От ZaReznik
К All
Дата 06.10.2019 18:15:52
Рубрики Люди и авиация; 1936-1945 гг.;

(to Owl99) Рочагов Петр Константинович

В его карточке указаны 170 б/вылетов по состоянию на 30.03.45 и без учета вылетов в составе АГОН.

На "Подвиге" есть большой наградной именно по летчикам-истребителям АГОН, в том числе и с указанием количества б/вылетов в составе АГОН.

http://podvignaroda.ru/?#id=41587515&tab=navDetailDocument

В частности, у Рочагова П.К. указано 8 б/вылетов с аэродрома Бари + отдельно указан перелет в Бари, который ск.вс. в эти 8 б/вылетов не включен.

Арсеньев Б.В.__12 (+1)
Бебин А.М.____11 (+1)
Богданов А.Е.___9 (+1)
Костин Д.Д.____8 (+1)
Малахов Л.С.___6 (+1)
Меркулов В.Б.__9 (+1), звено 38 б/вылетов
Овчаренко И.И._не указ., эскадрилья 130 б/вылетов
Рочагов П.К.____8 (+1)
Сошников И.И._10 (+1)
Сычев И.Ф._____8 (+1), звено 32 б/вылета
Щукин В.А._____не указ., звено 42 б/вылета
Руденко М.М.__10 (+1)

Если просуммировать всех летчиков, то выйдет 91 б/вылет - т.е. на Щукина и Овчаренко на двоих 130-91 = аж 39 б/вылетов.

Если просуммировать по 3 звеньям, то выйдет 112 б/вылетов, до 130 не хватает еще 18.

Если предположить, что это 18(+1) б/вылетов Овчаренко, то тогда у Щукина 39-18 = 21 (+1) б/вылет.

От Messoed
К ZaReznik (06.10.2019 18:15:52)
Дата 07.10.2019 09:37:46

Там ещё парочка "отличилась"

>Если просуммировать всех летчиков, то выйдет 91 б/вылет - т.е. на Щукина и Овчаренко на двоих 130-91 = аж 39 б/вылетов.
>Если просуммировать по 3 звеньям, то выйдет 112 б/вылетов, до 130 не хватает еще 18.
>Если предположить, что это 18(+1) б/вылетов Овчаренко, то тогда у Щукина 39-18 = 21 (+1) б/вылет.

http://voenspez.ru/index.php?topic=4056.175;wap2
http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=4961964

От SK
К Messoed (07.10.2019 09:37:46)
Дата 07.10.2019 20:54:28

Re: Там ещё...

>>Если просуммировать всех летчиков, то выйдет 91 б/вылет - т.е. на Щукина и Овчаренко на двоих 130-91 = аж 39 б/вылетов.
>>Если просуммировать по 3 звеньям, то выйдет 112 б/вылетов, до 130 не хватает еще 18.
>>Если предположить, что это 18(+1) б/вылетов Овчаренко, то тогда у Щукина 39-18 = 21 (+1) б/вылет.
>
>
http://voenspez.ru/index.php?topic=4056.175;wap2
> http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=4961964
А этого пилота куда девать?
Михайлов Павел Михайлович, Сто ночей в горах Югославии. 2-е изд. М.: Мол.гвардия, 1980 на с.81
"Сопровождать нас назначили двух храбрых летчиков, хорошо мне знакомых, славных ребят — Ивана Сошнева и Александра Шацкого".
Если Сошнев и Сошников еще как-то близко (и имена совпадают), то из других пилотов-Александров к Шацкому никого близко нет.

От ZaReznik
К SK (07.10.2019 20:54:28)
Дата 08.10.2019 00:10:52

Ооо! Шацкий на Яке против Мустанга! Читал, ЕМНИП в "Технике-Молодежи" :))

>А этого пилота куда девать?
>Михайлов Павел Михайлович, Сто ночей в горах Югославии. 2-е изд. М.: Мол.гвардия, 1980 на с.81
>"Сопровождать нас назначили двух храбрых летчиков, хорошо мне знакомых, славных ребят — Ивана Сошнева и Александра Шацкого".
>Если Сошнев и Сошников еще как-то близко (и имена совпадают), то из других пилотов-Александров к Шацкому никого близко нет.

