От МишаТ
К assaur
Дата 26.09.2014 19:43:04
Рубрики 1936-1945 гг.;

Re: Есть подозрение,...

>Генерал-лейтенант авиации Симахин Ю.В.
>Подготовка авиационных кадров и состояние укомплектованности авиационных соединений и частей личным составом к началу Великой Отечественной войны).

И что?
Я же выше писал, по апрельскому штату все кто младше ком.звена пилоты, какая разница в школе он отучился или в училище. Да и реальный налет ни в школах, ни в училищах ни чем не отличался - всего 25 часов, из них часов 10 самостоятельно, а реально 5-8 как правило.

От петрович
К МишаТ (26.09.2014 19:43:04)
Дата 26.09.2014 23:34:10

Есть разница, есть

Еще в начале 30-х это разделение уже существовало


[615K]



А приказом НКО №080 от 3 марта 1941 г. это было подтверждено


ПРИКАЗ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ПОРЯДКА
КОМПЛЕКТОВАНИЯ ВУЗОВ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ И УЛУЧШЕНИИ
КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ЛЕТНОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТАВА
№ 080 3 марта 1941 г.
Во исполнение постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 25 февраля 1941 г.:
I. Установить следующую систему подготовки летного и технического со¬става ВВС Красной Армии:
А. ПОДГОТОВКА ЛЕТНОГО СОСТАВА
1. Школа первоначального обучения. Срок обучения: в мирное время — 4 месяца, в военное время — 3 месяца .
Задача школы обучить курсанта-пилота пилотированию на учебном самолете и дать общие знания по авиационной технике, теории авиации и военной подготовке.
Налет на каждого курсанта-пилота установить 30 часов.
Комплектование школ первоначального обучения производить за счет млад¬шего командного состава авиационных и наземных войск, имеющих среднее образование, и лицами, окончившими спецшколы ВВС.
В школах первоначального обучения организовать отбор по родам авиации. Курсантов, оказавшихся неспособными к летной службе, в авиационные школы военных пилотов не допускать и откомандировывать их в свои части обратно.
2.Школа военных пилотов.Срок обучения: в мирное время — 9 месяцев, в военное время — 6 месяцев.
Задача школы научить курсанта-пилота: пилотированию и применению боевого самолета днем в простых метеорологических условиях; групповым полетам в составе звена и дать практику в маршрутных полетах, с посадкой на незнакомых аэродромах, для чего включить в программу 10 таких полетов. Истребителей, кроме того, научить начальным воздушным стрельбам и основам воздушного боя, а в бомбардировочных школах научить пикированию на самолетах УСБ и СБ до углов 40°.
Установить в школах военных пилотов общий налет на курсанта на учебном и боевом самолетах:
а) Для бомбардировщиков — 20 часов, из них: контрольно-вывозных — 8 часов; самостоятельных — 12 часов.
Обучение производить на УСБ и СБ с предварительной тренировкой на Р-5.
б) Для истребителей — 24 часа, из них: контрольно-вывозных — 9 часов; самостоятельных — 15 часов.
Обучение проводить на УТИ-4, И-16 и И-15, а с конца августа И-15 заменить на УТИ-26.
в) С 1 января 1942 г. произвести специализацию школ пилотов по видам авиации, соответственно переработав программы.

3. Военные авиационные училища командиров-летчиков. Срок обучения: в мирное время — 2 года, в военное время — 1 год.
Задача училищ научить курсанта: владеть техникой пилотирования днем и ночью; водить звено и эскадрилью на всех высотах днем, ночью и в сложных метеоусловиях, на предельный радиус самолета и с боевым применением; вести воздушный бой одиночно и в группе .
Установить налет на каждого курсанта на учебно-боевых самолетах 150 часов (по 75 часов в год).
Срок обучения первого набора установить 1 год с налетом 75 часов, с исключением для первого набора задачи подготовки к действиям в сложных метеоусловиях и на предельный радиус.
Комплектование авиационных училищ производить пилотами, прослужив¬шими в строю не менее двух лет.

Б. ПОДГОТОВКА ШТУРМАНСКОГО СОСТАВА
1. Школа стрелков-бомбардировщиков. Срок обучения — 1 год, с налетом на каждого курсанта — 40 часов.
Задача школы научить курсанта: владеть в воздухе стрелковым оборудо¬ванием; производить бомбометание днем; вести детальную и общую ориенти¬ровку; кроме того, привить навыки курсанту в самолетовождении по радио¬компасу и устанавливать связь с землей.
Комплектование производить младшими командирами и красноармей-цами всех родов войск, имеющими среднее образование, лицами, окон-чившими спецшколы ВВС, а также призывниками, имеющими среднее образование.
С 1 января 1942 г. произвести специализацию школ по видам авиации, соответственно переработав программы подготовки, и к этому сроку перевести выполнение летных упражнений курсантов стрелков-бомбардиров с ТБ-3 на самолеты ДС-3.
244

2. Военно-авиационное училище для подготовки штурманов ближнебомбардировочной авиации. Срок обучения: в мирное время — 2 года, в военное время — 1 год.
Задача училища научить курсанта: самолетовождению в сложных метео¬рологических условиях погоды днем и ночью; воздушной разведке; фотогра¬фированию; дешифрированию; технике фотолабораторной обработки; воздуш¬ной стрельбе и бомбометанию.
Комплектование производить стрелками-бомбардирами, прослужившими в строю не менее 2-х лет, а также средними и младшими командирами всех родов войск, имеющими среднее и высшее образование.
Установить налет на каждого курсанта 150 часов.
Срок обучения для первого набора установить один год с налетом 75 часов и исключением для первого набора задачи обучения самолетовождению в сложных метеорологических условиях.

