От ZaReznik
К All
Дата 07.06.2004 16:33:12
Рубрики Люди и авиация; 1936-1945 гг.;

мемуар Степаненко в копилке

Продолжаем серию “printed in Kiev”
Упреждая вопрос – сканы фоток будут отдельно

Ну и несколько эпизодов, что называется, «для затравки»

От ZaReznik
К ZaReznik (07.06.2004 16:33:12)
Дата 07.06.2004 16:38:22

7) сравнивая с книгой Станкова

Как ни странно, но именно эта фотография в книге Станкова крайне невысокого качества, поэтому, в отличии от книги Степаненко, на руле направления не видна косая белая черта. Ну ничего, отсутствие одного элемента окраски на боковике компенсируется «отпотолочным» орденом Красного Знамени на капоте :(




Еще одна крайне спорная фотография в книге Станкова – на ней из 27 звездочек побед чуть ли не половина достаточно грубо дорисованы с помощью ретуши. На боковике изображены уже 40 звездочек. Ну а теперь сравним с мемуаром – «всего» 16 – думается, что отмечены победы, одержанные именно на этой машине




От М.Быков
К ZaReznik (07.06.2004 16:38:22)
Дата 07.06.2004 22:25:24

Re: 7) сравнивая...

Салют!
>Как ни странно, но именно эта фотография в книге Станкова крайне невысокого качества, поэтому, в отличии от книги Степаненко, на руле направления не видна косая белая черта. Ну ничего, отсутствие одного элемента окраски на боковике компенсируется «отпотолочным» орденом Красного Знамени на капоте :(

Это же разные самолеты - с БКЗ - 04-я, с "полосой" - 17-я. И БКЗ на машинах 4-го иап в 1944 г. однозначно были. И это на 17-й м.б. никакая и не полоса, а что угодно - треугольник, шеврон, наконей, просто фотобрак - негатива или отипечатка. Кстати, не очень-то она, эта "полоса" и ровная ;)

МБ

От ZaReznik
К М.Быков (07.06.2004 22:25:24)
Дата 08.06.2004 10:41:14

Re: 7) сравнивая...

>Это же разные самолеты - с БКЗ - 04-я, с "полосой" - 17-я. И БКЗ на машинах 4-го иап в 1944 г. однозначно были. И это на 17-й м.б. никакая и не полоса, а что угодно - треугольник, шеврон, наконей, просто фотобрак - негатива или отипечатка. Кстати, не очень-то она, эта "полоса" и ровная ;)

Дык в том-то все и дело, что и "17", и "04" у Станкова оба изображены с БКЗ.
Другие примеры шевронов и треугольников на РН будут? Причем желательно - лето 1943 и 15ВА ;))

От М.Быков
К ZaReznik (08.06.2004 10:41:14)
Дата 08.06.2004 10:45:57

Re: 7) сравнивая...

Салют!

>Дык в том-то все и дело, что и "17", и "04" у Станкова оба изображены с БКЗ.

Ну, ошибся чел, с кем не быват? :) Он же сам там написал про дату накраждения пока БКЗ - 5.11.44...

>Другие примеры шевронов и треугольников на РН будут? Причем желательно - лето 1943 и 15ВА ;))

А примеры ТАКИХ "полос"??? "Упирающихся" в ГО. Обычно если рисуют полосу - наоборот, как у 205-й иад или 1-го гиак, к примеру.

МБ

От St
К М.Быков (08.06.2004 10:45:57)
Дата 08.06.2004 21:35:03

Re: 7) сравнивая...

Ни фига я не ошибся!
Вспомните, я же сам настаивал, чтобы вы меня опрашивали по этому выпуску. Я ничего не скрываю: в ней есть проколы, но ценных находок-прорва--что надо было бы взять на вооружение и развивать.
В Як-9 №17--всё правильно, за исключением количества звёзд: их должно быть больше...
Исправлюсь позднее.
В Як-9Т-37 №04--будет изменён рисунок на борту и кол-во звёзд. Именно по этой окраске я выполнял требование 2-ГСС Степаненко...И ничего не мог аргументировано подправить по своему.

От ZaReznik
К М.Быков (08.06.2004 10:45:57)
Дата 08.06.2004 10:50:05

Re: 7) сравнивая...

>А примеры ТАКИХ "полос"??? "Упирающихся" в ГО. Обычно если рисуют полосу - наоборот, как у 205-й иад или 1-го гиак, к примеру.

Гм..ну если это обозначение (полоса, шеврон, треуголдьник) полка или дивизии, то по идее они должны в как-то в документах отображаться? Или на данный момент все исключительно по фоткам?

ксати, а боковичок "17-го" Степаненко будет во второй части про Курскую дугу? ;)

От М.Быков
К ZaReznik (08.06.2004 10:50:05)
Дата 08.06.2004 10:52:55

Re: 7) сравнивая...

Салют!

>Гм..ну если это обозначение (полоса, шеврон, треуголдьник) полка или дивизии, то по идее они должны в как-то в документах отображаться? Или на данный момент все исключительно по фоткам?

В 99% случаев вся эта байда никак не отображается в доках :(((

>ксати, а боковичок "17-го" Степаненко будет во второй части про Курскую дугу? ;)

Если сама книга будет - как заказчик пожелает :) Хотя там и без 17-го есть атракцийные машины...

МБ

От Milos
К М.Быков (07.06.2004 22:25:24)
Дата 08.06.2004 00:05:41

Як-9

В свое время я так сделал Як-9 Степаненка.
Извините качество - ето 10 лет на зад.