"Обратимся к Марксу!" (с)
http://militera.lib.ru/h/sergienko_am/index.html

В книге у Сергиенко перечислены все 12 летчиков
В эскадрилью вошло 12 летчиков: майор Н.И.Овчаренко (командир эскадрильи), капитан В.А.Щукин (его заместитель), старшие лейтенанты И.Ф.Сычев (штурман), И.И.Сошников, лейтенанты В.Меркулов, А.М.Бебин, А.Е.Богданов, Б.В.Арсеньев, П.Ю.Рочагов, Малахов и младшие лейтенанты Д.Д.Костин, М.М.Руденко. Все летчики имели отличную подготовку и опыт боевых действий.
(!! возможно не совсем хорошо распознанный скан !!)

В этой же книге, кстати, есть и хронометраж по созданию группы - с номерами постановлений, датами и т.п.

А вот и описание "боя с Мустангом". Не бой, а форменное фулюганство. Сорвали боевой вылет союзнику-американцу.

7 октября с утра между советскими и американскими летчиками в Бари разыгрался авиационный "скандал". По плану командования АГОНа истребительной эскадрилье предстояло произвести тренировочные полеты. Утро было тихим и спокойным, на небе ни облачка. Полеты производились в зоне аэродрома, поэтому на вышке представителей АГОНа не было, находились там только американцы, истребители которых в это утро выполняли боевые задания.
На взлетной полосе пара "яков". В кабинах летчики И.И.Сошников и А.Е.Богданов. Одновременный старт, короткий разбег, синхронный отрыв, и, круто набирая высоту, словно привязанные друг к другу самолеты вонзились в голубизну. Поднялись на тысячу метров, вышли в море, сделали полукруг и стали, теряя высоту, заходить на аэродром.
За это время американцы вывели на старт своего "Мустанга". Подняв облако пыли, он взмыл в небо, как раз в то время, когда пара "яков" заходила на посадку. Не сговариваясь, советские летчики бросились вдогонку за американцем. "Мустанг" — один из лучших истребителей ВВС США. Его мотор был на 500 лошадиных сил мощнее, чем у Як-9.
Пристроившись с внешней стороны круга к американскому истребителю, Сошников и Богданов стали ходить за ним, повторяя все его эволюции. Американец попытался оторваться скоростью, но не тут-то было: пара "яков" не уступила ему ни метра. "Мустанг" круто полез на высоту, "яки" — за ним. Видя, что оторваться никак не удастся, американский летчик попросил командную вышку передать русским, чтобы они дали ему возможность уйти с круга на задание. Но руководитель полетов сделать этого не мог, так как представителя АГОНа рядом с ним не было.
А весть о том, что "русские взяли в клещи американца", уже растеклась по аэродрому. Все, бросив свои дела и задрав головы, следили за тем, что происходит в небе. А там тройка, бесспорно первоклассных летчиков, распалив свое профессиональное самолюбие, уже вошла в азарт. [367]
Американец бросил своего "Мустанга" вниз, прошел над аэродромом, набирая скорость, бреющим, красиво выполнил горку с виражом, надеясь оторваться от "яков" маневром на вертикали. Однако советские летчики в точности повторили его эволюцию, вышли на 500 м выше и, спикировав, заняли место рядом с "Мустангом". Понимая, что оторваться от русских нет возможности, американец повел машину на посадку. Через минуту после него приземлились "яки".
В разных секторах барийского аэродрома начался разбор. В американском с летчика спрашивали, почему он не ушел на задание, а тот в ответ только разводил руками, что означало: чего спрашивать, сами все видели. Американского летчика на месяц лишили воздуха. По-русски — это отстранение от полетов.
Более крутой разговор состоялся в советском секторе. К только что зарулившим на стоянку "якам" подкатила машина. Из нее вылезли Щелкунов и Овчаренко. Летчики, разгоряченные полетом, стояли рядом. По резкому звуку захлопнутой двери автомобиля определили: будет разнос.


Вот комментарий Сергиенко аккурат насчет Шацкого:
Что мне хотелось бы добавить к этому? В истребительной эскадрилье летчика Шацкого не было. С этим именем созвучна фамилия Щукина Виктора Александровича. Не было среди истребителей и Сошнева, а был Сошников Иван Иванович.
А вышел я на эти тонкости не для того, чтобы уличить автора статьи в неточностях, нет. Павел Михайлович Михайлов мог и перепутать фамилии летчиков истребительной эскадрильи, что вполне естественно — все-таки это были разные подразделения да и прошло столько лет. Дело в другом: в этот день в Бари не вернулся один Як-9. Погиб летчик истребительной эскадрильи, причем его фамилия не совпадает с теми, кто сопровождал, как пишет Михайлов, самолет в этом полете.

