От Василий
К All
Дата 15.06.2004 09:56:17
Рубрики Люди и авиация; 1936-1945 гг.;

"Драконоведам" - Любопытный эпизод (15-й иап)

(Из письма ветерана)

Наш 15 иап базировался на аэродроме Кенигсберг на Одере. Мы вели боевые действия по прикрытию наших войск, которые вели наступление на северную группу войск немцев, угрожавших правому флангу наших войск, вышедших на Одер. В один из таких дней мы вылетели парой в район боевых действий. Я был ведомым у Нестеренко А.А. Погода была хорошей облачность 6-8 баллов, высота 700-800 м, видимость 10 км. В районе прикрытия облака были почти сплошными. Нижний край отдельных слоисто-кучевых облаков опускался до 500 метров. За все время нашего нахождения над наступающими войсками, противника в воздухе не было. И когда наше время вышло, мы взяли курс на свой аэродром. Шли под самой кромкой облаков, так что земля была видна только вертикально вниз. И вдруг я увидел в хвосте пару мессершмиттов на расстоянии 300-400 м. Немедля передаю по радио: "Сзади мессера" Мой ведущий сразу же взял ручку на себя и мы вошли в сплошную облачность. Здесь я старался держаться ведущего и не отрывая взгляда от его самолета. Затем почувствовал что скорость мала и сам начал отрываться от сидения. И тут я понял, что мы находимся в верхней точке петли. Главное было не сорваться в штопор. Мне пришлось переключиться на приборы, что бы удержать шарик в центре. Потом начала нарастать скорость и я начал выполнять вторую часть пути, чуть извернув от ведущего, которого сразу не стало видно. Я вспомнил, что были на высоте 500-550 м когда начали этот маневр и нужно было вывести машину в горизонтальный полет не задерживаясь. И когда появилась земля мой самолет был почти в горизонтальном полете, высота 450 м. Мой ведущий вышел из облаков на этой же высоте. Самолетов противника не было видно и мы продолжили полет на свой аэродром.
Если бы не этот маневр, еще не известно, чем бы все кончилось. Ведь противник был "в хвосте" и имел превышение в скорости. Когда мы зарулили на стоянку и еще были в кабинах, к нам подошел начальник штаба полка подполковник Хмеленок узнать результаты вылета. Он сказал, что сообщили с пункта наведения, что упал самолет противника. В это время там была только наша пара. Так как мы не сделали ни одного выстрела, мы заявили, что мы не стреляли. Мы не признались, что мессера заставили нас выполнять в облаках высший пилотаж парой. Ну а мессеры, конечно, пошли за нами. Уж больно соблазнительно близко были мы у них на прицелах. Потянувшись за нами, они, вероятно, не предполагали, что мы пойдем так далеко. И в верхней точки петли, когда у нас скорость упала почти до нуля, мессер не ЯК-3. Не смог удержаться и, вероятнее всего, попал в штопор. А так как высота облаков была 500 м, то вывести из штопора он не смог.
Почему только один оказался в земле? Вероятно второй как-то вывернулся из этой ситуации. Было и такое...
Младший лейтенант Сташкевич Н.С. [Николай Степанович]

От Форжер
К Василий (15.06.2004 09:56:17)
Дата 15.06.2004 12:51:26

Кстати, вот интересный вопрос

В Моделисте-конструкторе за 85-год есть кусок Савицкеого, где он описывает, как на Кубани два молодых пилота сделали ему подарок на день рождения посадив на наш аэродром немецкого аса. Имел ли этот факт место быть и что же это за несчастный фриц, который стал подарком?

От St
К Форжер (15.06.2004 12:51:26)
Дата 15.06.2004 19:59:24

Re: Кстати, вот...

Командир 15ИАП и его ведомый--точно привели к своему аэродрому Ме-109Г--Эриха Хартманна. На этой машине тогда полетел другой сильный немец--не могу сразу вспомнить фамилию. В Красногорском фотоархиве есть несколько ракурсов этой машины и доклад этих лётчиков...

От Игорь Уткин
К St (15.06.2004 19:59:24)
Дата 16.06.2004 09:31:36

Re: Кстати, вот...вот-э...

