От vetal
К All
Дата 25.07.2011 15:10:51
Рубрики Люди и авиация; Объявления; 1936-1945 гг.; 1945-1991;

Прошу помочь установить Ф.И.О. членов экипажей Х-360 СССР,Х-362 СССР, Х-386 СССР

Пытаюсь восстановить мою службу бортмехаником самолета Ли-2 с 1942(43) по февраль 1947 г. Вероятные номера бортов Х-360 СССР, Х-362 СССР, Х-386 СССР. Самолет был частым гостем Вуково во время войны, где выполнялся мелкий ремонт и обслуживание. При БАКАЛЛАГ (Челяблаг), лагерь строителей Бакальского (Челябинского) металлургического завода (Челябметаллургстрой). Который находился в подчинении ГУЛПС (Главное управление лагерей промышленного строительства). Затем с 1946 г. Управления особого строительства НКВД и ГУЛАГа в период с 1942 г. по февраль 1947 г. Самолет принадлежал НКВД. Бортномер Ли-2 СССР Х-36(?) точно не помню .Однажды это было в 42(43) году в цех по ремону моторов зашли незнакомые мне люди (Экипаж 4 человека). Их подвел ко мне начальник производства и представил меня им как лучшего работника. Так я с легкой руки начальника цеха попал на самолет .
Мой сын провел переписку с ветаранским движением г.Челябинск с Еткульским Военкоматом и поисковыми отрядами Челябинска и России по интернет. А так же на авиафоруме в интернете, где форумчане порадовали ответами вот один из них Пока только в его автобиографии нашли ссылку на самолет с буквой "Х" он думал, что это значит Хозотдел так написал в биографии.Это можно сказать верно.В 1932 году был издан приказ "Опознавательные знаки основных владельцев гражданских воздушных судов Союза ССР" от 14 агуста 1932 года, утвержденный А. Гольцманом. Литер Х присваивался по приказу "Наркоматам и хозорганизациям", соответсвенно Х-означало расшифровку Хозяйственный. Помимо авиации НКВД, литер Х, носили очень часто самолеты "Главрыбы" - (Наркомат рыбной промышленности). Но в данном Вашем случае имеется ввиду авиация НКВД.

Во время ВОВ были следующие Ли-2 с интересующим Вами литером: СССР-Х360, СССР-Х362 (с марта 1943 г), СССР-Х386 (с мая 1944 года). Также был С-47 СССР-Х361 (с марта 1943 г) в авиации Дальстроя НКВД. Хотя и не исключено, что были и другие.
В феврале 1947 г.отправлен с экипажем в Кыштым, где передал самолет с неисправной муфтой одного из двух звездообразных американских двигателей. Летали перед «дембелем», как в популярной песне в те времена на честном слове и на одном крыле.
Экипаж до меня состоял из 4-х человек.Командир и второй пилот были помоложе но старше меня на в синих Бортмеханик самый старший по возрасту, который "переквалифицировлся" в бортэкспедитора с моим приходом.Форма у него была в защитная из военных и награды были. Я и штурман-радист в замасленных комбинизонах
Самолет Л и-2, который во время ВОВ выполнял в основном внутренние рейсы Внуково-Новосибирск-Челябинск, Внуково- Челябинск, Челябинск-Самтреди(Тбилисси)-Внуково и др., иногда выполнял задания в доль линии фронта, например во Внуково загрузил апаратуру и специалиста для проводения аэрофотосъемки после боя крупнейшего танкового сражения под Прохоровкой при этом такое задание выполняли и другие неизвестные мне экипажи.
Однажды была выполнена внеплановая экстренная аварийная посадка в городе Краснодаре из-за замасливания самолета с хвоста до кабины маслом из резервного бака из за перекоса крышки бака. К сожалению при обращении в марте 2011 года в архив и Совет ветеранов Авиалиний Кубани сообщили, что документов этого времени в архиве нет и женщин которые оттирали самолет от масла тоже нет в живых. К сожалению Ф.И.О. членов Экипажа не помню.Фамилию Краснов командира корабля называю неуверенно.
Добавлю что летную переподготовку ,а может и подготовку пилоты проходили в одной из школ Свердловска. В Аэропорту Кольцово разыгралась одна трагедия, которая могла закончится не успев начаться. Не имея документов из архива, не могу утверждать,что она была связана с Генерал-майором инженерно-технической службы Рапопортом Яковым Давыдовичем. Если в истории имело место его нахождение в госпитале Свердловска 43(44) год, откуда его забирал наш самолет Ли-2, Но возможно это был другой генирал под горячую руку, в которой постоянно был пистолет, попал в начале я, так как именно меня оставили у самолета по прибытии, а затем все остальные члены экипажа и девушка командира.
По прибытии в Челябинск командир получил 20 суток ареста в аэропорту Челябинска. Одновременно с нами сел самолет директора Кировского завода Зальцмана, Исаака Моисеевича директора Кировского завода в Челябинске. Поначалу я подумал что такое большое количество черных легковушек встречает нашего генирала. Потом все прояснилось.
Благодаря этому произшествию я сумел съездить домой 40 км.к матери которая болела.
Во время ВОВ мы часто садились на этом земляном аэродроме.Это была небольшая земляная посадочная полоса на посадку заходили с моря, место называлось кажется Самтреди, или Батуми, или Потти во всяком случае рядом с Тбилисси(Грузия). Но примерно 1946 по 1947 годы был такой случай. Командир был в хорошем настроении и решил покатать на самолете детишек школьников того села. Я находился вместе с ними на посадочных откидных сидениях и через эллюминаторы самолета летая над бухтой мы наблюдали как водолазы и надводные службы вели подъем затонувшего корабля.Делая круги над ним мы рассмотрели прилипшие к кораблю водоросли и даже привязанные велосипеды за ограждения. Все члены экипажа были старше меня более чем на 5-20 лет. Были младше только лишь школьники. Я надеюсь что если есть оставшиеся в живых, те из школьников, что летали с нами на самолете, Примерно 1933 года +5 лет . То они обязательно запомнили этот случай как яркую страницу в их жизни. Прошу откликнуться, если кто то помнит о этом факте.