Милош



От М.Быков
К Milos (08.06.2004 00:05:41)
Дата 08.06.2004 10:12:24

Пилотка все же красная должна быть, ИМХО. (-)


От ZaReznik
К М.Быков (08.06.2004 10:12:24)
Дата 08.06.2004 12:43:35

Re: Пилотка все ...

И опять-таки откуда-то БКЗ на "17-м",
ну и "перебор" со scoreboard на "04" (если смотреть на приведенную выше фотку из мемуара Степаненко)

От St
К ZaReznik (08.06.2004 12:43:35)
Дата 08.06.2004 21:37:23

Re: Пилотка все

БКЗ--я то знаю "почему". И сказал бы, но в суде лежат несколько дел по этому БКЗ идругим знакам...

От Алексей Матвиенко
К ZaReznik (07.06.2004 16:38:22)
Дата 07.06.2004 18:32:35

Re: 7) сравнивая...

>Как ни странно, но именно эта фотография в книге Станкова крайне невысокого качества, поэтому, в отличии от книги Степаненко, на руле направления не видна косая белая черта. Ну ничего, отсутствие одного элемента окраски на боковике компенсируется «отпотолочным» орденом Красного Знамени на капоте :(
Да и камуфляж тут однозначно черно-зеленый, а не серо-серый...

От St
К ZaReznik (07.06.2004 16:38:22)
Дата 07.06.2004 18:29:24

Re: 7) сравнивая...

Кроме белой полоски--ты вобщем-то прав.


От ZaReznik
К St (07.06.2004 18:29:24)
Дата 07.06.2004 19:18:25

Re: 7) сравнивая...

> Кроме белой полоски--ты вобщем-то прав.
Не совсем понял? Полоска есть на фотке или нету?

От St
К ZaReznik (07.06.2004 19:18:25)
Дата 08.06.2004 21:39:42

Re: 7) сравнивая...

Полоска--это ветошь механика, который так метил машины (во что-то вставлена) для проверки--так сказал Степаненко. Может, ещё какая причина. БКЗ--на этой машине был--точно.

От ZaReznik
К St (08.06.2004 21:39:42)
Дата 11.06.2004 20:15:26

Re: 7) сравнивая...

> БКЗ--на этой машине был--точно.
Стоп!
В книге же несколько раз повторено, что 4 ИАП стал краснознаменным в ноябре 1944.
Т.е. б/н "17" был на фронте как минимум 1,5 года? Сомнительно, чтобы у этого самолета был "брат-близнец".
Получается что Степаненко поочередно воевал на обоих ("17" и "04")?

От St
К ZaReznik (11.06.2004 20:15:26)
Дата 11.06.2004 22:31:39

Re: 7) сравнивая...

Нет--другая причина. У меня точно указаны периоды действия этих номеров--я их отсмотред по Лётной книжке.
Между ними фигурирует ещё Як-9, Як-9дд. Есть в конце Як-3...

От ZaReznik
К St (11.06.2004 22:31:39)
Дата 14.06.2004 16:04:52

Re: 7) сравнивая...

> Нет--другая причина. У меня точно указаны периоды действия этих номеров--я их отсмотред по Лётной книжке.
>Между ними фигурирует ещё Як-9, Як-9дд. Есть в конце Як-3...
Т.е. получается полнейшая путаница с этим самым Як-9 б/н "17"?
Там ведь еще один момент - Степаненко именно про этот борт несколько раз пишет Як-9Т, 37-мм пушка...Как с этим то быть?

От St
К ZaReznik (14.06.2004 16:04:52)
Дата 15.06.2004 20:28:22

Re: 7) сравнивая...


>Т.е. получается полнейшая путаница с этим самым Як-9 б/н "17"?
У вас, конечно, путаница--Ув.Степаненко не сильно стремился, что-ли, быть точным при написани книги. А может, его кто-то неудачно подкорректировал... Когда я к нему пришёл--всё сразу же было расставлено по местам...
Но..кое-что он всё же даёт точно. Именно "17-й" был ведь получен до того--т.е. на Кубани, когда полк под Орлом получил первые Як-9 с пушкой 37мм...Достаточно было просто задать этот вопрос..
Для интриги добавлю: на этом Як-9 были ещё разные отличия в виде полос из-за поиска немецких Яков...
>Там ведь еще один момент - Степаненко именно про этот борт несколько раз пишет Як-9Т, 37-мм пушка...Как с этим то быть? Уже ответил:другие получили Як-9Т-37. Степаненко себе такой не взял--очень тяжёлые они были...

От ZaReznik
К St (15.06.2004 20:28:22)
Дата 15.06.2004 21:07:55

Re: 7) сравнивая...

"Всё страньше и страньше" (с) Алиса

> Но..кое-что он всё же даёт точно. Именно "17-й" был ведь получен до того--т.е. на Кубани, когда полк под Орлом получил первые Як-9 с пушкой 37мм...Достаточно было просто задать этот вопрос..
> Для интриги добавлю: на этом Як-9 были ещё разные отличия в виде полос из-за поиска немецких Яков...

Степаненко пишет, что в поиске этих Яков не участвовал, т.к. летал на УТ-2.
Мало того, что за летчиком числится "колхозный" Як-1б, так летчику выдают еще и Як-9 - а ведь он даже комэском не является, да и на боевых самолетах на тот момент не летает. Не странно ли?

>>Там ведь еще один момент - Степаненко именно про этот борт несколько раз пишет Як-9Т, 37-мм пушка...Как с этим то быть? Уже ответил:другие получили Як-9Т-37. Степаненко себе такой не взял--очень тяжёлые они были...

