преобразована в полк и получила наименование – 92 ИАП. (В составе ВВС уже имелся один 92-й ИАП. Этот полк участвовал в обороне Киева в составе 16-й САД, попал в окружение, из которого частично вышел. После переформирования и получения матчасти, – самолетов ЛаГГ-3, убыл на Калининский фронт). Полк хотя и назывался истребительным, но привлекался в основном только для нанесения штурмовых ударов. Летчики полка не раз отличились в боях, за что многие из них были удостоены наград, а нескольким даже было присвоено звание Героя Советского Союза. Но в тяжелых боях под Харьковом, во время неудачной наступательной операции в мае 1942г, полк потерял сразу троих своих ГСС, а в июле того же года в бою с Bf 110 погиб и командир пока, ГСС Фарит Фаткуллин. К тому времени полк уже был переименован в 929ИАП, а уже 22 августа был совсем расформирован.
К середине 1942 года “Чайки” остались только в тыловых частях ПВО и на вооружении фронтовых полков, находившихся на тех участках фронта, где противодействие истребителей противника было минимальным. Такое положение, как правило, складывалось на самых крайних флангах, - на Севере и на Юге. Но если на Северном фронте “Чайки” действовали в составе и в интересах флота, то на южных участках фронта им была уготована другая роль".

Далее - события на Кубани и Кавказе, где "Чайки" продолжали воевать именно как штурмовики до мая 1943г! А статус "истребительный" за полками сохранялся...
Дмитрий