От SK
К vetal (25.07.2011 15:10:51)
Дата 25.07.2011 15:23:32

Re: Прошу помочь...

>Во время ВОВ были следующие Ли-2 с интересующим Вами литером: СССР-Х360, СССР-Х362 (с марта 1943 г), СССР-Х386 (с мая 1944 года). Также был С-47 СССР-Х361 (с марта 1943 г) в авиации Дальстроя НКВД. Хотя и не исключено, что были и другие.
Реестр воздушных судов по типам, бортовым и серийным номерам с указанием принадлежности ЕМНИП находился в Архиве министерства гражданской авиации г.Москва. Где эти документы сейчас -?
> например во Внуково загрузил апаратуру и специалиста для проводения аэрофотосъемки после боя крупнейшего танкового сражения под Прохоровкой при этом такое задание выполняли и другие неизвестные мне экипажи.
И где же в ЦАМО эти фотопланшеты лежат? Или в Архиве президента РФ находятся?
СК

От vetal
К SK (25.07.2011 15:23:32)
Дата 25.07.2011 15:44:18

Re: Прошу помочь...

К сожалению документы на технику отделили от личного состава. Я смотрел в ГАРФ, Экономическом архиве, Запрвшивал Челябинский Объединенный архив. Сделал запрос на Архив ФСБ. Пока результат отрицательный.

От SK
К vetal (25.07.2011 15:44:18)
Дата 25.07.2011 16:53:43

Re: Прошу помочь...

>К сожалению документы на технику отделили от личного состава. Я смотрел в ГАРФ, Экономическом архиве, Запрвшивал Челябинский Объединенный архив. Сделал запрос на Архив ФСБ. Пока результат отрицательный.
Архив МГА был отдельным ведомственным архивом. В нем и хранился реестр воздушных судов СССР еще с довоенных лет. Куда-то должны были передать после расформирования министерства.

От vetal
К vetal (25.07.2011 15:44:18)
Дата 25.07.2011 16:07:16

Где фотопланшеты?

Фото планшеты были отсняты по моим догадкам, это не догма, для газеты "За Сталинский металл" выпускаемую в Челябметаллургстрое. Вероятно, снимки можно найти в одном из выпусков. Проверить пока не могу. В Челябинске не бываю.

От vetal
К vetal (25.07.2011 15:10:51)
Дата 25.07.2011 15:19:32

Re: Прошу помочь...

В Экономическом Архиве на Б.Пирогвке нашел донесение "Основные показтели аварийности авиаподразделений министерств и ведомств за 1947 г. в сравнении с 1946 г. таблица 1. Фонд 3527, опись 2, Ед. хр. 175, стр. 43. Сдесь информация косвенно подтверждающая слова отца. Но документов к этой таблици найти не удалось. Сдесь сказано п.12 Главпромстрой МВД СССР авария моторов 1946 год одна 1947 год одна. Всего проишествий 1- 1946, 1-1947. общий налет часов до поломки 1946 г.-1675, в 1947-845 часов. Погибших нет. Тип самолета не указан. Похоже это искомый самолет. Кто может сообщить что либо, пишите vetalgve@mail.ru

[497K]



От hunter019
К vetal (25.07.2011 15:19:32)
Дата 25.07.2011 17:30:01

Замечательный докумет!!

>В Экономическом Архиве на Б.Пирогвке нашел донесение "Основные показтели аварийности авиаподразделений министерств и ведомств за 1947 г. в сравнении с 1946 г. таблица 1. Фонд 3527, опись 2, Ед. хр. 175, стр. 43. Сдесь информация косвенно подтверждающая слова отца. Но документов к этой таблици найти не удалось.
А другие листы есть?

От vetal
К hunter019 (25.07.2011 17:30:01)
Дата 25.07.2011 18:17:02

Re: Замечательный докумет!!

Других страниц нет

От SK
К vetal (25.07.2011 18:17:02)
Дата 26.07.2011 09:06:20

Re: Замечательный докумет!!

