От SK
К All
Дата 31.07.2021 17:13:58
Рубрики Люди и авиация; 1936-1945 гг.;

В.И.Шишкин 55-й гиап

Показали мне в госкаталоге собственноручно (?) написанные Шишкиным документы о боевой работе на подаренном саратовцами самолете, хранящиеся в Саратовском областном музее краеведения.
Не знаю, как кому, в мне стало немного неприятно.
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=28609804
Начинается все с боевого эпизода 12.11.42 г. якобы на подарке (самолет № 34014 принят военпредом на заводе 31.10.42 по сборке, а по боеготовности принят (из-за задержки с поставкой металлического хвостового оперения из Новосибирска) и сдан в полк только 25.3.43 г.).
Далее, с ведомым, командиром аэ капитаном Хлебниковым Шишкин сбивает два неопознанных по типу истребителя (соответственно ни в какую отчетность они и не попали). Только незадача, командир аэ 581-го иап капитан М.Г.Хлебников числится не вернувшимся с задания (!) 25.10.42 г....
Следующий эпизод 6 июля 1943 г. Вообще-то по справочнику Быкова 5 июля (всего-то год прошел с момента боя до написания указанного документа). Не знаю, какой замполит за Шишкина все это писал, но нарываться парой Як-1 на 20 истребителей и 30 бомбардировщиков - это даже не неприятности на ж... искать.
Результат Шишкина по справочнику: 2 ФВ-190 лично и пара ФВ-190 в группе из 4-х самолетов. По указанному выше документу пара лично и три в вдвоем группе с ведомым майором Петровым.
Заместитель командира 55-го иап по п/ч майор Петров А.Н. за 5 июля (не за 6-е) имеет по учету лично сбитых две машины противника - один ФВ-190 и один ФВ-189 (всего за ВОВ по наградному 3+4) В оперсводке 16-й ВА за 5.7.43 г. сбитых ФВ-189 нет.
5 июля - это был первый день боевой работы полка под Орлом. Официальная история полка сообщает о 18 сбитых частью самолетах противника за этот день.
Резюме: чтобы не попасть впросак надо мемуары тщательно проверять. Люди очень заслуженные, но легко становились "жертвами" пропаганды.

От SK
К SK (31.07.2021 17:13:58)
Дата 31.07.2021 18:21:36

Re: В.И.Шишкин 55-й...

>Показали мне в госкаталоге собственноручно (?) написанные Шишкиным документы о боевой работе на подаренном саратовцами самолете, хранящиеся в Саратовском областном музее краеведения.
>Не знаю, как кому, в мне стало немного неприятно.
>https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=28609804
>Начинается все с боевого эпизода 12.11.42 г. якобы на подарке (самолет № 34014 принят военпредом на заводе 31.10.42 по сборке, а по боеготовности принят (из-за задержки с поставкой металлического хвостового оперения из Новосибирска) и сдан в полк только 25.3.43 г.
В описании формуляра машины музейщиками сделана следующая запись:
Формуляр самолета № 34104с мотором М-105ПФ № 4-3544: госкаталог № 10435824 инвентарный № СМК 77126/1
журнал работы самолета. В графе «Летчик» указаны: Шишкин (с декабря 1942 по август 1943 г.), затем – Петров, с апреля 1944 г. – Гаврилов. Последняя дата отметок вылет от 2 октября 1944 г. С отметками механика самолета о выполнении текущих технических работ и проверок. На с.63 запись его от 22 сентября 1944 г.: «Самолет Як-1 № 34104 разобран и направляется в авиа-мастерские для ремонта и отправки в музей». На с. 64: «Самолет ЯК-1 3 33104 отремонтирован для отправки в музей. Мотор ВК-105 заменен на мотор № 7806, мотор смонтирован на самолете к дальнейшей эксплуатации не пригоден»
Т.е. в 12 ноября все равно не вписывается. Или было два самолета!?

От morsunin
К SK (31.07.2021 18:21:36)
Дата 31.07.2021 19:29:38

Вроде в 42-м другие были

"Подразделению Героя Советского Союза Шишкина В.И. от колхоза «Сигнал революции» Ворошиловского района Сар. области"
http://ava.org.ru/iap/55g.htm
а потом "Герою Советского Союза майору Шишкину от колхоза «Сигнал революции» Ворошиловского р-на Сар. области"
В 43-м полк переучился на Аэрокобры.

От SK
К morsunin (31.07.2021 19:29:38)
Дата 31.07.2021 21:57:38

Re: Вроде в...

>"Подразделению Героя Советского Союза Шишкина В.И. от колхоза «Сигнал революции» Ворошиловского района Сар. области"
>
http://ava.org.ru/iap/55g.htm
>а потом "Герою Советского Союза майору Шишкину от колхоза «Сигнал революции» Ворошиловского р-на Сар. области"
Наоборот, сначала одну машину получил Шишкин, а потом колхозники докупили для его полка еще три.
Газета Коммунист Сар.обкома ВКП(б)
12.11.42 Колхозниками с/х артели "Сигнал революции" Ворошиловского района на личные средства трудящихся построен самолет и передан В.И.Шишкину, имеющему 9 лично сбитых и 15 в группе. На борту надпись: "Сталинскому соколу майору Шишкину от колхоза "Сигнал революции". Зачинатели сбора Савелий Герасимович Кожевников, отец пяти фронтовиков-сыновей (500 р.), жена фронтовика Серафима Чапова (600 р.), 70-тилетний колхозник Иван Григорьевич Морозов (1000 р.). В первый день сбора собрали 170 т.р. На завод ездили П.Д.Лиханин (председатель к/х), М.Ф.Смирнов, П.В.Бочков (всего 8 человек). Самолет в подарок к 25 годовщине ВОСР. Фото самолета Шишкина работы А.Стабенова.
Это то самое фото, где шрифт надписи аналогичный шрифту пензенских эскадрилий им.Ленина, Сталина, Калинина, Андреева и др.
30.1.43 г."Коммунист"
Еще три самолета переданы сталинским соколам
Колхозники артели "Сигнал революции" Ворошиловского района первыми в области передали приобретенный на свои средства самолет Герою Советского Союза майору тов.Шишкину.
Воодушевленные приветственной телеграммой товарища Сталина, колхозники решили собрать средства на постройку еще трех самолетов для Красной Армии. Свое слово они сдержали, собрав за несколько дней всю сумму, необходимую на приобретение боевых машин.

По инсайдерской информации вначале Шишкину предложили обычный "ушастый" Як-1, но в цехах уже собирали первые Як-1б, на которых он остановил свой выбор, а потом ему сказали, что будет еще и облегченный вариант только с одной пушкой и он его ждал в Саратове больше месяца. И эту машину он в конце концов заполучил.

Но, как видите, не стыкуются даты по формуляру с датами мемуаров и с датами выпуска машин с завода. Отсюда вывод: или машин было две (одна в ноябре, которая каким-то образом была утрачена, а вместо нее выдали вторую в марте), или не тот серийный номер самолета, или ради пропаганды "нарисовали" формуляр, сделав дубль для отправки в музей.

В общем как всегда. Как только начнешь ворошить и проверять до боли известные истории, столько повылазит...