Приветствую!
> Командир 15ИАП и его ведомый--точно привели к своему аэродрому Ме-109Г--Эриха Хартманна.
Александр, если тебе известен цвет коков винтов на этот момент у машин 15 ИАП, тогда... можно будет сказать, что П.Т.Тарасову ( из 812 ИАП) ассестировал коллега из 15 ИАП.

От St
К Игорь Уткин (16.06.2004 09:31:36)
Дата 18.06.2004 23:03:24

Re: Кстати, вот...вот-э...

Не очень понял вопрос...Я, безусловно, знаю цвет коков в 15ИАП...и знаю кто был ведомым у Тарасова тогда...и фото это месса у меня есть..
Что нужно-то?

От Влад Антипов
К St (18.06.2004 23:03:24)
Дата 20.06.2004 17:52:08

Мы то же все знаем ;)


Удачи

От Игорь Уткин
К Форжер (15.06.2004 12:51:26)
Дата 15.06.2004 13:44:39

Вопрос, кончно, интересный

Приветствую!
В последнем номере "История авиации" кое-что про это есть с фоткми, а М.Быков даже боковичек нарисовал этого самого "подарка".
С уважением,

От St
К Игорь Уткин (15.06.2004 13:44:39)
Дата 18.06.2004 23:04:29

Re: Вопрос, кончно,...

Кстати: этот месс в цвете Тропик..А у знающего Быкова какой?

От hunter019
К Игорь Уткин (15.06.2004 13:44:39)
Дата 15.06.2004 16:38:52

Это наверное тот, что ребята из 265 иад приземлили? (-)


От Игорь Уткин
К hunter019 (15.06.2004 16:38:52)
Дата 15.06.2004 17:40:08

Дык, Пал Тимофеич Тарасов постарался. От него уйти шансов . "эт вряд ли" (с) (-)


От Нvostoff
К Игорь Уткин (15.06.2004 17:40:08)
Дата 16.06.2004 06:10:22

Не этот ли?(+)



От St
К Нvostoff (16.06.2004 06:10:22)
Дата 18.06.2004 23:05:24

Re: Не этот...

Этот! Только в Красногорске фото получше будет..Ш

От Игорь Уткин
К Нvostoff (16.06.2004 06:10:22)
Дата 16.06.2004 08:51:06

Он, родимый, как живой. Пал Тимофеич (слева) и Е.Я. Савицкий - справа (-)


От А.Н.Платонов
К Игорь Уткин (16.06.2004 08:51:06)
Дата 16.06.2004 11:49:26

А чего лопасти загнуты - капот или вынужденная? (-)


От St
К А.Н.Платонов (16.06.2004 11:49:26)
Дата 18.06.2004 23:05:53

Re: А чего...

Сел на брюхо.

От Игорь Уткин
К А.Н.Платонов (16.06.2004 11:49:26)
Дата 16.06.2004 12:11:59

Вынужденная (+)

Приветствую!
Вынудил его Тарасов сесть, а подсказать шасси выпустить, видать забыл.-)
Вот он без шасси и плюхнулся. Это потом его уже на ноги поставили.


От St
К Игорь Уткин (16.06.2004 12:11:59)
Дата 20.06.2004 23:48:08

Re: Вынужденная

Не...не так! Немец этот был матёрый! Но у них у всех тогда (у немцев) сидела в голове пропаганда: мол его обязательно отобьют у большевиков..и, вообще, лучше большевикам его отпустить самим по добру-поздорову!
Именно так они разговаривали на допросах того времени.
Поскольку, отбив, наверное десантом.. его у большевиков, возмут материалы допроса--то увидят, что он как бы сел вынужденно..--признать, что пара Ла-5-х его взяла в клещи и привела тёплым--это был бы позор..
Вот он и сел специально на пузо. Кстати очень аккуратно.


От ZaReznik
К St (20.06.2004 23:48:08)
Дата 21.06.2004 10:33:56

Re: Вынужденная

> пара Ла-5-х его взяла в клещи и привела тёплым--это был бы позор..
Какая-такая пара Ла-5?!?!? Откуда !?!?!?

От Игорь Уткин
К Игорь Уткин (16.06.2004 12:11:59)
Дата 16.06.2004 12:57:03

И упреждая ...

