От assaur
К All
Дата 23.05.2004 22:46:11
Рубрики Люди и авиация; 1936-1945 гг.;

Штурмовые авиадивизии 1941 года?

Есть вот такой документ:

Приказ О сформировании штурмовых авиационных дивизий
№ 0090 28 сентября 1941 г.
Имея в виду использование наших новых истребителей не только как истребителей, но и как штурмовиков, снабженных установками РС, приказываю:
1. В течение октября месяца с. г. сформировать 15 штурмовых авиационных дивизий, каждая из которых будет состоять из одного полка штурмовиков и двух полков истребителей, снабженных установками РС.
2. Формируемые авиационные дивизии вооружить самолетами Ил-2 и истребителями МиГ-3, Як-1 или ЛаГГ-3 с установками РС.
3. Формирование штурмовых авиадивизий произвести по возможности на базе существующих штурмовых авиаполков (Ил-2) путем досылки в формируемые дивизии истребительных полков с РС. Штурмовые авиаполки Ил-2 формируемых дивизий доукомплектовать самолетами и экипажами.
4. Командующему ВВС Красной Армии к 1 октября с. г. представить в НКО на утверждение инструкцию по боевому применению штурмовых авиадивизий.
5. Главному интенданту Красной Армии, начальникам центральных управлений НКО обеспечить формируемые авиационные дивизии всеми положенными видами довольствия.
6. Командующему ВВС Красной Армии доносить в Генштаб о ходе формирования авиационных дивизий каждую пятидневку.
Народный комиссар обороны СССР И. СТАЛИН
Начальник Генерального штаба Красной Армии Маршал Советского Союза Б. ШАПОШНИКОВ ф. 4, оп. 11, д. 62, л. 340—341. Подлинник.
То есть, согласно этому приказу, в ноябре 15 штурмовых дивизий (полк Ил-2 + 2 полка истребителей) должны были быть сформированы. Упоминаний о таких формированиях я не встречал. Эти дивизии были сформированы? Или приказ был отменен? Или они именовались как-то по-другому (РАГ или что-то подобное)?

От Fishbed
К assaur (23.05.2004 22:46:11)
Дата 24.05.2004 12:33:21

Re: Штурмовые авиадивизии...

Очч-ч-ень интересный документ. Срузу возникает несколько мыслей слух:

- а могла ли ФИЗИЧЕСКИ наша авиапромышленность в октябре 1941 г. (пик эвакуации!) выпустить 900 новых самолетов (20 самолетов х 3 полка х 15 дивизий) без ущерба для остальных полков и дивизий?
- ИМХО данный приказ свидетельствует или о стремлении выдать желаемое за действительное, или о незнании реального положения дел с выпуском самолетов в конце сентября 1941 г.
- ИМХО этот приказ остался просто невыполненным, т.к. его НЕВОЗМОЖНО было выполнить. Ну а позднее - в декабре 1941 г. и фронт стабилизировался. А еще позже - летом 1942 года идея этого приказа нашла воплощение в формировании авиакорпусов РГК.
- Наверное, именно из-за невыполнения этого приказа и появилась позднее известная телеграмма Сталина "Ил-2 нужны как хлеб, как воздух".

С уважением,


От assaur
К Fishbed (24.05.2004 12:33:21)
Дата 24.05.2004 14:39:15

Re: Штурмовые авиадивизии...

>- а могла ли ФИЗИЧЕСКИ наша авиапромышленность в октябре 1941 г. (пик эвакуации!) выпустить 900 новых самолетов (20 самолетов х 3 полка х 15 дивизий) без ущерба для остальных полков и дивизий?
Что касается Ил-2, то первый эшелон завода № 18 ушел из Воронежа на Восток 10 октября 41 г.. Завод продолжал выпускать самолеты до 4 ноября. Всего выпустил в Воронеже 1134 Ил-2.
Хотя снижение выпуска наверняка было, и именно поэтому понадобилось привлечь самолеты-истребители для формирования новых шад.
>- ИМХО данный приказ свидетельствует или о стремлении выдать желаемое за действительное, или о незнании реального положения дел с выпуском самолетов в конце сентября 1941 г.
Вряд ли Сталин и Шапошников не знали реального положения дел.
>- ИМХО этот приказ остался просто невыполненным, >- Наверное, именно из-за невыполнения этого приказа и появилась позднее известная телеграмма Сталина "Ил-2 нужны как хлеб, как воздух".
- ИМХО этот приказ остался просто невыполненным.
Да, похоже что «рассосалось». Но 15 шап (частично переформированные, частично пополненные), думаю было реально иметь для создания костяка дивизий. А вот были ли созданы 30 полков истребителей (с РС)? Сила-то это грозная и где-то они должны были себя отчетливо проявить.
Телеграмма более поздняя по времени, касается налаживания выпуска самолетов на новом месте. Дата – 23.12.41.
Есть одна зацепка у Байдукова:
"Я попросил Новикова, чтобы он разрешил мне сформировать штурмовую дивизию, 212-ю. И мы дрались на Калининском фронте. В конце 1941-го, в начале 1942-го трагическая, кошмарная обстановка была."
Но тут какая-то неточность - вряд ли чистая штурмовая дивизия (на Ил-2), хотя по номеру такая дивизия была, но по-моему позже.