угумс...А описывая бой 24 августа 1943, он пишет следующее:
"Помогает мне 37-миллиметровая пушка. Я открываю огонь, и вражеские истребители, словно мячики, отскакивают от меня в разные стороны. Управляемым переворотом и крутым пикированием ухожу к своим."

От А.Н.Платонов
К ZaReznik (07.06.2004 19:18:25)
Дата 07.06.2004 19:24:51

Re: 7) сравнивая...

>> Кроме белой полоски--ты вобщем-то прав.
>Не совсем понял? Полоска есть на фотке или нету?
Справа-внизу за звездой вроде просматривается краешек...

От ZaReznik
К А.Н.Платонов (07.06.2004 19:24:51)
Дата 07.06.2004 19:46:47

Re: 7) сравнивая...

>>> Кроме белой полоски--ты вобщем-то прав.
>>Не совсем понял? Полоска есть на фотке или нету?
>Справа-внизу за звездой вроде просматривается краешек...
Дык и я ж об этом - это ни дефект фотки, это не законцовка Уиткомба - это именно косая белая полоса на руле направления, которую дружно проигнорировали на боковиках ентого Яка (что в книге Станкова, что в книге Лейпника - там ЕМНИП Свинков рисовал)

От St
К ZaReznik (07.06.2004 19:46:47)
Дата 11.06.2004 22:38:33

Re: 7) сравнивая...


>Дык и я ж об этом - это ни дефект фотки, это не законцовка Уиткомба - это именно косая белая полоса на руле направления, которую дружно проигнорировали на боковиках ентого Яка (что в книге Станкова, что в книге Лейпника - там ЕМНИП Свинков рисовал)

Я не вправе вам указывать..но на книгу какого-то Лейпника и находящейся в розыске редакцию "Архив-Пресс"--"Major"--лучше бы из уважения к себе не ссылаться...
На суде г-н Лейпник--не признал себя автором изданной книги, а "как-бы редактор издательства" сказал: что он не редактор издательства и вообще ничего не издавал..
Так что: чего ж ссылаться на контрафактные издания?
Тем более--ежу видны искажения моих окрасок в той книжке..

От М.Быков
К St (11.06.2004 22:38:33)
Дата 11.06.2004 22:56:31

Опять 25 - за рыбу деньги... :(

Салют!

> Тем более--ежу видны искажения моих окрасок в той книжке..

Что значит "твоих окрасок"???
Они что, их у тебя из стола вытащили?
Отсканировали с твоей книжки и опубликовали под чужой фамилией?

Они их СРИСОВАЛИ - имеют полное право.
То же самое, что срисовать с фотографии - выходит, ты украл эти окраски у фотографов, делавших снимки :).

Бред, в общем.

МБ

От St
К М.Быков (11.06.2004 22:56:31)
Дата 15.06.2004 20:31:06

Re: Опять 25...



Не буду коментировать Ваши грубости, но ОНИ--это пиратское издательство с пиратским автором. Тху на них!
Что и Вам советую!

От ZaReznik
К St (15.06.2004 20:31:06)
Дата 15.06.2004 20:57:52

Re: Опять 25...

Гм...А какой процент "новизны" позволит считать работу не пиратской?

(т.к. боковики того же Як-9 б/н "17" в этих двух книгах далеки от 100% идентичности, в отличии от некоторых декалей, например)

От SK
К ZaReznik (07.06.2004 19:46:47)
Дата 08.06.2004 18:34:10

Версия

>>>> Кроме белой полоски--ты вобщем-то прав.
>>>Не совсем понял? Полоска есть на фотке или нету?
>>Справа-внизу за звездой вроде просматривается краешек...
>Дык и я ж об этом - это ни дефект фотки, это не законцовка Уиткомба - это именно косая белая полоса на руле направления, которую дружно проигнорировали на боковиках ентого Яка (что в книге Станкова, что в книге Лейпника - там ЕМНИП Свинков рисовал)

Это не рука стоящего за кадром или чехол на стабилизаторе?
СК

От ZaReznik
К SK (08.06.2004 18:34:10)
Дата 08.06.2004 18:53:02

Re: Версия

>Это не рука стоящего за кадром или чехол на стабилизаторе?
ИМХО - не похоже.
Но 100% уверенности и полной ясности, к сожалению нет - и из-за качества фотки, и из-за ракурса

От St
К ZaReznik (08.06.2004 18:53:02)
Дата 08.06.2004 21:43:12

Re: Версия

Я с Кузнецовым давно обсуждал №04-й Степанеко.
Существует в природе оригинал. Я постараюсь раздобыть его. У меня у самого есть очень интересная инфо по этой машине.
Со звёздочками я уже разобрался (т.е. понял почему на поздней машине их меньше, чем на ранней).

