От МишаТ
К SK
Дата 14.10.2011 22:45:29
Рубрики Люди и авиация; Авиатехника; 1936-1945 гг.;

Re: Подготовка летного...

>Приветствую!
>У нас перед войной четко прослеживалась линейка самолетов У-2 - УТ-2 - УТИ-4 - И-16 (и др.), причем курсанты уже в училищах получали налет на боевых типах самолетов.


В 41 году авиационные училища которые обучали на И-16 перешли на систему Ут-2 - УТИ-4 - И-16. На И-15 У-2 - И-5 - И-15; на СБ Р-5 - УСБ - СБ.
Причем налет на боевом самолете (я имею ввиду именно личный налет на боевом самолете) не превышал 8 часов... Ну а в основном 5-6 часов 20-25 полетов (!) Причем судя по воспоминаниям в ходе войны, часов налета, естественно больше не стало...
Ну и что касается собственно налета, то практически все эти полеты были только на отработку взлета и посадки... Пилотаж, полеты по маршруту, групповая слетанность, стрельба - не отрабатывались в училищах, как минимум с начала 40 года...
Так что толку от такой подготовки был не велик и собственно это и предопределило наши гигантские потери в воздушных боях вплоть до 44 года.Вот такая грустная история.

От ZaReznik
К МишаТ (14.10.2011 22:45:29)
Дата 16.10.2011 11:11:10

Re: Подготовка летного...

>>Приветствую!
>>У нас перед войной четко прослеживалась линейка самолетов У-2 - УТ-2 - УТИ-4 - И-16 (и др.), причем курсанты уже в училищах получали налет на боевых типах самолетов.
>

>....на СБ Р-5 - УСБ - СБ.
?? сразу садили на Р-5 без У-2 ??

От МишаТ
К ZaReznik (16.10.2011 11:11:10)
Дата 16.10.2011 11:17:20

Re: Подготовка летного...

>>>Приветствую!
>>>У нас перед войной четко прослеживалась линейка самолетов У-2 - УТ-2 - УТИ-4 - И-16 (и др.), причем курсанты уже в училищах получали налет на боевых типах самолетов.
>>
>
>>....на СБ Р-5 - УСБ - СБ.
>?? сразу садили на Р-5 без У-2 ??

Да, и на Ут-2 сразу...

От ZaReznik
К МишаТ (16.10.2011 11:17:20)
Дата 16.10.2011 17:40:16

Re: Подготовка летного...

>>>>Приветствую!
>>>>У нас перед войной четко прослеживалась линейка самолетов У-2 - УТ-2 - УТИ-4 - И-16 (и др.), причем курсанты уже в училищах получали налет на боевых типах самолетов.
>>>
>>
>>>....на СБ Р-5 - УСБ - СБ.
>>?? сразу садили на Р-5 без У-2 ??
>
>Да, и на Ут-2 сразу...
Про УТ-2 - читал, попадалось.
А вот то чтобы первый самостоятельный широко практиковали на Р-5 - честно говоря, впервые слышу.

Методом научного тыка пошел смотреть воспоминания летчиков на "Я помню":
у штурманов вижу Р-5 в качестве первого, а вот у летчиков что-то не очень:

(1) Свердловский Б.Г.
Мы сели в поезд и поехали в Кировабад. Сейчас он называется Гянджа…Это в Азербайджане. Там была бомбардировочная летная школа. Я ее окончил. В аэроклубе летал на По-2, в школе тоже сначала По-2, тогда он назывался У-2. Потом вылетел на самолете-разведчике Р-5. Потом - на СБ конструктора Архангельского. Полета 2-3 сделал на «пешке», но самостоятельно на ней не летал. И из Ирана нам поступили американские «Бостоны». Они из Америки до Ирана шли пароходами, а из Ирана наши летчики-перегонщики их перегоняли в Кировабад. Этих самолетов у нас было полно. И мы переучились на «Бостоны».
http://www.iremember.ru/letchiki-bombardirov/sverdlovskiy-boris-grigorevich.html