Народный комиссар обороны СССР Маршал Советского Союза С. Тимошенко
Ф. 4, оп. 11, д. 63, л. 330—336. Подлинник.

Как видите, задано не только разделение на летчиков и пилотов по уровню подготовки(1 или 2 года), но и разделение на стрелков-бомбардиров и штурманов, причем к последним еще предъявлялись повышенные требования к уровню образования.
http://zaika70.livejournal.com/

От МишаТ
К петрович (26.09.2014 23:34:10)
Дата 27.09.2014 00:36:56

Re: Есть разница,...

>Еще в начале 30-х это разделение уже существовало

>
>[615K]


>А приказом НКО №080 от 3 марта 1941 г. это было подтверждено

Этим приказом никто не собирался подтверждать какие то мнимые разделения, смысл его лежал совершенно в другой плоскости. Этим приказом утверждались предложения выработанные на январском совещании высшего начальствующего состава ВВС КА по подготовке л/с, которые были закреплены постановлением ЦК.
Собственно именно по результатам этого совещания были выработаны все эти предложения - все переписано один в один.
Для чего все это делалось, то же понятно, во первых в 1938 - 1940 годах училища выпускали курсантов, кто как. Например в 1939 году в некоторых курсантов вместо И-16 выпускали на УТИ-4, или давали на И-16 10-20 полетов. Кто то выпускался с 25 часами, кто то с 45, это надо было прекратить и выработать общую систему.
Школа первоначального обучения 30 часов на У-2;
Школа пилотов 20 часов на бомбардировщике (12 самостоятельных) и 24 (15 самостоятельно) на истребителе.
На практике в школах весной 1941 выпускали с 15-20 часами, из них самостоятельного как правило 5-8 часов, но у отдельных индивидуумов и по 3-4 часа бывало...
То что в приказе 080 пишут о 150 часах налета в училищах, то на практике это реализовано не было.
Ну а для чего это все затевалось, согласно постановлению СНК № 2265-977сс от 5 ноября 1940 г. - к концу 1941 года в ВВС необходимо было иметь 60000 летчиков/пилотов. В течении 1941 года требовалось подготовить 32500 летчиков/пилотов и для этого разворачивались новые училища и школы первоначального обучения и выстраивалась единая система обучения.

От петрович
К МишаТ (27.09.2014 00:36:56)
Дата 27.09.2014 01:52:01

Этим приказом четко определено, что

начальствующий и командный состав ВВС должен был готовится исключительно в училищах, а пилоты, выпускники школ, Вы уж извините за моветон, это пушечное мясо, как рядовые и сержанты в пехоте. Вы на порядок комплектования посмотрите - в училища должны были попадать пилоты из строевых частей со стажем службы не менее 2 лет. Ясно, что при этом командование планировало отбирать в их число наиболее перспективных кандидатов. Т.е. это то, что позднее вылилось в курсы командиров звеньев и эскадрилий. Ясно, что это программа мирного времени, но именно на нее реальными кандидатами были тимошенковские сержанты

http://zaika70.livejournal.com/

От МишаТ
К петрович (27.09.2014 01:52:01)
Дата 27.09.2014 02:09:56

Re: Этим приказом...

>начальствующий и командный состав ВВС должен был готовится исключительно в училищах, а пилоты, выпускники школ, Вы уж извините за моветон, это пушечное мясо, как рядовые и сержанты в пехоте. Вы на порядок комплектования посмотрите - в училища должны были попадать пилоты из строевых частей со стажем службы не менее 2 лет. Ясно, что при этом командование планировало отбирать в их число наиболее перспективных кандидатов. Т.е. это то, что позднее вылилось в курсы командиров звеньев и эскадрилий. Ясно, что это программа мирного времени, но именно на нее реальными кандидатами были тимошенковские сержанты

Ну вот не было это реализовано, с училищами я имею ввиду, к сожалению все пошли как пушечное мясо...
Я думаю из-за того что вновь утвержденная система подготовки личного осстава непосредственно в частях, практически не отличалась от этой училищной, так же 2 этапа, по 70 часов каждый, + 20 часов на взаимодействие с сухопутными войсками. Видимо решили что соколики и в частях налетают...

Курсы командиров звеньев это не позднее а все время, с 1938 года. В каждую из волн развертываний открывали, так как полки формировали по схеме 15-20 кадровых, они занимали должности комэска - замкомэска + 50-60 выпускников, соответственно на курсы комзвеньев отправляли чел 20 выпускников, которые после 2-3 месяцев занимали вакантные должности.