От ZaReznik
К ZaReznik (07.06.2004 16:33:12)
Дата 07.06.2004 16:37:26

6) для «драконоведов»

Бодро шагаем к землянке, гордые от сознания отлично выполненного задания.
Но вот с востока к нашему аэродрому идет неизвестный Ла-5 в сопровождении четверки «яков».
— Я «Дракон», прошу посадку, — слышится запрос по радио.
Кто в такое время может перелетать с аэродрома на аэродром в непосредственной близости от переднего края, где с рассвета и до заката не стихают бои? Вопросительно переглядываемся друг с другом.
«Чей же это позывной?»
Кто-то догадывается:
— Хозяин неба прилетел. Сейчас будет классическая посадка, обратите внимание...
Издали доносился, нарастал, становился резче и мощнее гул моторов. Вот уже шасси коснулось летного поля, машина бежит, подминая под себя зеленый ковер травы.
— Вот это почерк, — восторженно говорит майор Шмелев.
— Кто это? — спрашивает Миша Погорелов.
— «Дракон» — позывной командира корпуса, — объясняет Илья Шмелев. — В тридцать седьмом году старший лейтенант Савицкий командовал звеном. Прошло немного времени и ему доверили эскадрилью, затем полк. В сорок первом майор Савицкий был назначен командиром авиационной дивизии. [159] Его самолет узнают в воздухе не столько по бортовому номеру, сколько по чистоте полета, умению пилотировать. Делает он это, можно сказать, артистически.
Когда Ла-5 подрулил, подходим к нему. В самолете оказался действительно Е. Я. Савицкий, командир корпуса, прибывшего с Дальнего Востока на пополнение авиационной группировки на Кубани. Этому событию мы очень обрадовались. Всяких командиров видели — полковых, дивизионных, но чтобы на боевом самолете летал сам командир корпуса?
Механики быстро поднесли стремянку. Но генерал Савицкий, как заправский спортсмен, легко соскочил на землю и пошел навстречу летчикам. С улыбкой пожал всем руки, представился.
— Вот, прибыл выяснить, как тут обстоят дела. Может, нужна вам помощь? — прищурился с хитрецой.
— От помощи кто откажется,— приняв стойку «смирно», улыбнулся Шмелев. — А насчет успехов и дел — сейчас как раз собрались на разбор.
— Это интересно, послушаю, — сказал генерал. — Если не возражаете...
И после разбора Евгений Яковлевич долго расспрашивал летчиков, как ведет себя противник в воздухе, каков состав его группировок, что нового в нашей тактике. По всему было видно: Савицкий прилетел сюда не на смотрины». Не иначе — собирается вводить в боевой строй молодых ребят-дальневосточников.
Под вечер мы получили приказ сдать свои самолеты представителям боевой части генерала Савицкого и убыть в тыл для отдыха и пополнения.
………………….
Убывая с Кубани, мы с Борисовцом прощались с самолетом, словно с близким другом. Я и на самом деле питал к нему родственные чувства. Ведь на Саратовщине, в колхозе имени Чапаева, осталась симпатичная девушка Марийка...
Кому вручили именной самолет в сменившем нас полку дальневосточников? В текучке фронтовых дел, перелетов, подготовке к новым боям было не до этого. Однако уверен: попал он в надежные руки и службу нес отлично.

От Игорь Уткин
К ZaReznik (07.06.2004 16:37:26)
Дата 07.06.2004 16:42:42

Хе-хе. Честно скажу

Привет, коллега!
>Под вечер мы получили приказ сдать свои самолеты представителям боевой части генерала Савицкого и убыть в тыл для отдыха и пополнения.
>Кому вручили именной самолет в сменившем нас полку дальневосточников?
Этот момент не совсем понятен. Я и сам не знаю, кому это дело могли вручить? Корпус-то на новеньких "Яках" прилетел на Кубань.

От ZaReznik
К Игорь Уткин (07.06.2004 16:42:42)
Дата 07.06.2004 16:45:51

Re: Хе-хе. Честно...

>Этот момент не совсем понятен. Я и сам не знаю, кому это дело могли вручить? Корпус-то на новеньких "Яках" прилетел на Кубань.
Ну тут основная непонятка - дата эпизода по тексту получается конец мая. Т.е. или реальный эпизод был в апреле, или Савицкий прилетел за "новой" матчастью для восполнения потерь, ну и заодно поприсутствовал на разборе полетов

От Игорь Уткин
К ZaReznik (07.06.2004 16:45:51)
Дата 07.06.2004 17:08:17

Re: Хе-хе. Честно...

>Ну тут основная непонятка - дата эпизода по тексту получается конец мая. Т.е. или реальный эпизод был в апреле, или Савицкий прилетел за "новой" матчастью для восполнения потерь, ну и заодно поприсутствовал на разборе полетов
Все может быть. Напомни мне дремучему, плиз, о каких своих еропланах говорит Степаненко? Тип.