Привожу архивный документ:
"В течение ноября было произведено два вылета днем: 5 ноября на сброс грузов в район порта Сплит и 9 ноября на площадку Бугойно с посадкой. В обоих случаях полет осуществлялся под прикрытием пары истребителей. При полете в Бугойно была очень тяжелая обстановка в районе цели. Командир ведущего корабля дал истребителям указание сопровождать только до облачности и ожидать его возвращения у ее кромки. Несмотря на это, истребители пошли в облачность за прикрываемым кораблем и один из них — лейтенант Малахов — не вернулся на базу. Предположительная причина — потеря представления о положении самолета относительно земли"{260}. [407]


Но тут вот какая странность!
В наградном Малахов не_указан ни как погибший, ни как пропавший без вести.
В ОБД "Мемориал" вроде не_пробивается
ни Малахов Иван Сергеевич, 1916 г.р.
ни какой либо Малахов Иван Сергеевич, погибший (пропавший без вести) осенью 1944

От ZaReznik
К ZaReznik (08.10.2019 00:10:52)
Дата 08.10.2019 00:30:35

И еще, о Малахове - комментарий Стрельбицкого

>Привожу архивный документ:
>"В течение ноября было произведено два вылета днем: 5 ноября на сброс грузов в район порта Сплит и 9 ноября на площадку Бугойно с посадкой. В обоих случаях полет осуществлялся под прикрытием пары истребителей. При полете в Бугойно была очень тяжелая обстановка в районе цели. Командир ведущего корабля дал истребителям указание сопровождать только до облачности и ожидать его возвращения у ее кромки. Несмотря на это, истребители пошли в облачность за прикрываемым кораблем и один из них — лейтенант Малахов — не вернулся на базу. Предположительная причина — потеря представления о положении самолета относительно земли"{260}. [407]

>Но тут вот какая странность!
>В наградном Малахов не_указан ни как погибший, ни как пропавший без вести.
>В ОБД "Мемориал" вроде не_пробивается
>ни Малахов Иван Сергеевич, 1916 г.р.
>ни какой либо Малахов Иван Сергеевич, погибший (пропавший без вести) осенью 1944

Пардон!
Был невнимателен.
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=74854127

+ доп.комментарий нашёл
http://voenspez.ru/index.php?topic=1560.0
Уважаемые коллеги!
В ОБД "Мемориал" про лётчика 659-го истребительного авиационного полка лейтенанта Ивана Сергеевича Малахова можно узнать только, что он "погиб в бою 9.11.44 г." и что он увековечен в Книге памяти Воронежской области как "в ноябре 1944 г. погибший на фронте". Дата гибели - верная, погиб он действительно на фронте, но не в бою, а вот место его гибели точно так и не установлено, но из найденного мной сегодня архивного документа, ясно, что погиб он в Югославии:
"9.11.(1944) на (взлётно-посадочную площадку НОАЮ) в Бугойно, в район 5(-го) С(трелкового)К(орпуса) вылетел (из Бари, Италия) с посадкой один самолёт Си-47 под прикрытием пары истребителей (Як-9ДД). При этом полёте была очень тяжёлая метеообстановка в районе цели (многоярусная сплошная облачность, обледенение). Командир ведущего корабля дал истребителям указание сопровождать только до облаков и ожидать его возвращения у кромки облачности. Несмотря на это, истребители попали в облачность за прикрываемым кораблём, и один из них, лейтенант Малахов не вернулся на базу. Предположительная причина - потеря лётчиком представления о положении самолёта относительно земли, что привело к падению на землю"...
С уважением - К.Б.Стрельбицкий


От Messoed
К SK (07.10.2019 20:54:28)
Дата 07.10.2019 23:04:01

Re: Там ещё...

>А этого пилота куда девать?
>Михайлов Павел Михайлович, Сто ночей в горах Югославии. 2-е изд. М.: Мол.гвардия, 1980 на с.81
>"Сопровождать нас назначили двух храбрых летчиков, хорошо мне знакомых, славных ребят — Ивана Сошнева и Александра Шацкого".
>Если Сошнев и Сошников еще как-то близко (и имена совпадают), то из других пилотов-Александров к Шацкому никого близко нет.
Ну, девать наверное туда же, куда и "рыжего Боба на Мустанге" из книжки Михайлова 1959 года:
http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9C/mihajlov-pavel-mihajlovich/10000-chasov-v-vozduhe
очень в овно-рунетах любят эту басенку мусолить, вот только Шацкий Саша (Александр Сергеевич) был один - в здравом уме дожил до интернет-времён, был подробно интервьюирован, в общем - в Бари не был, а в указанный период летал вовсе не на Яках, а как раз таки на ленд-лизовских машинках:).