Подсказали коллеги, где искать реестры воздушных судов:
Российский государственный архив экономики, фонд 9527, опись 2 (том 3) дела
3046 РВС с 31-35 гг.
3047 РВС с 35-36 гг.
3048 РВС с 36-38 гг.
3049 РВС с 38-41 гг.
3050 РВС с 41-44 гг.
Наверное дальше по списку дел идет и послевоенный период.
СК

От vetal
К SK (26.07.2011 09:06:20)
Дата 26.07.2011 14:32:12

фонд 9527, опись 2 (том 3) дело 3050 РВС с 41-44 гг.

>"Подсказали коллеги, где искать реестры воздушных судов:
>Российский государственный архив экономики, фонд 9527, опись 2 (том 3) дела..."
В следующий приезд в Москву обязательно посмотрю. Но возможно все опять замкнется на Х-360 СССР, Х-362 СССР, Х-386 СССР. Ф.И.О экипажей которых я ищу.

От SK
К vetal (26.07.2011 14:32:12)
Дата 26.07.2011 16:16:01

Re: фонд 9527,...

>>"Подсказали коллеги, где искать реестры воздушных судов:
>>Российский государственный архив экономики, фонд 9527, опись 2 (том 3) дела..."
> В следующий приезд в Москву обязательно посмотрю. Но возможно все опять замкнется на Х-360 СССР, Х-362 СССР, Х-386 СССР. Ф.И.О экипажей которых я ищу.
Там хотя бы будут даты и принадлежность к определенному авиаотряду. Далее ИМХО в архив МВД (?ФСБ) в отдел учета личного состава соответствующего подразделения.
СК

От vetal
К SK (26.07.2011 16:16:01)
Дата 26.07.2011 23:11:51

Re: фонд 9527,...

>Там хотя бы будут даты и принадлежность к определенному авиаотряду. Далее ИМХО в архив МВД (?ФСБ) в отдел учета личного состава соответствующего подразделения.
>СК
Начну с первого просмотра реестров. А там глядишь и далее запрос по л\с

От SK
К vetal (25.07.2011 15:19:32)
Дата 25.07.2011 15:28:25

Re: Прошу помочь...

>В Экономическом Архиве на Б.Пирогвке нашел донесение "Основные показтели аварийности авиаподразделений министерств и ведомств за 1947 г. в сравнении с 1946 г. таблица 1. Фонд 3527, опись 2, Ед. хр. 175, стр. 43. Сдесь информация косвенно подтверждающая слова отца. Но документов к этой таблици найти не удалось. Сдесь сказано п.12 Главпромстрой МВД СССР авария моторов 1946 год одна 1947 год одна. Всего проишествий 1- 1946, 1-1947. общий налет часов до поломки 1946 г.-1675, в 1947-845 часов. Погибших нет. Тип самолета не указан. Похоже это искомый самолет. Кто может сообщить что либо, пишите vetalgve@mail.ru
>[497K]
Немного ниже новый ресурс по происшествиям анонсировали:
http://www.airdisaster.ru/
там случайно нет искомого?
СК

От vetal
К SK (25.07.2011 15:28:25)
Дата 25.07.2011 15:49:42

Re: Прошу помочь...

Очень хороший ресурс. Я многие из этих произшествий просматривал в Архиве экономики. Сдесь борта с номером начинающимся с буквы "Л"-линейный а надо с буквы "Х"-хозяйственный. т.е в этот перечень не вошли Наркоматы МВД.

От SK
К vetal (25.07.2011 15:49:42)
Дата 25.07.2011 16:54:29

Пока не вошли - еще пополнится :) (-)


От Игорь Григорьев
К SK (25.07.2011 16:54:29)
Дата 26.07.2011 13:20:21

По своей области только это есть

http://www.airdisaster.ru/database.php?id=658

Тип происшествия: катастрофа
Дата: 30 декабря 1947 г.
Страна: СССР
Место происшествия: Челябинская область, 20 км севернее Златоуста
Тип ВС: Ли-2
Регистрация ВС: СССР-Л4214
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Московское ТУ ГВФ, 24 ато

От vetal
К Игорь Григорьев (26.07.2011 13:20:21)
Дата 27.07.2011 11:45:33

Re: По своей...

Игорь спасибо за желание помочь. Я порылся в деле авиапроишествий в Экономическом архиве. и ГАРФ. К сожалению документов на нашел нужных. Там очень много есть с подробностями. Состав семьи, обеспеченость жильем и т.д. Как экипаж спал наконуне. Питание и т.д. Если кому нужны данные то там их избыток, но в основном это серьезные авиапроишествия с последствиями. Ли-2 который я ищу совершил вынужденную посадку без последствий в г.Краснодаре. Судя по истории на сайте Авиалиний кубани С 1946 года Краснодарский аэропорт начал принимать самолеты Ли-2, а с 1948 года — Ил-14.
http://www.alk.ru/about/history.php Возможно они были первые кто совершил посадку на Ли-2,причем вынужденную а может и нет.