От Андрей Диков Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 09.07.2004 01:31:05 Найти в дереве
Рубрики Люди и авиация; 1936-1945 гг.; Версия для печати

Сергею Зыкову, Жуков, тараны, победы.

День добрый!

Вот например об этом таране ссылочка и текст:

Н.Ф.Минеев, Г.М.Шарпило, М.И.Ялыгин (составители), "Герои ленинградского неба" (сборник), Лениздат, Ленинград, 1984, статья Н.Ф.Минеева "Один из трех", стр.24-29:

"
Рано утром 29 июня….. Михаил направил самолет к "ловкачу", стал преследовать его. Фашистский стрелок открыл по советскому "ястребку" огонь. Несколькими короткими очередями Михаил заставил его замолчать. Затем перенес огонь на кабину.
"Юнкерс" начал резко снижаться.
Михаил знал, что вражеские летчики иногда имитируют падение. Это казалось правдоподобным, особенно потому, что под ними было Псковское озеро…
Фашист пытался отвернуть в сторону, но свинцовые трассы вынуждали его еще больше увеличивать угол пикирования. Неожиданно стрельба прекратилась. Михаил понял: кончились боеприпасы. И он решил таранить врага.
Заметив, что до воды остались считанные метры, Михаил резко потянул ручку на себя. И в этот миг перед его глазами поднялся столб воды – "юнкерс" врезался в озеро.

Командир эскадрильи собрал летчиков и предложил Михаилу рассказать, как он действовал, преследуя врага.
- Как действовал? – переспросил Жуков. – Боеприпасы кончились. Вижу: фашист может уйти. Ну, думаю, сейчас я тебе врежу! Да вот… Не успел. Только приловчился, а он сам врезался.

[при обсуждении] Действия Михаила в бою 29 июня однополчане назвали подвигом. Коммунисты единогласно приняли своего боевого товарища в партию.
"

Те, кто в курсе вопроса – Минеев – это один трех самых авторитетных авторов статей и составитель сборников книг о ленинградских авиаторах в советское время (Буров, Минеев, Ялыгин), бывший корр. К моменту печати этого сборника и сам умер. Зачем ему придумывать подробности этого боя, когда он уже сотнями был растиражирован не понятно. Где-то была и еще честная прямая речь Жукова о бое, где он почти извинялся, что Героя ему дают можно сказать оказывая доверие – ведь загнал, а не таранил.

Заметьте, и многие другие авторы, рассказывая о первых трех таранах, уверенно говорят "таранил" о Здоровцеве и Харитонове и неизменно, касабельно Жукова, говорят "вогнал в озеро".

И это кстати, одно из подтверждений моей точки зрения о том, что как раз летчики-то докладывали чаще всего то, что видели, и, зачастую, в победы их доклады превращались штабами, командованием, политработниками и журналистами.

Что говорить, когда приходится читать доклад летчика о бое, в котором он описывает атаку, невозможность сблизиться на дистанцию открытия огня и пропадание самолета из виду. А постфактум в документах появляется победа, подтвержденная. Я уж не говорю о случаях, когда летчики прямо говорили "ушел от атаки вниз" (без всякого дыма), "ушел со снижением и дымом" – и во всех случаях НЕ докладывают о победе (и правильно делали, поскольку противником они не подтверждаются тоже). И все равно победа появляется в последующих документах, иногда с указанием "места падения".

Отдельная история - победы, одержанные летчиками, особенно знаменитыми, в своем последнем бою. Например, последняя победа Байсултанова. Она не подтверждается. Ни финскими данными, ни, строго говоря (см. расклады выше), нашими. И Алим Юсуфович к этому отношения никакого не имеет.

На следующей же итерации – в газетах, публикациях и книгах советского периода – искать неискаженные сведения о боях совсем затруднительно. И часто летчики в этом не виноваты абсолютно. И воспринимать как обиду объективные данные – глупо. Они все и так герои, с победами или без.

И что б там ни было (а я например ВВС КБФ занимаюсь давно и плотно), ничто не заставит меня изменить отношения ни к Каберову, ни к Костылеву, ни к Чепелкину, ни ко многим другим, погибшим и выжившим.

А про "изобретения" - это не ко мне.


С уважением, Андрей