От Влад Антипов
К Claus
Дата 24.05.2004 19:46:04
Рубрики Люди и авиация;

Вспомнили бы название ?


С уважением

От iggalp
К Влад Антипов (24.05.2004 19:46:04)
Дата 25.05.2004 02:08:45

Re: Вспомнили бы...

В Новосибирской газете "Голос" в 2000 и 2001 годах был ряд статей-воспоминаний полковника в отставке Б.Масленникова, воевавшего на Ту-2 в составе 6(?) бап 326 бад. Затрагивались бои в Восточной Пруссии и в Маньчжурии.

По Кенигсбергу оттуда:
"... Когда эскадрилья встала на боевой курс, ее встретил огонь зенитной артиллерии. Внезапно он прекратился, и со стороны солнца, выше и сзади нас, появились истребители противника. Их число значительно превышало количество сопровождающих нас "аэрокобр". В начавшемся неравном воздушном бою всю тяжесть обороны наших самолетов приняли на себя стрелки-радисты: наши штурманы были заняты бомбометанием, а воздушные стрелки не могли видеть атакующих сверху "фоккеров".

В результате первой же атаки вражеских истребителей большинство объятых пламенем "ТУ-2" начали разрушаться, а некоторые из них устремились к земле - их летчики, очевидно, были убиты.

Наш самолет командира эскадрильи капитана Чебатока атаковали два "фоккера". Я только-только успел пулеметной очередью опередить огонь пушек ведущего вражеского истребителя, резко ушедшего вниз, как тут же наш самолет поразили разрывы снарядов пулеметной очереди, очевидно, второго "фоккера". Эти разрывы подожгли наш "ТУ-2", тяжело ранили меня и воздушного стрелка Виктора Лаптева.

Понимая, что объятый пламенем самолет в любой момент может взорваться, капитан Чебаток подал команду покинуть машину. Первым ее покинул штурман эскадрильи Головченко. Мне с большим трудом удалось выбраться из кабины, свалиться за борт и, очутившись в свободном падении, открыть парашют.

...Потом, после госпиталя, я узнал о горькой участи, постигшей моих товарищей по экипажу. Мой воздушный стрелок сумел-таки покинуть самолет через нижний люк и даже приземлиться на парашюте. Но... умер на госпитальном операционном столе. Капитан Чебаток погиб в том боевом вылете. А капитан Головченко пропал без вести и, вероятно, тоже погиб. Почти половина летного состава полка не
вернулась домой. Часть из них попали в плен и пропали без вести, часть - погибли. "

Далее по вылету на Кенигсберг 11 марта 1945:
"...Но вдруг, уже при подлете к Кенигсбергу и началу боевого пути, наше внимание привлекло необычное зрелище: примерно на высоте нашего полета мимо нас промелькнули - скорость-то у нас за 600 км в час! - парящие, отливающие отблесками весеннего солнца,
похожие на огромные, прозрачные листы какого-то загадочного растения, плексигласовые колпаки самолетных кабин.

... Мы-то отлично выполнили боевое задание. Вернулись домой без потерь. Счастливая примета и на этот раз благосклонно сказалась на боевом вылете полка. А пострадавшим в тот день оказался наш братский - одной дивизии - 840-й авиаполк, самолетные "девятки" которого летели впереди нас примерно с двухминутным интервалом и с полукилометровым превышением. Группа мельдерсовских асов, о которых говорил наш
замначштаба, используя преимущество в высоте и атакуя самолеты этих "девяток" со стороны солнца, обрушила на них шквал огня, поразив большинство "ТУ-2". Колпаки кабин этих самолетов мы и увидели в грозном небе Кенигсберга.

... Смятение и горечь витали в осиротевших общежитиях летчиков 840-го авиаполка: это надо же - в одном вылете потерять почти половину летного состава. Вот краткая запись об этом в фронтовом дневнике В.Г. Салова:
"11 марта. Сегодня водил полк на Кенигсберг. Задание выполнено отлично. Вернулись без потерь У соседей (840-й авиаполк) 10 экипажей сбили истребители противника. Из эскадрильи, которую я "проведал", вернулся один экипаж - старшего лейтенанта Лысенко.
Уцелевший экипаж забился в угол комнаты и молча переживал происшедшее. Как их утешить?.. Чем помочь?.. Слова, самые сердечные, тут бессильны. Вернулся к своим. Долго размышлял: как же такое могло произойти, где были истребители сопровождения?...


Погибших боевых товарищей похоронили в братской могиле поселка Храброво Калининградской области, расположенного в пяти километрах от юго-западного окончания Куршского залива Балтийского моря."

От karlenko
К iggalp (25.05.2004 02:08:45)
Дата 25.05.2004 08:35:22

Вот вам и "Победные залпы"...

Спасибо за информацию!
Выходит, все-таки 840БАП. Может я чего и напутал при своих записях, или сам ветеран спутал...
Под Кенигсбергом получается, потери были немалые. Что могло быть тому причиной? Были ли сделаны какие-нибудь выводы?
Похоже, тема еще ждет своих исследователей...

Дмитрий

От iggalp
К karlenko (25.05.2004 08:35:22)
Дата 25.05.2004 14:05:46

Re: Вот вам

>Спасибо за информацию!

Кстати хотелось бы подтвердиться с номером полка, в котором воевал Масленников. У него он как то нечетко дан. Вроде как 6БАП. А дивизия точно 326 БАД. Можно что-то уточнить?