"Курсы подготовки командиров эскадрилий" заработали с новой силой с 1.01.1941 года в Липецке на базе Авиационных курсов усовершенствования командного состава ВВС КА, именно для нового развертывания и кстати к довольно успешно - выпустили к 10 июню 1941 года 329 свежеиспеченных комэсков, из них 151 истребитель, остальные бомбардировщики.

От МишаТ
К петрович (26.09.2014 23:34:10)
Дата 27.09.2014 00:07:56

Re: Есть разница,...

>Как видите, задано не только разделение на летчиков и пилотов по уровню подготовки(1 или 2 года), но и разделение на стрелков-бомбардиров и штурманов, причем к последним еще предъявлялись повышенные требования к уровню образования.
>
http://zaika70.livejournal.com/

Спасибо за интересные сведения из газеты!
Де факто и школы и училища в 1941 году, как и ранее, как минимум с 1938 года выпускали пилотов налет колебался от 25 - 45 часов (из них самостоятельно около половины), вероятно действительно училища давали более полную общевойсковую подготовку, но никакой разницы в летной подготовке не было.
До 1938 года действительно существовали как минимум два уровня подготовки, первый - курсанты за первый год осваивали У-2 и Р-5, с налетом 40-45 (из них 20-25 самостоятельно), и далее выпускались из школ. Так в 30-х годах было подготовлено абсолютное большинство авиаторов.

Но часть личного состава после годичной подготовки оставались на "второй год" и осваивали уже соответственно истребитель или СБ. Второй уровень это еще 45-50 часов налета, причем как правило именно самостоятельного, так как "спарок" в середине 30-х годов практически не было. В ходе этого курса курсанты осваивали элементы высшего пилотажа, маршрутные полеты, слепые полеты, стрельбу по воздушным и наземным мишеням.
Эта "лафа" закончилась весной 1938 года, с началом формирования авиационных полков, в ВВС в тот момент числилось 5500 летчиков, а к концу года, за счет ускоренных выпусков было уже 11500 летчиков и пилотов. Далее, как минимум до середины войны ни в одном училище такой "прогрессивной" системы подготовки не было.

От петрович
К МишаТ (27.09.2014 00:07:56)
Дата 27.09.2014 01:06:02

Но это в принципе "традиция" еще с царевых времен

до 1-й мировой пилотом мог стать любой(офицер или нижний чин), закончивший полный курс Гатчинской или Севастопольской школы, либо получивший бреве в гражданском аэроклубе, а звание "военный летчик" был именно квалификацией присваивавшийся после экзамена,порой значительно позже даты выпуска. Т.е контингент, даже из нижних чинов, был с вполне себе неплохим образованием. Но это поначалу, а когда пачалось массовое переучивание на летчиков из лучших механиков и мотористов(года с 1916го) со сроком обучения в 3-4 месяца, то тут часто присваивали по результатам - за боевые отличия, часто вместе с первичным офицерским званием.
В Гражданскую у красных тоже четко различают просто пилотов и красных военных летчиков.

ПыСы Это не газета, а воениздатовский агитационный покет-бук 1931 года . Большая часть - очерки летчиков о работе(Молоков, Бабушкин, Кальвица и пр.), а в конце, на 5 листах, условия поступления в школы, краткое описание программ обучения и распорядка, порядок прохождения службы после выпуска, в т.ч. подробно освещена материальная сторона службы в ВВС.
http://zaika70.livejournal.com/

От МишаТ
К петрович (27.09.2014 01:06:02)
Дата 27.09.2014 01:28:42

Re: Но это...

> В Гражданскую у красных тоже четко различают просто пилотов и красных военных летчиков.

>ПыСы Это не газета, а воениздатовский агитационный покет-бук 1931 года . Большая часть - очерки летчиков о работе(Молоков, Бабушкин, Кальвица и пр.), а в конце, на 5 листах, условия поступления в школы, краткое описание программ обучения и распорядка, порядок прохождения службы после выпуска, в т.ч. подробно освещена материальная сторона службы в ВВС.
>
http://zaika70.livejournal.com/

Спасибо, жаль не выложена брошюра в сети, интересно было посмотреть!
А по пилотам/летчикам еще раз повторюсь в штате 1940 года 15/928 (полк) и 15/906 (эскадрилья) вообще нет понятия пилот, только летчик. Более ранних штатов у меня нет. Понятие пилот появляется в апрельских штатах 1941г.
Надо еще летние штаты 1941 года глянуть, как там пишут.

От Alex
К МишаТ (27.09.2014 01:28:42)
Дата 27.09.2014 15:29:05

До 1943 года везде присутствуют пилоты.

Картинка, в общем-то сложилась в правдоподобную. Т.е., на бумаге была создана система обучения летчиков и пилотов, под нее создали и штаты, когда соответствующие должности должны были занимать выпускники соответствующих заведений. На практике, похоже, система не сработала, но штаты использовались, в итоге "пилот" стало должностью, не привязанной к образованию.