От петрович
К Messoed (07.10.2019 09:37:46)
Дата 07.10.2019 15:03:54

место захоронения: Латвийская ССР, Валмерский р-н, Эвелес вол., х. Бари это 5. (-)


От Owl-99
К ZaReznik (06.10.2019 18:15:52)
Дата 06.10.2019 22:47:16

Ага, спасибо


>В частности, у Рочагова П.К. указано 8 б/вылетов с аэродрома Бари + отдельно указан перелет в Бари, который ск.вс. в эти 8 б/вылетов не включен.

Думаю, что, скорее всего, этот перелет как боевой вылет вообще не зачтен, т.к. и боевой задачи не было, просто перелет на другой аэродром. При перебазировании вылеты засчитывались как боевые, емнип, только во время войны с Японией (потому что там собственно боевых было совсем мало), в ВОВ такие перелеты боевыми не считались.

[
http://owl-99.livejournal.com/ ]

От ZaReznik
К Owl-99 (06.10.2019 22:47:16)
Дата 06.10.2019 23:31:19

Re: Ага, спасибо


>>В частности, у Рочагова П.К. указано 8 б/вылетов с аэродрома Бари + отдельно указан перелет в Бари, который ск.вс. в эти 8 б/вылетов не включен.
>
>Думаю, что, скорее всего, этот перелет как боевой вылет вообще не зачтен, т.к. и боевой задачи не было, просто перелет на другой аэродром. При перебазировании вылеты засчитывались как боевые, емнип, только во время войны с Японией (потому что там собственно боевых было совсем мало), в ВОВ такие перелеты боевыми не считались.

Какой же это просто перелет на другой аэродром?
Тут то другая история - они то в ходе этого перелета дважды линию фронта пересекали - в Бессарабии и на Балканах.

И кстати, группа то ведь не сразу в Бари прилетела. Они вначале из Чкаловского в Бельцы перелетели. А уже оттуда - в Бари.

Причем линию фронта они пересекали в самый разгар Ясско-Кишиневской операции (и поэтому им никакого дополнительного истребительного прикрытия не смогли даже выделить). И дальше через всю Румынию до Турнэ-Северина. Румыния на тот момент со всей ея ПВО - никак не союзник, а совсем наоборот.

И дальше до Адриатики еще долететь надо было через всю Югославию - а там и немцы, и хорваты.

От SK
К ZaReznik (06.10.2019 18:15:52)
Дата 06.10.2019 21:23:30

Re: (to Owl99)...

Посмотрел другие наградные на этих летчиков и появился второй вопрос: группу набирали с бору по сосенке?

От ZaReznik
К SK (06.10.2019 21:23:30)
Дата 06.10.2019 22:39:21

Re: (to Owl99)...

>Посмотрел другие наградные на этих летчиков и появился второй вопрос: группу набирали с бору по сосенке?

Подозреваю, что помимо летных и боевых, куда как более тщательно проверялись анкетные данные, политморсос.
Характерный момент - все партийные!

И кстати, группу эту готовили в течении нескольких месяцев (около 4).
Среди прочего, была выполнена целая серия тренировочных перелетов - вся группа + самолет-лидер.
В том числе, тксзть, финальная репетиция - 22 августа.
А уже 24 августа - начался основной перелет.

(об этом всём - в воспоминаниях летчика-испытателя М.Нюхтикова, который и пилотировал самолет-лидер в ходе перелета в Бари)

От SK
К ZaReznik (06.10.2019 22:39:21)
Дата 07.10.2019 21:10:01

Re: (to Owl99)...

>И кстати, группу эту готовили в течении нескольких месяцев (около 4).
Наверное меньше, т.к. машины Як-9Ю для этой группы отправили лётом в конце июня - начале июля. Перегонял из Новосибирска (с аэр.Толмачево) 856-й перегоночный иап. То что лётом, а не по ж/д, говорит о срочности мероприятий. Первые серийные 10 Як-9Ю с завода по ж/д отправили в Химки 7 июня. Видимо к концу июня их там еще не собрали, раз пришлось 12 машин перегонять (в три приема). Так что на полеты на новой матчасти у пилотов было меньше двух месяцев.

