От boka
К All
Дата 06.10.2013 13:40:27
Рубрики 1936-1945 гг.;

Авиация в сталинградской битве

Подскажитье пожалуйста какая ценность книги "Авиация в сталинградской битве", бо цена в Польше хм... большой ценности: 60 $. Ест ли там новые материaлы, ест ли она сравнима хотя бы с книгой В.Г. Горбача "Над Курской дугой" ?.

От Alex
К boka (06.10.2013 13:40:27)
Дата 01.11.2013 06:30:37

А можно счастливых обладателей показать, как выглядят карты?

Если они есть, конечно.

От ZaReznik
К Alex (01.11.2013 06:30:37)
Дата 01.11.2013 11:58:48

Re: А можно...

>Если они есть, конечно.

Не являясь счастливым обладателем, скажу что карты есть.
Все карты не есть copy-paste цветных или ч/б советских, а как минимум аккуратненько перерисованы.

Одна из них - публиковалась давным-давно в "Мире Авиации" вместе со статьей Раткина насчет "харьковско-барвенковской" прелюдии.

Еще одна карта, большая с аэродромами вокруг Сталинграда, к сожалению посередине "зажёвана" переплётом - лучше бы сделали вкладку-раскладушку.

Вроде бы еще была укрупненная карта-схема боев в самом Сталинграде, но других карт не помню (впрочем, я книгу то у книгопродавца листал, мог и пропустить).

От Alex
К ZaReznik (01.11.2013 11:58:48)
Дата 01.11.2013 12:01:21

Жаль, что у меня не развита фантазия, чтобы все это представить в деталях:) (-)


От Fishbed
К boka (06.10.2013 13:40:27)
Дата 09.10.2013 11:06:26

Re: Авиация в...

>Подскажитье пожалуйста какая ценность книги "Авиация в сталинградской битве", бо цена в Польше хм... большой ценности: 60 $. Ест ли там новые материaлы, ест ли она сравнима хотя бы с книгой В.Г. Горбача "Над Курской дугой" ?.

Начал читать книгу Владимира Раткина "Авиация в Сталинградской битве". Первые впечатления самые благоприятные. Серьезная монография, с глубочайшим уровнем проработки материала на основе архивных материалов. Давно не читал книг такого высокого качества. Автору респект!

Сравнивать книги Виталия Горбача и Владимира Раткина ИМХО не совсем корректно - разные форматы, разная подача материалов. Однако за счет более наглядной подачи материала ИМХО книга о Сталинграде кажется более привлекательной.

От SK
К Fishbed (09.10.2013 11:06:26)
Дата 11.11.2013 15:03:11

Re: Авиация в...