От ZaReznik
К Игорь Уткин (07.06.2004 17:08:17)
Дата 07.06.2004 20:23:43

Як-1б от колхоза им.Чапаева

ПОДАРОК САРАТОВСКИХ КОЛХОЗНИКОВ

Поздно вечером после разбора полетов командир полка объявил:
— Получен приказ: отбыть в Саратовскую область для встречи с колхозниками и получения боевых машин.
Он назвал фамилии летчиков, которым надлежало быть в готовности. Такая новость нас обрадовала.
Утром на Ли-2 вылетаем в Саратов. Погода как назло нас не балует. Приземляемся удачно, но добраться до нужных нам населенных пунктов не так-то просто. Николай Иванович Миронов предлагает провести вечер в городе, совершить прогулку-экскурсию, а затем посмотреть балет «Лебединое озеро» в Саратовском государственном театре оперы и балета им. Чернышевского. Стоит ли говорить, с какой огромной радостью мы приняли это предложение. После невообразимого грома сражений не верилось, что все это происходит наяву: мы сидим в уютном партере, слышим волшебную музыку, и у нас на глазах совершается чудо...
На рассвете, разбившись на группы по два-три человека, мы выехали в села. Нам с лейтенантом К. М. Сафроновым выпало посетить колхоз имени Чапаева. Дороги за ночь занесло, ехать пришлось на санях. С большим трудом добрались до места назначения. Небольшое село раскинулось в низине и утопало в белых сугробах. [132] Между домами мы пробирались пешком. На обоих повеяло чем-то до боли знакомым, родным.
Заснеженные изгороди у рубленых хат местами под тяжестью белых шапок прислонились почти к самым окнам. За селом виднелись скотный двор, конюшни, дальше простирались поля. Совсем как у нас на Украине, разве что деревьев во дворах поменьше.
До темноты мы пропадали на фермах, осматривали хозяйство. Всюду работали одни женщины, лишь изредка встречались мужчины, в основном старики и инвалиды.
Вечером на торжественную встречу с фронтовиками-летчиками в школе собралось все село. Открыла собрание председатель правления колхоза имени Чапаева — энергичная худощавая женщина с закрученными вокруг головы обручами черных кос. Все замолчали, внимательно разглядывая нас.
Председатель не выступала с докладом, не произносила длинных речей. Пригласив всех за накрытые столы, она подняла рюмку:
— Дорогие наши колхозники, давайте же поприветствуем доблесных соколов на саратовской земле и выпьем за скорейшую победу над вражескими ордами.
После ужина председатель колхоза сказала:
— А теперь позвольте вручить вам скромный подарок от наших колхозников — самолет-истребитель. Мы приобрели его коллективно на свои трудовые сбережения.
В классе раздались аплодисменты, худые лица людей озарили светлые и радостные улыбки. Эта минута запомнилась мне на всю жизнь.
— Нещадно бейте, сыны наши, захватчиков,— продолжала женщина, — гоните их прочь с нашей земли, очищайте от них советское небо!
Мы с лейтенантом горячо благодарили саратовцев и обещали обязательно выполнить их наказ.
После официальной части в зале заиграла гармонь, зазвучали фронтовые песни. Но председатель неожиданно попросила тишины. Когда все умолкли, торжественно провозгласила:
— Товарищи! Наш славный гость, пилот Степаненко, как стало известно, холост. Правду говорю? — спросила у меня. — Так вот, выберем ему невесту.
Вспоминаю об этом, чтобы подчеркнуть, с каким вниманием и теплом относились советские люди к фронтовикам. [133] Но одно дело — рассказывать, а совсем другое — стоять рядом с девушкой, настоящей красавицей! Никто из присутствующих не смеялся и не шутил.
Вечером, как это и положено жениху, я побывал у Марийки дома, познакомился с ее матерью. Договорились писать друг другу. Но, что поделаешь, — так и не сошлись наши пути-дороги. В 1944-м Марийка сообщила, что выходит замуж.
До глубины души нас взволновала эта огромная честь — сражаться с врагом на самолете, врученном тебе народом. В этой связи наша ответственность за разгром врага становилась будто ощутимее, зримей. Это означало, что простые люди, сельские труженики, верили нам, надеялись на наше боевое мастерство. Каждый из них, кто в тот миг смотрел на нас, мысленно произносил: «Мы отдаем тебе свой труд, чтобы ты побеждал. Сумеешь ли, справишься ли с порученным делом?» К нам подходят пожилые и молодые женщины, подростки. На устах у всех одно: скоро ли конец войне? Когда ждать наших домой?
Милые, дорогие наши люди! Знать бы ответы на эти вопросы... Мы, летчики, будем искать их в битве и в схватках с заклятым врагом, а вы — на трудовой ниве. Другого пути у нас нет и не будет.
Утром на аэродроме нас уже ожидал подполковник Миронов со старшим сержантом Семеном Дмитриевичем Шмалием. Они возвратились из колхоза «Стахановец», где им от всего села вручал именной истребитель Ферапонт Головатый. Машину принимал Шмалий. Как известно, первый истребитель Ф. Головатый подарил летчику майору Еремину.
На белоснежных именных самолетах летим прямо на фронт под Сталинград, где нас ожидают новые бои. Истребители Як-1 — усовершенствованные скоростные машины. Нам предстоит в короткий срок овладеть новой техникой, облетать ее, пристрелять оружие и, не задерживаясь, войти в боевой строй.

