От МишаТ
К МишаТ
Дата 10.03.2012 11:45:33
Рубрики Люди и авиация;

В продолжении темы

Вопрос появился из-за победы одержанной капитаном Викторовым, в июне 1941 года в составе 31 ИАП над Митавой. - Их просто двое было первый Николай Никифорович 1909 г.р. Второй Григорий Петрович - оба не возвратились с б/з осенью 1941 года...
Может быть есть какая нибудь информация кто из них мог быть в 31 ИАП?

От Owl-99
К МишаТ (10.03.2012 11:45:33)
Дата 10.03.2012 17:04:49

Это первый, Н.Н.

>Вопрос появился из-за победы одержанной капитаном Викторовым, в июне 1941 года в составе 31 ИАП над Митавой. - Их просто двое было первый Николай Никифорович 1909 г.р. Второй Григорий Петрович - оба не возвратились с б/з осенью 1941 года...
>Может быть есть какая нибудь информация кто из них мог быть в 31 ИАП?

Воевал сначала в составе 31 иап на Миг-3, затем в 122 иап, тоже на МиГ-3. (Пока вопрос, возможно между этими полками где-то еще, т.к. в 122 иап он пришел только в октябре, и в этом же месяце погиб). Не вернулся из боевого вылета 27 октября 1941 г. Всего одержал 3 личных победы, одну в 31 иап и две в 122 иап.

Григорий Петрович Викторов (1913) вовевал в составе 32 иап на И-16. По наградным имел боевой счет 4+3, но по другим документам отслеживается пока только 1 лично сбитый Ю-87. У этого судьба вообще триллер: не вернулся из боевого вылета 4 октября 1941 г. Сбит в воздушном бою, попал в плен раненым и направлен в концлагерь на острове Джерси. Бежал, сражался в рядах Французского Сопротивления. Погиб во Франции в партизанском отряде 24 января 1944 г.

Что интересно, оба эти летчика (и еще один, третий Викторов) воевали на Халхин-Голе и все в составе одного, 70 иап.

Owl

От МишаТ
К Owl-99 (10.03.2012 17:04:49)
Дата 10.03.2012 19:07:24

Re: Это первый,...


>Воевал сначала в составе 31 иап на Миг-3, затем в 122 иап, тоже на МиГ-3. (Пока вопрос, возможно между этими полками где-то еще, т.к. в 122 иап он пришел только в октябре, и в этом же месяце погиб). Не вернулся из боевого вылета 27 октября 1941 г. Всего одержал 3 личных победы, одну в 31 иап и две в 122 иап.

Спасибо, мне и Сергей уже подсказал - человек был серьезный, с победами на Халхин-Голе, представлялся к ГСС. По ВОВ - он ранен был 5.07.41 так что до октября скорее всего лечился. В списке раненых он значится как инспектор 8 САД по т/п, но не факт что он в этой должности реально был в начале войны (тем более что такой должности и по штату не было). В отчете 31 ИАП он проходит как один из трех пилотов одержавших победу - так что возможно был уже в составе 31 ИАП. По дате победы в 31 ИАП не понятно точно какого числа, только указано что бомбардировщик над Ригой.


>Григорий Петрович Викторов (1913) вовевал в составе 32 иап на И-16. По наградным имел боевой счет 4+3, но по другим документам отслеживается пока только 1 лично сбитый Ю-87. У этого судьба вообще триллер: не вернулся из боевого вылета 4 октября 1941 г. Сбит в воздушном бою, попал в плен раненым и направлен в концлагерь на острове Джерси. Бежал, сражался в рядах Французского Сопротивления. Погиб во Франции в партизанском отряде 24 января 1944 г.

Да жизнь как приключенческий роман...

>Что интересно, оба эти летчика (и еще один, третий Викторов) воевали на Халхин-Голе и все в составе одного, 70 иап.

Очень интересно - а судьба третьего Викторова известна?