>Начал читать книгу Владимира Раткина "Авиация в Сталинградской битве". Первые впечатления самые благоприятные. Серьезная монография, с глубочайшим уровнем проработки материала на основе архивных материалов. Давно не читал книг такого высокого качества. Автору респект!
Присоединюсь к предыдущему мнению в части общих впечатлений. Работу автор проделал огромную и нужную с точки зрения начала процесса осмысления боевых действий нашей авиации в войне. Такой объем информации одному человеку даже просто собрать воедино сложно, что вызывает глубокое уважение к проделанной автором работе. На повестке дня в дальнейших исследованиях темы Сталинграда анализ информации и беспристрастный анализ общей ситуации в целом. Поэтому хотелось бы поговорить о достоверности документальных источников.
Например:
С.63 л.с. "288-я иад (4-й, 12-й, 287-й, 900-й иап) приступила к приему Як-7 13.8.42 г." с дальнейшим цитированием документа (наверное дивизионного) о срочной переброске на фронт и, в связи с этим, малым знакомством с новой техникой.
Про 4-й и 287-й иап мне сказать нечего, за исключением того, что летный состав с других типов на Яки пересаживался запросто.
4-й с Харрикейнов на Як-7 + боевой опыт
287-й с Харрикейнов на Як-7 + боевой опыт
Что касается 12-го иап, то он мало того что пересел с однотипного Як-1 на Як-7 так еще и имел богатый боевой опыт на Яках
До Як-7:
с 24.8.41 по 2.2.42 г. произвел 2867 боевых вылетов, провел 169 воздушных боев, сбил 31 самолет противника. Свои потери 7 самолетов.
с 1.5 по 29.5.42 г. Крымский фронт произвел 208 боевых вылетов, провел 66 воздушных боев, сбил 10 самолетов противника. Свои потери 7 самолетов.
с 23.8 по 6.9.42 г. воевал на Сталинградском фронте произвел 74 боевых вылета, провел 38 воздушных боев, сбил 10 самолетов противника. Свои потери 7 экипажей.
Далее на с.206 автор пишет, что этот полк был полностью разбит за 4 дня из-за быстроты ввода в бой. Скорее всего причина была другая.
900-й иап до того как попал на СтФ:
С 20 чисел мая формирование в 5-й заб на Як-7 по 16.6.42 (убыл по ж/д) налет на летчика 16:32, на летчика без боевого опыта и переучивавшихся (таких в полку было 19 из 20) – 14:55, стрельб по конусу -104, по земле – 91, воздушных боев – 191.
- 9-16.7.42 г. ЮЗФ
- 15.8-8.9.42 г. Сталинградский фронт 2-я ВА, затем 8-я ВА, 288-я ад 8-й ВА. Потери: летчиков – 6, самолетов – 8, небоевые потери – 3 самолета, передано в 4-й иап боевых самолетов – 4. Сбито в ВБ – 12 самолетов противника.
Так что на с.73 про 900-й иап что не было времени на знакомство с самолетами ИМХО некорректно, да и результат не хуже, чем у 12-го иап (может как раз оба полка так быстро вновь отправились на переформирование, что летчиков с боевым опытом было мало?). Т.е. в некоторых документах верхних штабов присутствует желание "замазать" свои ошибки якобы объективными причинами. Это желательно проверять и отсеивать.
Согласен с Никитой Егоровым, что малоинформативен текст. Мне, чья тема от боевых действий стоит немного в стороне, например, трудно представить без карт и схем о каких действиях (ударах) идет речь и насколько они были "весомы" (предпочтительны или первоочередны) для той обстановки в целом. Без атласа под рукой это сделать трудно (как и листать туда-обратно до единственной карты-схемы каждый раз). Есть хороший образец подачи материала у Антипова и Уткина в книге про 812-й иап.
Что показалось немного странным.
С.83 Заголовок главы – цитата от, видимо, широко известного человека раз его имя не указано: "Сталинград должен быть очищен от врага!" Заголовок сопровождается рисунком Ме-110 из которого следует, что враг – советские войска, а автор цитаты, наверное Гитлер. Довольно странное созвучие рисунка и текста. Примерно такое же сочетание на с.139. Рисунок Ю-88, посылающего бомбу в ж/д состав, почему-то навевает мысли о том, что речь пойдет о работе немецкой авиации, срывающей наши перевозки. Пока не прочтешь саму главу – не поймешь, что "Военные перевозки и действия авиации" - это [Советские] военные перевозки и действия авиации [ПВО по их защите].
В качестве поправки.
Л.205 "Среди них были самолеты [Як-7], выпущенные малой серией на московских заводах"
Вообще-то 82-й завод (единственный в Московской промышленной зоне) выпускал Як-7Б серийно, а не малой серией.
Там же "900-й иап, к примеру, имел в своем составе по донесениям техслужб 7 Яков завода № 82 и 13 завода № 301 (сборка из выпущенных комплектов была произведена на заводе № 153)"
Начнем с того, что 900-й иап убыл из 5-й заб, погрузившись на ж/д состав, с полным комплектом самолетов выпущенных 153-м авиазаводом – 20 штук, из которых 17 Як-7А (с 2хШКАС) и 3 Як-7Б (с 2хУБС).
В Химках на 301 заводе никаких самолетов не выпускали, просто производили состыковку крыльев с фюзеляжами прибывающих из Новосибирска на ж/д платформах готовых Як-7.
В данном случае самолеты полка прибыли в Химки вместе с личным составом и собирались там. Каким образом в 900-м иап "обменяли" машины Як-7А завода № 153 на Як-7Б завода № 82 (повидимому чтобы машин 7Б и 7А было по 10 штук в полку) – это еще требует уточнения.
СК

От Leon
К SK (11.11.2013 15:03:11)
Дата 11.11.2013 22:16:30

Re: Авиация в...