(2) Мабо М.Я. (но это уже, правда, 1944-45)
В полку было 3 эскадрильи. Первая эскадрилья летала на УТ-2, вторая - на СБ, потом на УТБ-2, третья эскадрилья - на Пе-2. За время обучения в полку лётчики переходили из эскадрильи в эскадрилью, и так проходили через все три. На Ту-2 - только спаренное управление. А после окончания УТБ-2 - на «пешке».
- У-2 не было?
- Нет. Я на У-2, или По-2, летал потом. По окончанию всего курса летной подготовки нас переводили в полк боевого применения. Уже не на полевом аэродроме, а непосредственно в училище, - и вот тут уже были боевые инструктора. И опять на «пешках». В полку боевого применения курсант проходил курс подготовки в закрытой кабине. Взлетаешь, закрываешь кабину, и дальше так пилотируешь по маршруту, в закрытой кабине. Сзади сидит инструктор. А потом выпускали самостоятельно.
- Вас обучали летать на Пе-2?
- Да, я летал на Пе-2, и на боевое применение летал.

http://www.iremember.ru/letchiki-bombardirov/mabo-mikhail-yakovlevich/stranitsa-3.html

(3) Кудлаев А.В.
В Баку просидели, пришел приказ, в Ленинобад в Туркмению не поедете, а останетесь в Азербайджане в Астраханбазаре. Туда приехали, самолеты пригнали. Быстро закончили учебу. Самолет был У-2. Некоторых сразу забрали на войну. А мы месяц помогали пограничникам на границе с Ираном, ловили шпионов. Часть курсантов отправили на штурмовики переучиваться, нас в Грузию на самолете УТ-2 закончили там школу. Сидели, ждали распоряжений. А немцы там летали, фотографировали. Потом выдали старинные винтовки, какие-то громадины длинные 1800 какого-то года, говорили, с Ирана забрали. Нас послали на военно-грузинскую дорогу, прошел слух, что немцы выбросили там десант. Месяц просидели, десанта не было, нас сняли и в Кировобадское летное училище. Посадили на Р-5, занятия провели, рассказали какая скорость, как взлетать и садится, как связь держать. Обучились, опять никуда не стали направлять. Отправили на СБ "скоростной бомбардировщик", 220 км! "Ско-о-р-о-о-стной!"
http://www.iremember.ru/letchiki-bombardirov/kudlaev-aleksandr-vasilevich.html

(4) Титов Ф.И.
Окончил аэроклуб без отрыва от производства, приехала комиссия, проверили технику пилотирования, сдал теорию...Так получилось, что в первый набор в истребительную школу я не попал, вместе со мной не попали и еще одиннадцать человек, получивших "отлично" по пилотированию. Думаю, что нас "придержали". Организовали тренировочный отряд, подлетывать. Часть из этих двенадцати человек сделали инструкторами. А в декабре 1939-го был призван в армию и зачислен курсантом Таганрогской школы бомбардировщиков. Быстро прошли курс молодого красноармейца. И сразу стали летать на Р-5, а потом и на СБ. После Р-5 это машина! Отобрали самых способных и гнали: везде бегом, по 10 часов занятия. Должны были учиться четыре года, а учились всего два.
http://www.iremember.ru/letchiki-bombardirov/titov-fedor-ivanovich.html

(5) Белоусов Н.И.
Вскоре, осенью 1937 года пришла путевка в Оренбургское летное училище. Из Пензы на медкомиссию в Куйбышев приехало 11 человек. Смотрю - одного, другого отчислили, думаю: "И меня тоже..." - я тогда не считал себя богатырем. Но на удивление все медицинские комиссии прошел. Обучение было трехгодичным. Изучали три самолета: У-2, Р-5 и СБ. Летал я хорошо и выпустился в числе первых десяти лучших курсантов. Помню экзамен по технике пилотирования принимал боевой майор с двумя орденами Красного Знамени. Посадили на СБ на контрольную проверку. Сделали два круга, сели, выключили двигатели, и он поставил мне отлично.
http://www.iremember.ru/letchiki-bombardirov/belousov-nikolay-ivanovich.html