От ZaReznik
К SK (07.10.2019 21:10:01)
Дата 07.10.2019 22:51:20

Re: (to Owl99)...

>>И кстати, группу эту готовили в течении нескольких месяцев (около 4).
>Наверное меньше, т.к. машины Як-9Ю для этой группы отправили лётом в конце июня - начале июля. Перегонял из Новосибирска (с аэр.Толмачево) 856-й перегоночный иап. То что лётом, а не по ж/д, говорит о срочности мероприятий. Первые серийные 10 Як-9Ю с завода по ж/д отправили в Химки 7 июня. Видимо к концу июня их там еще не собрали, раз пришлось 12 машин перегонять (в три приема). Так что на полеты на новой матчасти у пилотов было меньше двух месяцев.

Никто не мешает:
- начать тренировки на другой матчасти
- для начала подтянуть штурманскую подготовку и радиодело в теории - т.е. просто занятия в штурманском классе

ЗЫ. Кстати, вот такой момент:
хронометраж у этой эскадрильи довольно неплохо синхронизирован с ... англичанами.

Если верны указанные 4 месяца - т.е. август минус 4 = апрель.

Так вот англичане аккурат в апреле в Ливии сформировали 352-ю эскадрилью - 1-ю югославскую.

Аккурат в июне её перевооружили на новую матчасть - "Спитфайры-пятерки" вместо "Харрикейнов"

И аккурат в августе она совершила свой первый боевой вылет, уже в Югославии.

От SK
К ZaReznik (06.10.2019 22:39:21)
Дата 07.10.2019 20:36:15

Re: (to Owl99)...

>>Посмотрел другие наградные на этих летчиков и появился второй вопрос: группу набирали с бору по сосенке?
>Подозреваю, что помимо летных и боевых, куда как более тщательно проверялись анкетные данные, политморсос.
>Характерный момент - все партийные!
И, наверное, все женатые.
>(об этом всём - в воспоминаниях летчика-испытателя М.Нюхтикова, который и пилотировал самолет-лидер в ходе перелета в Бари)
Где посмотреть можно?

От ZaReznik
К SK (07.10.2019 20:36:15)
Дата 07.10.2019 22:42:00

Re: (to Owl99)...

>>>Посмотрел другие наградные на этих летчиков и появился второй вопрос: группу набирали с бору по сосенке?
>>Подозреваю, что помимо летных и боевых, куда как более тщательно проверялись анкетные данные, политморсос.
>>Характерный момент - все партийные!
>И, наверное, все женатые.
Кстати, да - весьма возможно.

>>(об этом всём - в воспоминаниях летчика-испытателя М.Нюхтикова, который и пилотировал самолет-лидер в ходе перелета в Бари)
>Где посмотреть можно?

Это книга Г.Амирьянца
"Летчики-испытатели. Михаил Нюхтиков со товарищи"

https://www.books.ru/books/letchiki-ispytateli-mikhail-nyukhtikov-so-tovarishchi-614988/

От assaur
К SK (06.10.2019 21:23:30)
Дата 06.10.2019 21:59:00

Летчики были подобраны из фронтовых авиационных полков...

>Посмотрел другие наградные на этих летчиков и появился второй вопрос: группу набирали с бору по сосенке?
Из книги Сергиенко А. М. АГОН − авиационная группа особого назначения.

Подготовка истребительной эскадрильи для перелета в Италию шла полным ходом. К этому времени ее формирование было уже завершено. Этой работой занимался штаб ВВС. Летчики были подобраны из фронтовых авиационных полков и имели достаточный боевой опыт. Все они прошли специальную [290] тренировку на самолетах Як-9дд, освоили продолжительные и высотные полеты.
В эскадрилью вошло 12 летчиков: майор Н.И.Овчаренко (командир эскадрильи), капитан В.А.Щукин (его заместитель), старшие лейтенанты И.Ф.Сычев (штурман), И.И.Сошников, лейтенанты В.Меркулов, А.М.Бебин, А.Е.Богданов, Б.В.Арсеньев, П.Ю.Рочагов, Малахов и младшие лейтенанты Д.Д.Костин, М.М.Руденко. Все летчики имели отличную подготовку и опыт боевых действий.