Сергей,так,небольшое размышление.
Что касается 287 иап,то я разговаривал с летчиком этого полка(сейчас работаю над статьей).Были проблемы с пересадки на Яки после Хуррей и приличные.Так же говорил с ГСС Химичем,чуть позже и у 127 иап были проблемы с пересадкой на Яки))).
С уважением.

От SK
К Leon (11.11.2013 22:16:30)
Дата 12.11.2013 09:02:28

Re: Авиация в...

>Сергей,так,небольшое размышление.
>Что касается 287 иап,то я разговаривал с летчиком этого полка(сейчас работаю над статьей). Были проблемы с пересадки на Яки после Хуррей и приличные.Так же говорил с ГСС Химичем,чуть позже и у 127 иап были проблемы с пересадкой на Яки))).
>С уважением.
Конечно были, но КМК другого порядка. После Мерлина получить М-105ПФ за которым глаз да глаз...
Плюс была общая проблема с качеством авиационного оружия. На заводах НКВ перестали производить нормальный отстрел для экономии боеприпасов: 1-2 выстрела и в упаковку. А на самолетных - выполняли только холодную пристрелку и каждый 10-й самолет отстреливали в воздухе. После того, как ВВС на основании боев в Сталинграде подняли эту проблему и выяснили, почему оружие с заводским браком попало на самолеты, оружейники стали катить бочку на авиаконструкторов, что те делают свои проекты установок вооружения без согласований, чем "портят" его и т.д. ВВС не долго думая дало приказ военпредам отстреливать на земле все самолеты до полной отработки автоматики и в воздухе каждую 5-ю машину. Плюс новую технику стали облетывать и отстреливать в запах при переформировании и укомплектовании. При этом оказалось, что на авиационные заводы поступает до 10 % оружия с браком, требующим заводского ремонта. Также выяснились узкие места конструкции установок вооружения и их быстро доработали.
СК

От SK
К Fishbed (09.10.2013 11:06:26)
Дата 21.10.2013 09:19:41

Re: Авиация в...

>Начал читать книгу Владимира Раткина "Авиация в Сталинградской битве". Первые впечатления самые благоприятные. Серьезная монография, с глубочайшим уровнем проработки материала на основе архивных материалов. Давно не читал книг такого высокого качества. Автору респект!
Вопрос по содержанию: приводится ли разбивка применения нашей авиации по задачам?
Судя по постановлениям ГКО:
№ 2359 1 октября 1942 г. "Об улучшении подготовки летчиков-истребителей и качеств самолетов-истребителей"
№ 2378сс 7 октября 1942 г. "Об увеличении выпуска самолетов-истребителей"
смещение в сторону прикрытия своих войск должно бы быть.
Если моя догадка верна, то причина снятия Ту-2 с производства в пользу Як-9 (и вместе с ним Ил-2 на 381 заводе в пользу Ла-5) - это Сталинград.
СК


От Андрей Платонов
К SK (21.10.2013 09:19:41)
Дата 21.10.2013 12:06:21

Re: Авиация в...

>Судя по постановлениям ГКО:
>№ 2359 1 октября 1942 г. "Об улучшении подготовки летчиков-истребителей и качеств самолетов-истребителей"
>№ 2378сс 7 октября 1942 г. "Об увеличении выпуска самолетов-истребителей"
>смещение в сторону прикрытия своих войск должно бы быть.
>Если моя догадка верна, то причина снятия Ту-2 с производства в пользу Як-9 (и вместе с ним Ил-2 на 381 заводе в пользу Ла-5) - это Сталинград.