От Fishbed
К assaur (24.05.2004 14:39:15)
Дата 24.05.2004 16:18:12

Re: Штурмовые авиадивизии...

>Что касается Ил-2, то первый эшелон завода № 18 ушел из Воронежа на Восток 10 октября 41 г.

Угу, а приказ об эвакуации когда вышел?

>Хотя снижение выпуска наверняка было

Вне всякого сомнения.

>>- ИМХО данный приказ свидетельствует или о стремлении выдать желаемое за действительное, или о незнании реального положения дел с выпуском самолетов в конце сентября 1941 г.
>Вряд ли Сталин и Шапошников не знали реального положения дел.

Так почему такой "маниловский" приказ выпустили? Значит выдавали желаемое за действительное, полагаясь на административный ресурс (как сейчас говорят)приказа. Авось там "внизу" кто-нибудь, что-нибудь сделает. А не сделает - накажем...

>Да, похоже что «рассосалось». Но 15 шап (частично переформированные, частично пополненные), думаю было реально иметь для создания костяка дивизий.

Эти самые 15 шап были разбросаны по всему фронту и наверняка имели лишь по несколько штук Ил-2. Собрать их, переформировать и т.д. осенью 1941 г., когда фронты рушились - это практически невыполнимая задача.

>Есть одна зацепка у Байдукова:"Я попросил Новикова, чтобы он разрешил мне сформировать штурмовую дивизию, 212-ю. И мы дрались на Калининском фронте. В конце 1941-го, в начале 1942-го трагическая, кошмарная обстановка была."

Про 212-ю шад есть чуток у Василия Харина:
http://allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/sssr/struct/d/shad212.dat

С уважением,

От assaur
К Fishbed (24.05.2004 16:18:12)
Дата 24.05.2004 20:40:32

Re: Штурмовые авиадивизии...


>Эти самые 15 шап были разбросаны по всему фронту и наверняка имели лишь по несколько штук Ил-2. Собрать их, переформировать и т.д. осенью 1941 г., когда фронты рушились - это практически невыполнимая задача.
То есть по Черномырдину: хотели как лучше, а получилось как всегда.
И все-таки о Байдукове. Pavel пишет, что он стал ком-ром 212 шад в марте 43, это не так, 212-я под его командованием еще в мае 42 г. вошла в состав 3-й ВА. Сформирована была еще раньше, и есть у меня подозрение, что она могла быть сборной (Ил-2 + истребители).

От Pavel
К assaur (24.05.2004 20:40:32)
Дата 24.05.2004 21:59:52

Re: Штурмовые авиадивизии...


>И все-таки о Байдукове. Pavel пишет, что он стал ком-ром 212 шад в марте 43, это не так, 212-я под его командованием еще в мае 42 г. вошла в состав 3-й ВА.
Вот и мне показалось, что Каманин здесь ошибается.
>Сформирована была еще раньше, и есть у меня подозрение, что она могла быть сборной (Ил-2 + истребители).
Видимо такой она и была, Каманин пишет, что вроде как раз в 42-м было принято решение формировать ШАДы по принципу 2ШАПа - один ИАП, для лучшего взаимодействия штурмовиков и истребителей и его 8-й САК имел ИАД в своем составе.
Павел.

От Pavel
К assaur (24.05.2004 14:39:15)
Дата 24.05.2004 15:36:45

Re: Штурмовые авиадивизии...


>Есть одна зацепка у Байдукова:
>"Я попросил Новикова, чтобы он разрешил мне сформировать штурмовую дивизию, 212-ю. И мы дрались на Калининском фронте. В конце 1941-го, в начале 1942-го трагическая, кошмарная обстановка была."
>Но тут какая-то неточность - вряд ли чистая штурмовая дивизия (на Ил-2), хотя по номеру такая дивизия была, но по-моему позже.
По Каманину Г.Ф.Байдуков был назначен командиром 212 ШАД только в марте 1943 г. что-то у кого-то несходится.
Павел.



От karlenko
К Fishbed (24.05.2004 12:33:21)
Дата 24.05.2004 13:31:54

Re: Штурмовые авиадивизии...

>- Наверное, именно из-за невыполнения этого приказа и появилась позднее известная телеграмма Сталина "Ил-2 нужны как хлеб, как воздух".

Ил-2 в 1941г показал себя довольно эффективно. Но тактика применения была довольно своеобразной - по несколько Ил-2 (1-2 машины) передавали в истребительные полки, в которых Ил-2 вылетали на задания под прикрытием одной-двух эскадрилий истребителей. Появившиеся в сентябре 1941г "чистые" полки Ил-2 растаяли довольно быстро. Вот видимо отсюда и выродился такой организационный документ, не воплощенный однако в жизнь...