(6) Дудаков А.В.
Это 1936 год. Поехали мы из Саратова в Энгельс. Опять нас и медицина посмотрела, и мандатная комиссия. Потом стали нас экзаменовать....Я попал в самый сильный класс на 111-е отделение. В него попало тридцать человек. В штурманов никого не агитировали, а всех в летчики взяли. Начиналась так называемая "терка".... В общем, за зиму мы закончили почти всю "терку". Весной начались полеты...
- Какой самолет вы изучили первым?
Вместе с теорией мы изучали самолет "У-2" - для первоначального учения очень хороший, простой по технике пилотирования. Изучили его, и начали летать. Программа полетов называлась - "вывозная". Первый полет с инструктором, но пилотируем вместе. Первый, второй полет: Теперь уже пилотирует курсант, а инструктор где надо поправляет....
- А сколько вывозных полетов до первого вылета Вы сделали?
Я точно не помню. Но помню, что не взял ни одного лишнего полета. А вывозная программа была где-то около двадцати полетов.
- Это был 1936 год?
Начало 1937 года. Затем, будучи еще курсантом, я окончил курс и на "Р-5".
Вообще-то срок обучения был три с половиной года, но я обучался порядка двух лет. Наше звено было такое особое. И нас всех - двадцать один человек, оставили работать инструкторами, поскольку мы и теоретически были самые сильные, и летали лучше всех....
- За время обучения, Вы освоили два или три типа самолета?
Курсантом я освоил "У-2" и "Р-5". Потом год я работал инструктором. на "У-2", выпустил группу десять или двенадцать человек. И ни одного не отчислил. На "Р-5" то же десять-двенадцать человек, и одного отчислил.
- А можно ли его было подготовить?
Кого совсем отчисляли, а кого переводили на основной курс. Мне кажется, я его совсем отчислил. На третий год работы инструктором, война началась. И я своих выпустил уже на "СБ".

http://www.iremember.ru/letchiki-bombardirov/dudakov-aleksandr-vasilevich.html

(7) Смольский Н.Т.
Учился в десятом классе и одновременно постигал основы теории и практики летного мастерства. В июне 1940 года закончил школу и одновременно курс обучения в аэроклубе, налетав самостоятельно около двенадцати часов на самолете У-2....Мне предложили поступить в военную авиационную школу пилотов. ...Наша Поставская военная авиационная школа пилотов была только что образована и состояла из двух отрядов. ... за зиму прошли теорию, матчасть Р-5 и СБ. В мае 1941 теоретические занятия были прекращены, и оба отряда занялись только полетной практикой, для чего мы перебазировались из зимних казарм в летние палаточные лагеря близ селения Михалишки, где находился основной аэродром, отстоящий от железнодорожной станции Поставы на 60 км. К 22-му июня мы практически закончили программу на Р-5 - она была не очень большая, поскольку Р-5 не так уж сильно отличался от У-2....Обмундирование получили, когда нашу школу разместили в двух селах Чкаловской области Чебенки и Черный отрог. Зимой 41-го начали программу СБ. Дали немного теории и начали летать на лыжах. Что сказать о СБ? Хороший самолет. ...В марте 42-го года закочили рограмму, налетав самостоятельно на СБ примерно двадцать часов.
http://www.iremember.ru/letchiki-bombardirov/smolskiy-nikolay-timofeevich.html