Да, у меня сложилось впечатление, что именно работа ИА в Сталинграде расценивалась как неудовлетворительная на многих уровнях - причем, именно тогда же.

От Мансур Мустафин
К Fishbed (09.10.2013 11:06:26)
Дата 09.10.2013 13:16:27

Однако я обнаружил там пару ошибок в подписях к фото (+)

Привет!

Мессершмитт Bf 109E приписываемый 3-й эскадре - на самом деле Bf 109E 6429, потерянный 25-го июля 1941 года, и принадлежал к 6./JG77
С Уважением, Мансур.

От Fishbed
К Мансур Мустафин (09.10.2013 13:16:27)
Дата 09.10.2013 15:00:20

Re: Однако я...

>Мессершмитт Bf 109E приписываемый 3-й эскадре - на самом деле Bf 109E 6429, потерянный 25-го июля 1941 года, и принадлежал к 6./JG77
>С Уважением, Мансур

Доброго времени суток!

Как известно,"и на солнце бывают пятна...":):):)
Не знаю как Вам, но мне неизвестно НИ ОДНОЙ отечественной книги по истории отечественной авиации, в которой не было бы НИ ОДНОЙ ошибки, неточности и т.д. Может Вы знаете такие книги?

С уважением,
Сергей

От Мансур Мустафин
К Fishbed (09.10.2013 15:00:20)
Дата 09.10.2013 15:16:06

Я не в качестве нападок. Я к тому, что уж эту фотографию именно, уж точно (+)

Привет!

можно было знать.
Это одна из самых известных фотографий Эмиля.
С Уважением, Мансур.

От Егоров Н.Б.
К Мансур Мустафин (09.10.2013 15:16:06)
Дата 09.10.2013 15:27:05

Косяк в подписи к фотографии там не один...

Но, естественно, выдать Ме-109 сбитый в 1941 за машину Айнзидля это один из самых ярких, если не самый яркий...

От Fishbed
К Мансур Мустафин (09.10.2013 15:16:06)
Дата 09.10.2013 15:26:11

Re: Я не в качестве нападок

>Привет!
>можно было знать.
>Это одна из самых известных фотографий Эмиля.
>С Уважением, Мансур.

ИМХО все мы и наши коллеги делятся на 1)"визуалистов" и 2) "текстовиков":):):) "Визуалисты" сосредотачивают свой интерес на фото и другой графике: собирают, обмениваются, покупают... "Текстовики", к которым и себя отношу, концентрируются на текстовой (буквенной) информации, а фото рассматривают лишь как иллюстрацию к тексту... Наверное В. Раткин - "текстовик" поэтому и плохо знаком с "самой известной фотографией Эмиля":):):)

С уважением,
Сергей

От Owl-99
К Fishbed (09.10.2013 15:26:11)
Дата 09.10.2013 15:36:47

Он вообще плохо знаком с противником

Никогда в своих работах не уделял этому аспекту должного внимания, что, имхо, является самым существенным недостатком его статей и книг, точнее книги.

Owl

От Fishbed
К Owl-99 (09.10.2013 15:36:47)
Дата 09.10.2013 15:47:08

Re: Он вообще...

>Никогда в своих работах не уделял этому аспекту должного внимания, что, имхо, является самым существенным недостатком его статей и книг, точнее книги.

Миша, продолжая мысль, озвученную Мансуру:
ты можешь привести в качестве примера хоть ОДНУ отечественную работу по истории авиации в ВОВ, в которой ОДИНАКОВО глубоко описывается действия и ВВС, и Люфтваффе в конкретной операции/сражении, в конкретный момент времени???

ИМХО пока таких работ нет. И не знаю, когда появятся... Стоит ли пенять Раткину отсутствие того, чего вообще еще нет?