От Owl-99
К МишаТ (10.03.2012 19:07:24)
Дата 10.03.2012 19:21:02

Re: Это первый,...


>В отчете 31 ИАП он проходит как один из трех пилотов одержавших победу - так что возможно был уже в составе 31 ИАП. По дате победы в 31 ИАП не понятно точно какого числа, только указано что бомбардировщик над Ригой.

У меня так: 22.06.1941, сбито 3 Ю-88 (в документах также проходят как Хе-111, но вроде теперь ясно что хейнкелей там не было) в р-не аэродром Платонэ - станция Дельба, сбили Путивко, Привалов и Викторов.

>Очень интересно - а судьба третьего Викторова известна?

Да, это тоже известный человек, испытатель, Викторов Сергей Николаевич, участвовал в советско-финляндской войне в составе 25 иап, затем работал летчиком-испытателем в Китае. Погиб 24 мая 1941 г в авиакатастрофе при облете И-16 на аэродроме Урумчи.

Owl

От А.Симонов
К Owl-99 (10.03.2012 19:21:02)
Дата 11.03.2012 02:18:19

Сергей Николаевич Викторов

>>Очень интересно - а судьба третьего Викторова известна?
ВИКТОРОВ
Сергей Николаевич
1911-1941

Лётчик-испытатель 3-го класса (1941), майор (1940).
Родился 28 сентября (11 октября) 1911 года в посёлке Базарный Сызган ныне Ульяновской области. В 1928 окончил семилетнюю школу. До 1931 работал кондуктором товарных поездов на железнодорожной станции. В 1932 окончил курсы дежурных по станции в городе Сызрань (Самарская область). В 1932-1933 работал агентом по приёму и отправке грузов на заводе в Самаре.
В армии с августа 1933. В 1936 окончил Энгельсскую ВАШЛ. Служил в строевых частях ВВС.
Участник боёв на реке Халхин-Гол: в июле-сентябре 1939 – командир звена 70-го истребительного авиационного полка, сбил 1 самолёт противника.
Участник советско-финляндской войны 1939-1940 в составе 25-го истребительного авиационного полка.
С июня 1940 по февраль 1941 – лётчик-испытатель авиазавода №153 (г. Новосибирск). Испытывал серийные И-16 и их модификации.
В августе 1940 участвовал в воздушном параде в Тушино в составе «красной пятёрки».
С февраля 1941 – лётчик-испытатель авиазавода №600 (г. Урумчи, Китай). Испытывал серийные И-16.
Погиб 24 мая 1941 года при выполнении испытательного полёта на И-16.
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Награждён орденами Ленина (17.11.1939), Красного Знамени (29.08.1939), монгольским орденом Сухэ-Батора (1939).

От МишаТ
К А.Симонов (11.03.2012 02:18:19)
Дата 11.03.2012 08:47:54

Re: Сергей Николаевич...

>>>Очень интересно - а судьба третьего Викторова известна?
>ВИКТОРОВ
>Сергей Николаевич
>1911-1941

>Лётчик-испытатель 3-го класса (1941), майор (1940).
>Родился 28 сентября (11 октября) 1911 года в посёлке Базарный Сызган ныне Ульяновской области. В 1928 окончил семилетнюю школу. До 1931 работал кондуктором товарных поездов на железнодорожной станции. В 1932 окончил курсы дежурных по станции в городе Сызрань (Самарская область). В 1932-1933 работал агентом по приёму и отправке грузов на заводе в Самаре.
>В армии с августа 1933. В 1936 окончил Энгельсскую ВАШЛ. Служил в строевых частях ВВС.
>Участник боёв на реке Халхин-Гол: в июле-сентябре 1939 – командир звена 70-го истребительного авиационного полка, сбил 1 самолёт противника.
>Участник советско-финляндской войны 1939-1940 в составе 25-го истребительного авиационного полка.
>С июня 1940 по февраль 1941 – лётчик-испытатель авиазавода №153 (г. Новосибирск). Испытывал серийные И-16 и их модификации.
>В августе 1940 участвовал в воздушном параде в Тушино в составе «красной пятёрки».
>С февраля 1941 – лётчик-испытатель авиазавода №600 (г. Урумчи, Китай). Испытывал серийные И-16.
>Погиб 24 мая 1941 года при выполнении испытательного полёта на И-16.
>Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
>Награждён орденами Ленина (17.11.1939), Красного Знамени (29.08.1939), монгольским орденом Сухэ-Батора (1939).
Спасибо!