(8) Малютина Е.М.
Сначала закончила планерную школу - летали на планерах, запускавшихся с резинового амортизатора. Подлетали на 5 метров от земли, но казалось, что летали. В 1936 году окончила десятилетку и одновременно Ленинградский аэроклуб. Поступила в Батайское летное училище. Набор в отдельную женскую эскадрилью был всего 72 человека. Учились мы три года. ... Чему учили? Первый год только теоретические занятия. Знакомились с материальной частью, теорией полета, работой с радиостанцией на ключе, были общеобразовательные предметы, например история ВКП(б). На второй год, летом, у нас начались полеты естественно, на альма-матер всех предвоенных летчиков - на У-2. Только на третий год нас выпустили самостоятельно. Тогда же мы прошли программу пилотажа. ...Окончив училище на У-2, я была направлена в уральскую авиагруппу, в Казань в отряд спецприменения. ...Возили почту, рожениц из деревень в Казань, химобработкой занимались - в общем, спецприменение. ...Проработала два года и в 1940 году получила направление в Магнитогорск летчиком-инструктором 102-й учебной эскадрильи ГВФ...К августу 1942 у меня курсанты второй группы вылетели самостоятельно, а я была награждена знаком "Отличник аэрофлота". В конце 1942 года на меня пришел вызов на переучивание в ЗАП в Йошкар-Олу. Зиму занимались теорией, изучали материальную часть. Учились ходить строем, стрелять по конусу. Приняли присягу и нам присвоили звание младший лейтенант. ...С весны начали летать сначала на Р-5, потом - СБ. Дали десяток провозных полетов на спарке Пе-2, и мы вылетели самостоятельно. Ходили в зону, на полигон. Бомбили с пикирования, а вот полк бомбил только с горизонтального полета. Всего мы налетали часов 30. Переучивание давалось легко, поскольку у меня уже было полторы тысячи часов налета. Полторы тысячи - это полторы тысячи! Хоть и на У-2 по коробочке. А в нашей девятке были летчицы, летавшие по трассам.
http://www.iremember.ru/letchiki-bombardirov/maliutina-elena-mironovna.html

Я полагаю хватит. Из 8 восьми биографий летчиков-бомбардировщиков - ни ОДНОГО первого самостоятельного полета сразу на Р-5. Не могу сказать, что такого вообще не было и быть не могло. Но считаю, что сразу первым типом на Р-5 ан-масс не выпсукали.

От МишаТ
К ZaReznik (16.10.2011 17:40:16)
Дата 16.10.2011 18:19:30

Re: Подготовка летного...

>>>>>Приветствую!
>>>>>У нас перед войной четко прослеживалась линейка самолетов У-2 - УТ-2 - УТИ-4 - И-16 (и др.), причем курсанты уже в училищах получали налет на боевых типах самолетов.
>>>>
>>>
>>>>....на СБ Р-5 - УСБ - СБ.
>>>?? сразу садили на Р-5 без У-2 ??
>>
>>Да, и на Ут-2 сразу...
>Про УТ-2 - читал, попадалось.
>А вот то чтобы первый самостоятельный широко практиковали на Р-5 - честно говоря, впервые слышу.

>Методом научного тыка пошел смотреть воспоминания летчиков на "Я помню":
>у штурманов вижу Р-5 в качестве первого, а вот у летчиков что-то не очень:

Я Вам конкретно про 41 год говорю, на У-2 предварительную подготовку пилоты должны были проходить в начальных школах...

От ZaReznik
К МишаТ (16.10.2011 18:19:30)
Дата 16.10.2011 18:35:12

Re: Подготовка летного...

>...на У-2 предварительную подготовку пилоты должны были проходить в начальных школах...
Об чем и речь. Т.е. в училище фильтровали - кого могли сажали на Р-5, а кому надо - еще У-2 давали.

От МишаТ
К ZaReznik (16.10.2011 18:35:12)
Дата 16.10.2011 18:38:34

Re: Подготовка летного...

>>...на У-2 предварительную подготовку пилоты должны были проходить в начальных школах...
>Об чем и речь. Т.е. в училище фильтровали - кого могли сажали на Р-5, а кому надо - еще У-2 давали.

Вы что прикалываетесь? В 41 году в школах выпускали людей с самостоятельным налетом на боевом самолете 5-8 часов, какое там фильтровать! Еще раз повторяю, тех кто не прошел подготовку в аэроклубе на У-2, шли в начальные школы ВВС, в них на У-2 готовили. А ВАУ готовили сразу на боевых машинах срок обучения 3 месяца!

От ZaReznik
К МишаТ (16.10.2011 18:38:34)
Дата 16.10.2011 20:13:30

Re: Подготовка летного...