От Мансур Мустафин
К Fishbed (09.10.2013 15:47:08)
Дата 09.10.2013 16:30:03

Re: Он вообще...

Привет!
>Миша, продолжая мысль, озвученную Мансуру:
>ты можешь привести в качестве примера хоть ОДНУ отечественную работу по истории авиации в ВОВ, в которой ОДИНАКОВО глубоко описывается действия и ВВС, и Люфтваффе в конкретной операции/сражении, в конкретный момент времени???

Статьи Миши Тимина.
Мирослава Морозова по Севастополю.

С Уважением, Мансур.

От Owl-99
К Fishbed (09.10.2013 15:47:08)
Дата 09.10.2013 16:28:19

Re: Он вообще...

>Миша, продолжая мысль, озвученную Мансуру:
>ты можешь привести в качестве примера хоть ОДНУ отечественную работу по истории авиации в ВОВ, в которой ОДИНАКОВО глубоко описывается действия и ВВС, и Люфтваффе в конкретной операции/сражении, в конкретный момент времени???

Сергей, ты тут уподобляешься в суждениях дамам, для которых обычно существуют только два варианта - черное и белое и никаких промежуточных оттенков они не признают :) Кто говорит про "одинаково глубокое" описание? Но какой-то элементарный уровень надо выдерживать, хотя бы для примера сошлюсь на книги Д.Хазанова, который, конечно, далеко не идеален, но в своих работах всегда уделяет определенное внимание действиям противника, старается ознакомить читателя сем, какие конкретные части и соединения действовали против нащих там то и тогда-то, кто ими командовал, кто отличился и т.д. Или взять книгу Виталия Горбача. Или можно вспомнить работу Сергея Абросова по Испании.

>ИМХО пока таких работ нет. И не знаю, когда появятся... Стоит ли пенять Раткину отсутствие того, чего вообще еще нет?

Идеальных нет, но лучшие в обсуждаемом аспекте - есть.

Owl

От Fishbed
К Owl-99 (09.10.2013 16:28:19)
Дата 09.10.2013 16:36:38

Re: Он вообще...

>Сергей, ты тут уподобляешься в суждениях дамам, для которых обычно существуют только два варианта - черное и белое и никаких промежуточных оттенков они не признают :) Кто говорит про "одинаково глубокое" описание? Но какой-то элементарный уровень надо выдерживать, хотя бы для примера сошлюсь на книги Д.Хазанова, который, конечно, далеко не идеален, но в своих работах всегда уделяет определенное внимание действиям противника


Миша, а ты вообще-то книжку Раткина уже прочитал? У меня складывается впечатление, что нет...
Если сравнивать книгу В. Раткина с работами Д. Хазанова, то ИМХО, действиям Люфтов в Сталинграде Раткин уделяет не меньше, а, может быть, даже больше внимания, чем Хазанов "В неизвестной битве..."

От Owl-99
К Fishbed (09.10.2013 16:36:38)
Дата 09.10.2013 17:02:16

По диагонали пробежал :)

Но, во-первых, я читал предыдущие работы Владимира (статья про Харьков, к примеру, вся целиком вощла в книгу), во-вторых, не вижу причин не доверять мнению компетентного коллеги Никиты Егорова, поскольку оно совпадает с моими личными впечатлениями :)

Owl

От Fishbed
К Owl-99 (09.10.2013 17:02:16)
Дата 09.10.2013 17:18:06

Re: По диагонали...

>Но, во-первых, я читал предыдущие работы Владимира (статья про Харьков, к примеру, вся целиком вощла в книгу), во-вторых, не вижу причин не доверять мнению компетентного коллеги Никиты Егорова, поскольку оно совпадает с моими личными впечатлениями :)

1) Что-то мне такой подход напоминает...

2) А компетентность Никиты никто и не пытается оспаривать! Я лишь предложил Никите изначально определиться с терминами, чтобы разговор был продуктивный и предметный без сотрясания воздуха.