Немецкий "геноссе", когда вернулся из плена потом что-то дома рассказывал, то о потере ориентировки, то о перебоях в моторе... вобщем на технику жаловался, а сам он мол "белый и пушистый".
Может и закрался бы у меня червячек сомнения, насколько это дело с "посаженным немцем" не отдает душком пропагандисткой работы в штабах.
Это могло бы произойти, если бы по крупицам (насколько это возможно) не был восстановлен образ П.Т.Тарасова.
Так вот, из собранной инфы (из различных источников) о нем можно сделать вывод:
1. Человек был редкой скромности и при том не менее редкой честности.
От этой своей непосредственной честности, возможно и не всегда был наверху правильно понимаем. Но любил "правду-матку" и не считал для себя правильным ее скрывать. Бахвальства,приписок для себя (и для других) не переносил.
2. Пилот и боец был, что называется, от Бога.
3.В данном случае, радовался от души, что "прижал" немца и все же "усадил" его (причем не в диком поле, а у нашего аэродрома).
Как опытный пилот, наверняка отлично понимал и видел разницу между "принуждением к посадке" и просто "вынужденной посадкой по техническим причинам". Если бы эту победу "ему раздули пропагандисты", вряд ли бы так радовался (учитывая особенности его характера). И вряд ли бы ему нужна была такая, числящаяся за ним "дутая победа".
Вот такое мое заключение. И совсем не потому, приятен он мне или нет, а немец - проитивен (или очень противен). Просто из "осколочков" разнообразной инфы (именно разнообразной) сложилось определенное впечатление об этом человеке. Если одной фразой - Редкий по красоте души Человек. Жаль только, погиб. Успел бы много еще чего наворотить в Германии.
Вот такое мое ИМХО.
С уважением,

От karlenko
К Игорь Уткин (16.06.2004 12:57:03)
Дата 16.06.2004 15:44:25

"зеркальные" версии :)

>Немецкий "геноссе", когда вернулся из плена потом что-то дома рассказывал, то о потере ориентировки, то о перебоях в моторе... вобщем на технику жаловался, а сам он мол "белый и пушистый".

Дык версии с тем же Россманом сильно отличаются. А рассматриваемый случай вроде как немцу вообще не с руки было "опосля" вспоминать...

От Игорь Уткин
К karlenko (16.06.2004 15:44:25)
Дата 16.06.2004 16:23:27

Re: "зеркальные" версии...

Приветствую!
>А рассматриваемый случай вроде как немцу вообще не с руки было "опосля" вспоминать...
Что имеется в виду? "Железная отмазка" в виде того, что его "109-й" получил повреждения от стрельбы Тарасова и не смог противостоять "иванам" в бою? Или что-то иное?

От Игорь Уткин
К Василий (15.06.2004 09:56:17)
Дата 15.06.2004 10:22:19

Спасибо от "Драконолюбов"! ЗдОрово. А что за письмо? Где? Когда? Кому? (-)


От Василий
К Игорь Уткин (15.06.2004 10:22:19)
Дата 15.06.2004 10:48:09

Re: А что за письмо?

Письмо озаглавлено: "Было и такое..."
Дата: 11.06.1984

Письмо адресовано ветерану 515-го и 43-го иап Александре Ефимовне Чернаткиной. Она была вооруженцем в 515-м (1942 г.), с 1943 года при штабе в 43-м иап, к концу войны работала у Савицкого в 3-м иак. Кстати, именно она писала книгу В небе "Соколы". Но когда дело дошло до публикации, понадобился более именитый автор, коим согласился стать Ситковский.

С уважением,
Василий.

От Игорь Уткин
К Василий (15.06.2004 10:48:09)
Дата 15.06.2004 10:52:40

Понял. Спасибо. (-)


От Игорь Уткин
К Игорь Уткин (15.06.2004 10:52:40)
Дата 15.06.2004 11:31:02

Еще отзыв наземников о "Драконах"

"Командиру 3 ИАК
генерал-лейтенанту авиации Свицкому
В течение двух дней лично наблюдал десятки воздушных боев летчиков Ваших частей. Восхищаюсь их дерзостью и решительностью. Передайте им всем мою мою благодарность.
Продолжайте и дальше непрерывно прикрывать танкистов с воздуха.
Командующий 2 гв.ТА
гв. генерал-полковник танковых войск Богданов.
23 апреля 1945г."
(ЦАМО РФ)