От МишаТ
К Owl-99 (10.03.2012 19:21:02)
Дата 10.03.2012 19:36:20

Re: Это первый,...


>У меня так: 22.06.1941, сбито 3 Ю-88 (в документах также проходят как Хе-111, но вроде теперь ясно что хейнкелей там не было) в р-не аэродром Платонэ - станция Дельба, сбили Путивко, Привалов и Викторов.

Из отчета о б/д 31 ИАП с 22 по 29 июня (это единственный адекватный документ по полку за июнь): "Сбито самолетов противника Хе-111 - 3. 1) майор путивко сбил разведчика Хе-111 в р-не а-ма Платоне. 2) мл.л-т Привалов сбил один Хе-111 в р-не а-ма Платоне. 3) Сбит капитаном Викторовым в р-не а-ма Рига".

>>Очень интересно - а судьба третьего Викторова известна?
>
>Да, это тоже известный человек, испытатель, Викторов Сергей Николаевич, участвовал в советско-финляндской войне в составе 25 иап, затем работал летчиком-испытателем в Китае. Погиб 24 мая 1941 г в авиакатастрофе при облете И-16 на аэродроме Урумчи.
Забавно - 32 ИАП в начале сентября получил 25 И-16 600 завода на пополнение...

От Owl-99
К МишаТ (10.03.2012 19:36:20)
Дата 10.03.2012 22:51:41

Победы 31 иап летом 1941 г. - это одни вопросы.


>3) Сбит капитаном Викторовым в р-не а-ма Рига".

Точно сейчас не скажу, в каком документе, но именно полкового уровня, была дата на эти 3 сбитых - 22 июня и победа к-на Викторова была записана в районе ж.д. станции Дельба.

Вообще по документам 31 иап в первый период боевой работы (июнь-июль 1941) официально сбил 13 самолетов, из которых с датами, фамилиями и районами мне известно только 7... Из них победа Шварева 09.07. - Ме-110 в группе в р-не Идрица - взята исключительно из его летной книжки, более никакими документами не подтверждена и вообще вызывает большие сомнения.

Owl

От МишаТ
К Owl-99 (10.03.2012 22:51:41)
Дата 11.03.2012 00:52:26

Re: Победы 31...

>Точно сейчас не скажу, в каком документе, но именно полкового уровня, была дата на эти 3 сбитых - 22 июня и победа к-на Викторова была записана в районе ж.д. станции Дельба.

Все нашел оперсводку 31 ИАП от 26.06, Викторов был в паре с мл.л-м Беляковым, в 13.50 дело было, они его от Риги походу преследовали и завалили в р-не ст.Дельба. Да но указано что сбил лично Викторов.

>Вообще по документам 31 иап в первый период боевой работы (июнь-июль 1941) официально сбил 13 самолетов, из которых с датами, фамилиями и районами мне известно только 7... Из них победа Шварева 09.07. - Ме-110 в группе в р-не Идрица - взята исключительно из его летной книжки, более никакими документами не подтверждена и вообще вызывает большие сомнения.

За 9.07 есть оперсводка, там указано что Шварев с Вороновым задание не выполняли, так как возвратились из-за неисправностей моторов - так что сам понимаешь с этой победой лажа...
Часть побед прослеживается по оперсводкам, комэска Петров например в паре заявили 3.07 Ю-88.
Из 31 ИАП наверняка вышло много хороших пилотов, но я так и не нашел ни довоенный список полка, ни даже список полка при переформировании, то трудно понять кто где начал воевать...
Так по аналогии с 10, 15 и 42 ИАП уверен должны быть еще асы, кроме Шварева...
Кстати АЭ Сухорябова 10 МиГ-3, которая летом была передана в 237 ИАП, была укомплектована пилотами из 31 ИАП.