От ZaReznik
К ZaReznik (07.06.2004 16:33:12)
Дата 07.06.2004 16:36:54

5) дневные вылеты ДБ-3Ф в 1943

Помню, 5 августа мы сопровождали лидер ДБ-3ф к линии фронта для ознакомления с предстоящей совместной боевой работой. Бомбы крупного калибра, по мнению советского командования, должны были «помочь» группировке гитлеровцев «выбраться на свежий воздух». На следующий день мы поднялись для сопровождения большой группы тяжелых бомбардировщиков к линии фронта, где они нанесли сокрушительный удар по долговременной обороне врага, по всем ее сооружениям.
……………….
Неприятный случай, о котором я хочу рассказать, произошел 24 августа. Мы перебазировались на другой аэродром и вскоре получили боевой приказ. Весь полк в готовности номер один находился в самолетах в ожидании подлета больших групп ДБ-3ф. Вот-вот они пройдут над нашим аэродромом, и тогда мы, в соответствии с планом взаимодействия, пристроимся на флангах и сзади для сопровождения их за линию фронта. [184] Однако время идет, а подопечных не видно и не слышно. Наконец сигнал на вылет; три зеленые ракеты. Поднимаемся, ищем машины в воздухе. Поблизости их нет. Группа не вышла на наш аэродром, как было условлено, а, уклонившись от маршрута, полетела на цель без сопровождения. Днем ДБ-3ф для «Фокке-Вульф-190» — мишень лучше не придумаешь.
По радио получаем команду:
— Срочно на помощь бомбардировщикам!
Район удара известен: Брянск, Цементный, Дятьково. Бросаемся туда.
Западнее города Жиздра видим несколько вздымающихся кверху факелов. А вот, словно большие белые грибы, парашюты. Это спускаются вниз наши товарищи. Сердце сжимается от боли. Что ждет их на территории, захваченной врагом?
Собираться всем полком уже нет времени. Как взлетели четверками, парами и в одиночку, так и вступаем в бой, пренебрегая опасностью. С ходу набрасываемся на врага. Опьяненные легкой удачей, «фоккеры» носятся, как одержимые.
Выбираю одного из них, густо размалеванного, и всаживаю в него очередь из пушек и пулеметов. Фашист, перевернувшись через крыло, идет вниз, оставляя за собой полосу черного дыма, Два других, прижав меня к лесу, бьют из восьми пушек. Снаряды, словно огненные стрелы, прочерчивают синеву неба справа и слева. Неожиданно трещит обшивка фюзеляжа. «Ну, Иван, — думаю о себе, — вот и пришел тебе конец». Превозмогая перегрузки, резко тяну машину в левый боевой разворот. В глазах темнеет. Отпускаю ручку, чтобы не сорваться в штопор, ведь рядом земля. Вижу два «фоккера», они преследуют меня на вертикали. Быстро перехожу в лобовую атаку, чтобы не дать им зайти в хвост. Помогает мне 37-миллиметровая пушка. Я открываю огонь, и вражеские истребители, словно мячики, отскакивают от меня в разные стороны. Управляемым переворотом и крутым пикированием ухожу к своим.
………………
...7 сентября сопровождаем группу дальних бомбардировщиков ДБ-3ф за линию фронта в район Красниково. Дальние бомбардировщики, как правило, не назначались для атак переднего края противника в дневное время. Максимальная скорость ДБ-3ф — 450 километров в час. Летать без прикрытия они не могут. Но теперь здесь, на нашем направлении, этого требовала обстановка. ДБ-3ф работали и днем при наличии большого наряда истребителей.
Мы с особой тщательностью готовились к этому полету: заранее рассчитали рубежи, сигналы, пункт встречи, проиграли все на картах, отработали полет методом «пеший — по-летному».
И вот несколько девяток уже приближаются к аэродрому. В небо взмыли три красные ракеты. Полк взлетает, строится на флангах и сзади колонны бомбардировщиков. Связываемся с ними по радио, кроме того, обозначаем себя желтыми ракетами. Ведущие экипажи берут курс к переднему краю.
В небе спокойно. Кажется, ничто не сможет помешать нам выполнить задание. Но вот впереди по курсу вспыхнул разрыв крупнокалиберного зенитного снаряда, за ним другой, третий... Идет пристрелка. Ее сменяет сплошная стена огня. Уже все небо клокочет вспышками разрывов. Враг целит в центр кильватерного строя. Осколки барабанят по обшивке моей машины, ее швыряет из стороны в сторону, словно щепку на быстрине бурной реки. Чтобы удержать самолет по курсу, нужны огромные физические усилия.
Но мы не сворачиваем с этой адовой дорожки, на которой вихрят смертоносные осколки.
Без потерь все же не обходится. Левый крайний из второй девятки, накренившись, резко идет к земле... Я вижу, как летчик пытается вывести машину из пике, но она уже неуправляема...
— Боевой курс! — передает флагманский штурман. Ведомые машины, как бы подтягиваясь, подходят ближе к своим ведущим. Теперь мы идем к точно заданной цели. Штурманы отыскивают ее в свои прицельные окна и готовятся к сбросу бомб.
— Сброс! [188]
Внизу вспышки взрывов, столбы дыма и пыли. Фотоснимки замыкающего разведчика потом подтвердят: удар был снайперский. Уничтожено немало вражеской техники, автомашин, разрушены инженерные сооружения.

От ZaReznik
К ZaReznik (07.06.2004 16:33:12)
Дата 07.06.2004 16:36:21

4) немецкий Як

Степаненко тогда по здоровью отстранили от полетов на истребителях, он летал на УТ-2 в качестве личного пилота командира дивизии Данилова
P.S. – обратите внимание на ЭБИ и где именно был сбит этот Як (?? 6 ГвИАП ВВС ЧФ)