И вообще исхожу из того, что на этом форуме собираются очень компетентные люди, с которыми интересно подискуссировать:)


От Owl-99
К Owl-99 (09.10.2013 16:28:19)
Дата 09.10.2013 16:30:28

Еще статьи Олега Киселева про СФВ забыл упомянуть :) (-)


От Мансур Мустафин
К Owl-99 (09.10.2013 16:30:28)
Дата 09.10.2013 16:31:06

Морозов еще. про Севастополь. (-)


От Егоров Н.Б.
К Fishbed (09.10.2013 11:06:26)
Дата 09.10.2013 13:12:57

не соглашусь


>Начал читать книгу Владимира Раткина "Авиация в Сталинградской битве". Первые впечатления самые благоприятные. Серьезная монография, с глубочайшим уровнем проработки материала на основе архивных материалов. Давно не читал книг такого высокого качества. Автору респект!

>Сравнивать книги Виталия Горбача и Владимира Раткина ИМХО не совсем корректно - разные форматы, разная подача материалов. Однако за счет более наглядной подачи материала ИМХО книга о Сталинграде кажется более привлекательной.

А в чем заключается наглядность подачи материала, кроме листа аэродромов, списка участвовавших АП и невразумительных таблиц по потерям?

От Fishbed
К Егоров Н.Б. (09.10.2013 13:12:57)
Дата 09.10.2013 14:56:30

Re: не соглашусь

>А в чем заключается наглядность подачи материала, кроме листа аэродромов, списка участвовавших АП и невразумительных таблиц по потерям?

Ну, если Вы хотите вести конструктивную дискуссию, то давайте с самого начала определимся, что такое "наглядность" применительно к данной МОНОГРАФИИ (а не цветной "мурзилки").

ИМХО в данном случае наглядность - это четкая структура материала, простая и понятная верстка, четкое соблюдение заданных параметров, легкость восприятия текста, иллюстративного материала, подписей к иллюстрациям.

Что же касается якобы "НЕвразумительных таблиц", то что же такое "вразумительная таблица"? ИМХО здесь дело сугубо лично-субъективное: нравится - не нравится:)...

От Егоров Н.Б.
К Fishbed (09.10.2013 14:56:30)
Дата 09.10.2013 15:20:32

Re: не соглашусь


>Ну, если Вы хотите вести конструктивную дискуссию, то давайте с самого начала определимся, что такое "наглядность" применительно к данной МОНОГРАФИИ (а не цветной "мурзилки").

Наглядность это когда все события дня описываются в один день, с подитогом сколько было заявлено, сколько понесено потерь, сколько самолетовылетов было сделано и прочее. Наглядность это присутствие реальных персоналий, а не отстраненных "командиров "Н" ИАПов", особенно это касается немецкой стороны. Наконец, наглядность, это элементарные ссылки на источники и фотоматериал, которые отсутствуют.

>ИМХО в данном случае наглядность - это четкая структура материала, простая и понятная верстка, четкое соблюдение заданных параметров, легкость восприятия текста, иллюстративного материала, подписей к иллюстрациям.

>Что же касается якобы "НЕвразумительных таблиц", то что же такое "вразумительная таблица"? ИМХО здесь дело сугубо лично-субъективное: нравится - не нравится:)...

Слово "невразумительный" относится к содержанию немецких потерь.

От Fishbed
К Егоров Н.Б. (09.10.2013 15:20:32)
Дата 09.10.2013 15:40:18

Re: не соглашусь


>Наглядность это когда все события дня описываются в один день, с подитогом сколько было заявлено, сколько понесено потерь, сколько самолетовылетов было сделано и прочее.

Категорически не согласен с такой трактовкой понятия "наглядность". Вики дает такое определение: наглядность - способность быть легко воспринимаемым зрительно или логически
http://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%BD%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D1%8F%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

То, что Вы озвучили выше к наглядности не имеет никакого отношения. Вы предложили лишь ОДИН из многих ВОЗМОЖНЫХ вариантов структуры и изложения исторического материала (ИМХО не стоит спорить о вкусах). Такая подача материала чаще всего называется "хроникой". И имеет такое же право на существование как вариант, предложенный Раткиным.
Будем ждать Вашу хронику Сталинграда:)

>Наглядность это присутствие реальных персоналий, а не отстраненных "командиров "Н" ИАПов", особенно это касается немецкой стороны.