От Owl-99
К МишаТ (11.03.2012 00:52:26)
Дата 11.03.2012 12:45:37

Re: Победы 31...

>За 9.07 есть оперсводка, там указано что Шварев с Вороновым задание не выполняли, так как возвратились из-за неисправностей моторов - так что сам понимаешь с этой победой лажа...

Понятно, вполне конечно ожидаемо (показывает высоту степени достоверности данных в летных книжках, коим многие склонны безоговорочно доверять), хотя может быть дата неточная? Ничего похожего там вокруг не наблюдается в июне-июле? Хотя бы встреча, атака, бой...

Owl

От МишаТ
К Owl-99 (11.03.2012 12:45:37)
Дата 12.03.2012 23:54:41

Заявки на победы 31 ИАП

В историческом формуляре 31 ИАП в период с 22.6 по 15.07.41 года заявлено 742 с/в, 450 часов 18 минут налета. Сбили 13 самолетов противника и 1 подбили. По типам 4 Ме-109, 2 Ю-87, 4 Ю-88, 2 Хе-111, 1 Хш-126. Подбит 1 Хе-111.
Реально в числе этих заявок на победы, заявки пилотов частей которые в тот момент входили в состав 31 ИАП (!)
Например на 5.07 в составе 31 ИАП действовали:
- эскадрилья Киселева 10 МиГ-3 (исправных 2).
- эскадрилья Шемякова(15 ИАП)7 МиГ-3 (исправных 3).
- эскадрилья И-16(21 ИАП) исправных 4.
- звено Титаева (148 ИАП)4 МиГ-3 (исправных 2).
В числе участвовавших 148 ИАП кроме Титаева, еще к-н Крылов...
Из 21 ИАП лейтенанты Абалтусов и Насонов...
15 ИАП ст.л-ты Шемяков, Тарасов, Дмитриев и к-н Кузнецов....
Далее, примерно 12 июля в состав полка вошла эскадрилья 38 ИАП 8 И-153, л-ты Кавторадзе А.С., Белоус В.А., Мельников Ф.А., Павлюченко И.В.
так что реально примерно половина побед 31 ИАП - это победы пилотов из других полков, которые засчитаны им в 148, 38 и 15 ИАП...

От МишаТ
К Owl-99 (11.03.2012 12:45:37)
Дата 11.03.2012 13:00:33

Re: Победы 31...

>>За 9.07 есть оперсводка, там указано что Шварев с Вороновым задание не выполняли, так как возвратились из-за неисправностей моторов - так что сам понимаешь с этой победой лажа...
>
>Понятно, вполне конечно ожидаемо (показывает высоту степени достоверности данных в летных книжках, коим многие склонны безоговорочно доверять), хотя может быть дата неточная? Ничего похожего там вокруг не наблюдается в июне-июле? Хотя бы встреча, атака, бой...

>Owl

Блин доки проблемные, написаны от руки, многие фамилии не читаются...
8.07 в 18.07-19.17 к-н Овечкин и ст.л-т Шимуков парой сбили Хе-126 в р-не дер.Горбиня(трудно разобрать?).
Шварев по моему только один раз и упоминается в оперсводке от 9.07...

От Owl-99
К МишаТ (11.03.2012 00:52:26)
Дата 11.03.2012 12:11:46

Re: Победы 31...

>Часть побед прослеживается по оперсводкам, комэска Петров например в паре заявили 3.07 Ю-88.
А у меня на 3 июля 2 сбитых записано: сначала 1 Ю-88 сбит парой (фамилий нет) в р-не Псков – Остров, а потом в 22.00 сбит 1 Хе-111 лично ст.л-т Волков Я.Г. в зап. Остров, получается это повтор одного и того же события?