Рязанов отвел меня в сторону и принялся рассказывать о проведенных боях, о новшествах в тактике врага. Под конец сообщил:
— В расположении фронта появился какой-то чужак-«як». Без номера, но с нашими опознавательными знаками. Пристраивается, как правило, в хвост и атакует наши машины. Ломаем голову, как бы его уничтожить.
…………………
О коварном поведении врага (о чем нам рассказал Рязанов) стало известно командованию 4-й воздушной армии. Следовало во что бы то ни стало разоблачить замаскированного пирата. При этом важно было не ошибиться, не принять своего за чужака. Наконец, решение было найдено. Наш полк базировался на переднем крае, ему и предложили уничтожить чужака. Из штаба армии была получена строго секретная радиограмма: на всех самолетах «як» нанести по две черных полосы на фюзеляжи у хвоста. Не имеющего таких полос считать самолетом противника.
Всем истребителям фронта был отдан приказ: в случае обнаружения машины без условных опознавательных знаков немедленно доложить на командный пункт и уничтожить ее.
Летчики и техники наносили «знаки различия». Наконец командиры подразделений доложили командиру полка о боевой готовности. Тот, в свою очередь, по коду доложил командующему. Настало время действовать.
В день проведения операции погода стояла как по заказу — тихая, безоблачная. Воздушные бои начались, как всегда, с рассветом. В них принимали участие все полки истребительной авиации фронта. Пошла на взлет и эскадрилья майора И. В. Шмелева. Взлетев по сигналу и прибыв на заданный участок фронта, Шмелев доложил:
— Наблюдаю посторонний «як». Дополнительные полосы на фюзеляже отсутствуют. Стремится зайти нам в хвост...
Сомнений не оставалось: тот самый. С передового командного пункта тут же последовал приказ Шмелеву: «Сбить противника».
Шмелев не торопясь развернул эскадрилью на сто восемьдесят градусов и скомандовал:
— Самолет без полос на хвосте никому не упускать из виду. Фашист впереди нас. Все за мной!
Эскадрилья попыталась взять врага в клещи и привести на свой аэродром. Однако опытный гитлеровский ас изворачивался и уходил в сторону гор. Шмелев увеличил скорость, но сбить противника удалось лишь в районе Геленджика.
Подобные пиратские приемы еще раз свидетельствовали о том, что противник выдыхается, сила и мощь его идут на убыль и недалек час, когда под ударами наших войск гитлеровские орды покатятся неудержимо на запад. [154]
От всей души поздравили мы Илью Шмелева с нелегкой победой. Помню, лучший друг Шмелева Алексей Рязанов, расцеловав товарища, не удержался от шутки:
— Ну, Ильюша, молодцом! Не иначе — борода помогла. При виде такой бороды у какого фашиста не затрясутся руки?!
— Борода бородой,— с улыбкой отпарировал Шмелев,— а потрудиться пришлось. Еле догнал. Боялся промахнуться...
Шмелев снял с головы шлем, вывернул его наизнанку и повесил для просушки, зацепив за плоскость крыла. Изрядно-таки пришлось попотеть ребятам.

От ZaReznik
К ZaReznik (07.06.2004 16:33:12)
Дата 07.06.2004 16:35:19

3) первый вылет спец-группы Додонова

Первый такой вылет состоялся 7 сентября 1942 года. Мы с Амет-Ханом поднялись на перехват «Фокке-Вульфа-189», так называемой «рамы». Этот самолет хорошо был известен нашим солдатам: его появление над позициями артиллеристов, скоплениями танков или пехоты всегда предвещало налет авиации или обстрел вражеской артиллерии.
Уничтожить «раму» считалось большим делом, которое выполнить мог только опытный и бесстрашный боец. Этот разведчик прекрасно маневрировал, имел как впереди, так и сзади мощные огневые средства.
«Раму» прикрывают два «мессершмитта». Набираем высоту. [104]
— Иду на «мессера»,— слышу голос Амет-Хана. — «Рама» твоя.
На мгновение теряюсь, ведь ведущий Амет-Хан. Но раздумывать некогда. Все решит внезапность, удар с ходу. Противник, как видно, не ожидал нашей атаки и не успел еще занять оборону. В течение нескольких секунд свалился «мессер», вспыхнула, закружив к земле, и «моя» «рама».
— Скорость не сбавлять, идем на посадку, — командует Амет-Хан.
Заруливаем в свои капониры, выключаем двигатели. Оба понимаем, что передышка кратковременна. Вряд ли противник простит нам такой удар. Гитлеровские асы появляются минут через тридцать. Снизившись до бреющего, два «мессера» на высоте десяти метров вихрем проносятся над нашим аэродромом. Первая очередь приходится по стартеру-финишеру у посадочного знака «Т». Солдат тут же падает замертво. Под вторую попадает Як-1. Самолет вспыхивает и тут же взрывается. Пираты, набирая высоту, уходят в направлении солнца.
Эффект от неожиданного нападения был поистине впечатляющим. Молниеносное появление, точный удар... Такой удар достигается ценой огромных усилий, систематическими тренировками с десятками, сотнями вылетов...
— Вот это да!.. — вырвалось у Амет-Хана. Он погрозил кулаком фашистам, которые уже исчезли в небе.

От ZaReznik
К ZaReznik (07.06.2004 16:33:12)
Дата 07.06.2004 16:34:31

2) к дискуссии о том, знали ли наши Ф.И.О. немецких асов

Как-то Амет-Хан Султан нашел возле капонира своего самолета листовку, сброшенную, вероятно, ночью с вражеского самолета. Амет-Хан отдал ее комиссару полка, который как раз вел с нами беседу. Николай Иванович развернул бумажку, взглянул на текст и передал нам.
— Ознакомьтесь.
С выразительного, отпечатанного, по-видимому, в первоклассной типографии снимка на нас высокомерно взирали немецкие асы: в фуражках с высокой тульей, в мундирах с многочисленными орденами и даже рыцарскими крестами. [89] Подписи: Мельдерс, Граф, Штайнгоф, Баркгорн, Лесман, Вальтер... Приставки «барон», «фон» перед многими фамилиями говорили об аристократическом происхождении и прирожденных боевых качествах арийцев. Здесь же отмечалось, сколько самолетов сбил каждый из них: Баркгорн, например, — 104, Штайнгоф — 150, Гофман — 160, Граф — 202.
……………
Фашисты всегда кичились своей силой и мощью. Деккер не составлял исключения.
— Вы знаете Графа? — вдруг спросил командир полка.
Деккер оживился и повторил несколько раз: [108]
— О, Граф!.. Зеер гут Граф! Зеер гут, зеер гут.
Имя Графа было широко известно в германских военно-воздушных силах. Он считался национальным героем, о нем много трубила геббельсовская пропаганда. Пребывание Графа в 4-м германском военно-воздушном флоте у Сталинграда никто не скрывал. Наоборот, фашисты всячески рекламировали этот факт с целью запугивания противника и поднятия духа собственных авиаторов. Графу приписывалось едва ли не первое место по числу уничтоженных самолетов в индивидуальных и групповых боях.