Гм-гм... А откуда такая забота о немецкой стороне? В аннотации монографии Раткина написано русским по белому: "В настоящем труде рассматриваются действия главным образом советской авиации..."

Наконец, наглядность, это элементарные ссылки на источники и фотоматериал, которые отсутствуют.

А вот здесь соглашусь! Пожалуй, это самый большой недостаток работы Раткина - практически полное отсутствие научного аппарата.

От Егоров Н.Б.
К Fishbed (09.10.2013 15:40:18)
Дата 09.10.2013 17:03:12

Re: не соглашусь



>Категорически не согласен с такой трактовкой понятия "наглядность". Вики дает такое определение: наглядность - способность быть легко воспринимаемым зрительно или логически
http://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%BD%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D1%8F%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

>То, что Вы озвучили выше к наглядности не имеет никакого отношения. Вы предложили лишь ОДИН из многих ВОЗМОЖНЫХ вариантов структуры и изложения исторического материала (ИМХО не стоит спорить о вкусах). Такая подача материала чаще всего называется "хроникой". И имеет такое же право на существование как вариант, предложенный Раткиным.
>Будем ждать Вашу хронику Сталинграда:)

В общем и целом Раткин использует точно такой же метод, а именно хронику. По другому описать боевые действия авиации, пехоты, танков и прочих за отдельно взятый период, невозможно. Но, есть свои законы и у хроники, например, не перескакивать, не светить дни в разнобой и главное четко относить события к дате. К примеру, сейчас дословно не могу процитировать, нет книги под рукой, но он пишет что при перебазировании 598 НБАП из 8 ВА в 16 ВА группа подверглась атаке немецких истребителей, что привело к потере 9 У-2. Все замечательно, но даты нет, и обстоятельств нет. Такие вещи часто встречаются в тексте, что создает у читателя ощущение неполноты картины. Плюсом идет отсутствие разблюдовки по потерям/заявкам за каждый день у каждой из сторон. Второй момент, что опуская в повествовании некоторые детали, автор делает хорошую мину при плохой игре, наши теряют много, эффективность небольшая, качество матчасти ниже плинтуса, а выводы из всего этого нивелируются дословным копированием из документов что на месте удара возник пожар или штурмовики отработали хорошо. Цифры из отчетов приводятся как реальные, попытки сравнить с документами противника нет, соответственно и наглядности нет и книга не воспринимается как солидная законченная работа.


>Гм-гм... А откуда такая забота о немецкой стороне? В аннотации монографии Раткина написано русским по белому: "В настоящем труде рассматриваются действия главным образом советской авиации..."

В таком случае и в названии пропущено одно слово, должно быть "СОВЕТСКАЯ Авиация в битве за Сталинград"


>А вот здесь соглашусь! Пожалуй, это самый большой недостаток работы Раткина - практически полное отсутствие научного аппарата.

Как тогда можно писать солидную работу?

От morsunin
К Егоров Н.Б. (09.10.2013 17:03:12)
Дата 09.10.2013 18:52:46

Просто вопрос о 234иад

К сожалению всю книгу не видел,кроме сканов Katzа.
Книга начинается с мая 42.
А есть ли упоминание о 234иад, как например в военно-историческом очерке боевого пути 8 ВА "Восьмая воздушная"
"...прибывшая 234-я истребительная авиационная дивизия была расформирована. Два ее полка, в том числе 9-й гвардейский истребительный авиационный Одесский Краснознаменный полк под командованием Героя Советского Союза майора Л. Л. Шестакова, включились целиком в состав армии, остальные поэкипажно шли на пополнение других частей."