Owl

От Прокофьев Илья
К Owl-99 (11.03.2012 12:11:46)
Дата 11.03.2012 14:31:46

Re: Победы 31...

>>Часть побед прослеживается по оперсводкам, комэска Петров например в паре заявили 3.07 Ю-88.
>А у меня на 3 июля 2 сбитых записано: сначала 1 Ю-88 сбит парой (фамилий нет) в р-не Псков – Остров, а потом в 22.00 сбит 1 Хе-111 лично ст.л-т Волков Я.Г. в зап. Остров, получается это повтор одного и того же события?

>Owl


Приветствую! Может быть пригодится? Вот что есть у псковских поисковиков:

Место падения самолета МиГ-3, 31-го истребительного авиаполка (прикомандирован из состава 240 ИАП 8 САД) (озеро Голомино). Не вернулся с боевого задания 5 июля 1941 года. В 2003 году поисковым отрядом «След Пантеры» со дна озера поднят двигатель Ам-35а № 9ЕА О4552. По словам местных жителей, воздушный бой проходил в июле 1941 года, летчик выпрыгнул с парашютом и приземлился на берегу мертвым. Похоронен где-то на берегу. Имя летчика: старший лейтенант Волков Яков Григорьевич, 1906 г.р.

С уважением, Илья.

От МишаТ
К Прокофьев Илья (11.03.2012 14:31:46)
Дата 12.03.2012 22:25:31

Re: Победы 31...

>>>Часть побед прослеживается по оперсводкам, комэска Петров например в паре заявили 3.07 Ю-88.
>>А у меня на 3 июля 2 сбитых записано: сначала 1 Ю-88 сбит парой (фамилий нет) в р-не Псков – Остров, а потом в 22.00 сбит 1 Хе-111 лично ст.л-т Волков Я.Г. в зап. Остров, получается это повтор одного и того же события?
>
>>Owl
>

>Приветствую! Может быть пригодится? Вот что есть у псковских поисковиков:

>Место падения самолета МиГ-3, 31-го истребительного авиаполка (прикомандирован из состава 240 ИАП 8 САД) (озеро Голомино). Не вернулся с боевого задания 5 июля 1941 года. В 2003 году поисковым отрядом «След Пантеры» со дна озера поднят двигатель Ам-35а № 9ЕА О4552. По словам местных жителей, воздушный бой проходил в июле 1941 года, летчик выпрыгнул с парашютом и приземлился на берегу мертвым. Похоронен где-то на берегу. Имя летчика: старший лейтенант Волков Яков Григорьевич, 1906 г.р.

>С уважением, Илья.
У меня есть номера всех МиГ-1/3 31 ИАП летом 1941 года, но к сожалению номеров мотора в докладе ст.инженера полка не указаны. Волков формально наверняка был переведен в 240 ИАП, но фактически, скорее всего туда просто не добрался... Это вообще больная тема - в апреле - мае по 8-15 человек из всех кадровых полков ПрибОВО получили назначения в двухсотые полки, но многие не вступили в должности и из-за этого например невозможно порой понять кто реально был комэска на 22 июня...

От МишаТ
К Owl-99 (11.03.2012 12:11:46)
Дата 11.03.2012 12:49:36

Re: Победы 31...

>>Часть побед прослеживается по оперсводкам, комэска Петров например в паре заявили 3.07 Ю-88.
>А у меня на 3 июля 2 сбитых записано: сначала 1 Ю-88 сбит парой (фамилий нет) в р-не Псков – Остров, а потом в 22.00 сбит 1 Хе-111 лично ст.л-т Волков Я.Г. в зап. Остров, получается это повтор одного и того же события?

>Owl

Да в 5.07-5.50 вылет, сбили пароц к-н Петров и мл.л-т Костр....(неразборчиво) Ю-88 упал на западном берегу оз.Псковское.