От Nick Nytch
К ZaReznik (07.06.2004 16:34:31)
Дата 08.06.2004 11:03:47

Re: 2) к...

Неувязка какая-то: Баркхорн одержал свои 104 и 105 победы 9 января 1943 года...примерно тогда же Штайнхофф свою 150 победу. Графа в октябре 1942 на Восточном фронте уже не было, Лесманн погиб в июне 1942 (да уж и не таким крутым асом он был), Кто такой Г(Х)офманн, не имею ни малейшего понятия:((( Интересно в какой период сделана эта листовка:)) Я уж не говорю о Мельдерсе, которого не было в живых уже чуть менее года...

снимка на нас высокомерно взирали немецкие асы: в фуражках с высокой тульей, в мундирах с многочисленными орденами и даже рыцарскими крестами. [89] Подписи: Мельдерс, Граф, Штайнгоф, Баркгорн, Лесман, Вальтер... Приставки «барон», «фон» перед многими фамилиями говорили об аристократическом происхождении и прирожденных боевых качествах арийцев. Здесь же отмечалось, сколько самолетов сбил каждый из них: Баркгорн, например, — 104, Штайнгоф — 150, Гофман — 160, Граф — 202.

От Горбач
К Nick Nytch (08.06.2004 11:03:47)
Дата 08.06.2004 11:57:27

Re: 2) к...

Никита, посмотри у Холма Gerhard Hofmann RK 130 JG52 плюс еще несколько, но вроде все не в тему хотя есть и из JG51, JG54

От Nick Nytch
К Горбач (08.06.2004 11:57:27)
Дата 08.06.2004 12:17:19

Re: 2) к...

Не, все понятно только этот Хофманн еще не воевал тогда, если речь о 1942 годе...

>Никита, посмотри у Холма Gerhard Hofmann RK 130 JG52 плюс еще несколько, но вроде все не в тему хотя есть и из JG51, JG54

От Горбач
К Nick Nytch (08.06.2004 12:17:19)
Дата 08.06.2004 12:24:01

Тада замолкаю :) (-)


От karlenko
К Nick Nytch (08.06.2004 11:03:47)
Дата 08.06.2004 11:47:33

да будет вам!..

>Неувязка какая-то: Баркхорн одержал свои 104 и 105 победы 9 января 1943 года...примерно тогда же Штайнхофф свою 150 победу. Графа в октябре 1942 на Восточном фронте уже не было, Лесманн погиб в июне 1942 (да уж и не таким крутым асом он был), Кто такой Г(Х)офманн, не имею ни малейшего понятия:((( Интересно в какой период сделана эта листовка:)) Я уж не говорю о Мельдерсе, которого не было в живых уже чуть менее года...

Много ли человек напишет по памяти? Или Степаненко листовку сохранил?
Мне вон как-то в мемуаре упоминание об асах из эскадры "Рихтрогофен" (!!!-буквально!) попадалось! :)
Жаль, уж не помню, где это было...

От Nick Nytch
К karlenko (08.06.2004 11:47:33)
Дата 08.06.2004 12:23:38

Re: да будет...

ЕМНИП у Денисова, где еще фигурировала группа торпедоносцев "Бельке", в переводе означающая - заслон:)))

>Мне вон как-то в мемуаре упоминание об асах из эскадры "Рихтрогофен" (!!!-буквально!) попадалось! :)
>Жаль, уж не помню, где это было...

От ZaReznik
К Nick Nytch (08.06.2004 11:03:47)
Дата 08.06.2004 11:47:18

Re: 2) к...

>Неувязка какая-то: Баркхорн одержал свои 104 и 105 победы 9 января 1943 года...примерно тогда же Штайнхофф свою 150 победу. Графа в октябре 1942 на Восточном фронте уже не было, Лесманн погиб в июне 1942 (да уж и не таким крутым асом он был), Кто такой Г(Х)офманн, не имею ни малейшего понятия:((( Интересно в какой период сделана эта листовка:)) Я уж не говорю о Мельдерсе, которого не было в живых уже чуть менее года...

Лично мне запомнился сам факт фигурирования этих фамилий в мемуаре сов.аса, изданного в 80-е.

Насчет нестыковки по количеству побед и дате - я ее тож видел - возможно было несколько листовок (осенью-42, в январе 43) , а в памяти Степаненко эпизоды "склеились".

Согласен, что Леесман "не вписывается" в подборку, но это еще одно косвенное доказательство про несколько листовок

Наличие фамилии Мельдерса - мне не кажется странным - это ж просто культовая фигура Восточного фронта, наряду с Рихтгофеном и Удетом :)

Тут бы с другой стороны зайти - узнать у немцев какие они листовки над Сталинградом разбрасывали.

От ZaReznik
К ZaReznik (07.06.2004 16:33:12)
Дата 07.06.2004 16:33:47

1) немецкий юмор

4 ИАП перевооружился на «Харрикейны Mk. IIb» и был отправлен в ПВО – защищать Рыбинск и Ярославль


Пулеметы системы «браунинг», установленные на «харрикейнах», были малоэффективны, об этом хорошо знали и фашистские летчики. Однажды они ухитрились сбросить на наш аэродром записку с язвительным обращением: «Иван, не порть краску на наших мощных крыльях».