>Вы что прикалываетесь? В 41 году в школах выпускали людей с самостоятельным налетом на боевом самолете 5-8 часов, какое там фильтровать! Еще раз повторяю, тех кто не прошел подготовку в аэроклубе на У-2, шли в начальные школы ВВС, в них на У-2 готовили. А ВАУ готовили сразу на боевых машинах срок обучения 3 месяца!

И тем не менее - сами летчики пишут и том, что и в училище готовили на У-2 (а некоторые на У-2 и выпускались), и в школе - на Р-5 проходили подготовку.

Возможно, путаница из-за значительного временнОго разлета воспоминаний - процедура, похоже, менялась. Возможно, сами летчики за давностью лет путают "школу" и "училище".

От МишаТ
К ZaReznik (16.10.2011 20:13:30)
Дата 16.10.2011 20:15:57

Re: Подготовка летного...

>>Вы что прикалываетесь? В 41 году в школах выпускали людей с самостоятельным налетом на боевом самолете 5-8 часов, какое там фильтровать! Еще раз повторяю, тех кто не прошел подготовку в аэроклубе на У-2, шли в начальные школы ВВС, в них на У-2 готовили. А ВАУ готовили сразу на боевых машинах срок обучения 3 месяца!
>
>И тем не менее - сами летчики пишут и том, что и в училище готовили на У-2 (а некоторые на У-2 и выпускались), и в школе - на Р-5 проходили подготовку.

Ну Вы внимательно почитайте, там все в разные годы поступали с 36 по 42, я конкретно за первую половину 41 года Вам описал ситуацию...
>Возможно, путаница из-за значительного временнОго разлета воспоминаний - процедура, похоже, менялась. Возможно, сами летчики за давностью лет путают "школу" и "училище".

От МишаТ
К МишаТ (16.10.2011 20:15:57)
Дата 16.10.2011 20:18:20

Re: Подготовка летного...


>>И тем не менее - сами летчики пишут и том, что и в училище готовили на У-2 (а некоторые на У-2 и выпускались), и в школе - на Р-5 проходили подготовку.
>
>Ну Вы внимательно почитайте, там все в разные годы поступали с 36 по 42, я конкретно за первую половину 41 года Вам описал ситуацию...

Вот товарищ в 41 году начал учится, у него четко Р-5 - УСБ - СБ:
Смольский Н.Т.
Учился в десятом классе и одновременно постигал основы теории и практики летного мастерства. В июне 1940 года закончил школу и одновременно курс обучения в аэроклубе, налетав самостоятельно около двенадцати часов на самолете У-2....Мне предложили поступить в военную авиационную школу пилотов. ...Наша Поставская военная авиационная школа пилотов была только что образована и состояла из двух отрядов. ... за зиму прошли теорию, матчасть Р-5 и СБ. В мае 1941 теоретические занятия были прекращены, и оба отряда занялись только полетной практикой, для чего мы перебазировались из зимних казарм в летние палаточные лагеря близ селения Михалишки, где находился основной аэродром, отстоящий от железнодорожной станции Поставы на 60 км. К 22-му июня мы практически закончили программу на Р-5 - она была не очень большая, поскольку Р-5 не так уж сильно отличался от У-2....Обмундирование получили, когда нашу школу разместили в двух селах Чкаловской области Чебенки и Черный отрог. Зимой 41-го начали программу СБ. Дали немного теории и начали летать на лыжах. Что сказать о СБ? Хороший самолет. ...В марте 42-го года закочили рограмму, налетав самостоятельно на СБ примерно двадцать часов.

От Rutil28
К МишаТ (16.10.2011 20:18:20)
Дата 17.10.2011 19:04:55

Re: Подготовка летного...

1. За 1938-41 год система подготовки несколько раз существенно менялась.
2. Одновременно существовали разные типы школ с разными программами.

От МишаТ
К Rutil28 (17.10.2011 19:04:55)
Дата 18.10.2011 00:44:39

Re: Подготовка летного...

>1. За 1938-41 год система подготовки несколько раз существенно менялась.
>2. Одновременно существовали разные типы школ с разными программами.

Я про 38-40 год и не писал ни чего...