От Katz
К morsunin (09.10.2013 18:52:46)
Дата 09.10.2013 22:52:04

сканы не мои :( мне не надо покупать (-)


От Егоров Н.Б.
К morsunin (09.10.2013 18:52:46)
Дата 09.10.2013 22:49:28

Re: Просто вопрос...

>К сожалению всю книгу не видел,кроме сканов Katzа.
>Книга начинается с мая 42.
>А есть ли упоминание о 234иад, как например в военно-историческом очерке боевого пути 8 ВА "Восьмая воздушная"
>"...прибывшая 234-я истребительная авиационная дивизия была расформирована. Два ее полка, в том числе 9-й гвардейский истребительный авиационный Одесский Краснознаменный полк под командованием Героя Советского Союза майора Л. Л. Шестакова, включились целиком в состав армии, остальные поэкипажно шли на пополнение других частей."

На соответствующих страницах нет, если я не проглядел, может быть по ходу текста в других местах. Согласно историческому формулчяру 234 ИАД дивизия не расформировывалась. Пробыла в 8 ВА с 12 июня по 16 июня.

От morsunin
К Егоров Н.Б. (09.10.2013 22:49:28)
Дата 10.10.2013 00:13:49

Re: Просто вопрос...

>На соответствующих страницах нет, если я не проглядел, может быть по ходу текста в других местах. Согласно историческому формуляру 234 ИАД дивизия не расформировывалась. Пробыла в 8 ВА с 12 июня по 16 июня.
Просто цитата.
Судя по
http://u-boat-laboratorium.com/uploads/images/3-2013/399.jpg

в тексте не упоминается.
А ведь в дивизии было четыре полка на ЛаГГ-3.
9гв.,240,297,437 иап
Комдив Немцевич Юрий Александрович осв. от должности вроде в сентябре 42, а начальник штаба Вышинский Аркадий Васильевич с ноября 42 стал нш 213нбад.

От deruluft
К boka (06.10.2013 13:40:27)
Дата 06.10.2013 20:33:31

60$ лучше (-)


От Katz
К boka (06.10.2013 13:40:27)
Дата 06.10.2013 19:30:45

примеры страниц

http://u-boat-laboratorium.com/uploads/images/3-2013/379.jpg


http://u-boat-laboratorium.com/uploads/images/3-2013/380.jpg


http://u-boat-laboratorium.com/uploads/images/3-2013/381.jpg


http://u-boat-laboratorium.com/uploads/images/3-2013/382.jpg


http://u-boat-laboratorium.com/uploads/images/3-2013/383.jpg


http://u-boat-laboratorium.com/uploads/images/3-2013/384.jpg


и так далее до
http://u-boat-laboratorium.com/uploads/images/3-2013/401.jpg



От hunter019
К Katz (06.10.2013 19:30:45)
Дата 07.10.2013 10:36:24

А карты-схемы там есть?

Мир дому сему.
Интересует вот к этому:
http://u-boat-laboratorium.com/uploads/images/3-2013/382.jpg


>
http://u-boat-laboratorium.com/uploads/images/3-2013/383.jpg


>
http://u-boat-laboratorium.com/uploads/images/3-2013/384.jpg


Район жительства моих тестя и тещи :)

От Егоров Н.Б.
К Katz (06.10.2013 19:30:45)
Дата 07.10.2013 09:16:37

Уже вся книга в открытом доступе? (-)


От Katz
К Егоров Н.Б. (07.10.2013 09:16:37)
Дата 07.10.2013 09:39:01

еще нет (-)


От Owl-99
К boka (06.10.2013 13:40:27)
Дата 06.10.2013 15:43:13

Re: Авиация в...

>Подскажитье пожалуйста какая ценность книги "Авиация в сталинградской битве", бо цена в Польше хм... большой ценности: 60 $. Ест ли там новые материaлы, ест ли она сравнима хотя бы с книгой В.Г. Горбача "Над Курской дугой" ?.

https://vif2ne.org/nvi/forum/2/co/157640.htm

Owl