От Константин Чиркин
К All
Дата 18.01.2005 20:24:27
Рубрики Люди и авиация; 1936-1945 гг.;

Много ли было случаев,когда лётчики на заводах выбирали себе самолёты?

Приветствую.Из бесед с ветеранами,мне известны два случая.Это Колесников Н.Д.,командир Суханова М.А.,из 12ГвППБ ВВС КБФ и Скверенко И.Г.Номер полка не помню.По его словам постоянно выбирал машину себе сам.Но Колесников выбрал Пешку не из тех которые были выделены на полк,а из трех стоящих вообще отдельно.По словам Суханова Выделеные Пешки были серого цвета,а эти три зелёного,ближе к цвету травы и лакированые.

От Ильич
К Константин Чиркин (18.01.2005 20:24:27)
Дата 22.01.2005 01:55:54

ЕМНИП, Долгушин себе самолет выбирал, Ла-7, или движок...

к нему подбирал отдельно - про движок хорошо помню, т.к. описывал что отбирался на основании сравнительных испытаний. И еще Ф. Головатый самолет выбирал - это у Шахурина описано, правда он не летчик.

Илья

От Hippo
К Константин Чиркин (18.01.2005 20:24:27)
Дата 19.01.2005 10:40:26

Re: У меня создалось впечатление

По записям в летной книжке у меня создалось впечатление, что 123 иап в июле 41 в Саратове выбирал самолеты.
С уважением Hippo

От Alex
К Hippo (19.01.2005 10:40:26)
Дата 19.01.2005 10:48:55

Re: У меня...

>По записям в летной книжке у меня создалось впечатление, что 123 иап в июле 41 в Саратове выбирал самолеты.

Игорь, а как там отражено, что их именно ВЫБИРАЛИ?

От Hippo
К Alex (19.01.2005 10:48:55)
Дата 19.01.2005 11:50:14

Re: запись за 2.7.41

>>По записям в летной книжке у меня создалось впечатление, что 123 иап в июле 41 в Саратове выбирал самолеты.
>
>Игорь, а как там отражено, что их именно ВЫБИРАЛИ?

Спасибо за вопрос.
Не поленился и разыскал.
На самом деле не так уж убедительно как я написал, а все-лишь:

Записи за 2.7.41
«Провозные полеты по кругу – Як-7 –3 полета
Тренировка по кругу и в зону – Як-1 – 9 полетов».

Этого. конечно, недостаточно, чтобы сделать вывод о ВЫБОРЕ. Может какие-то обрывки воспоминаний наложились...
С уважением Hippo



От Alex
К Hippo (19.01.2005 11:50:14)
Дата 19.01.2005 17:18:01

Re: запись за...

>«Провозные полеты по кругу – Як-7 –3 полета
>Тренировка по кругу и в зону – Як-1 – 9 полетов».

Так, я понимаю, Як в полку еще не сильно освоен был, ИМХО - просто тренировка, а не выбор самолета:)

От assaur
К Константин Чиркин (18.01.2005 20:24:27)
Дата 19.01.2005 00:23:56

Re: Много ли...

>Приветствую.Из бесед с ветеранами,мне известны два случая.
Нашел минимум два случая: об этом пишет Кондрат (с удовольствием по поводу того, что дали выбирать не только самолет но и марку, он выбрал для своего полка Ла-5), и пишет Емельяненко. Встречалась фраза примерно такая: это не 42-й год, можно было выбрать самолеты на заводской линейке. Еще кто-то писал о подборе самолета из числа прошедших капремонт.

От Alex
К Константин Чиркин (18.01.2005 20:24:27)
Дата 18.01.2005 23:58:37

Re: Думаю, нет...

> Приветствую.

Взаимно:)


> Из бесед с ветеранами,мне известны два случая.Это Колесников Н.Д.,командир Суханова М.А.,из 12ГвППБ ВВС КБФ и Скверенко И.Г.Номер полка не помню.По его словам постоянно выбирал машину себе сам.Но Колесников выбрал Пешку не из тех которые были выделены на полк,а из трех стоящих вообще отдельно.По словам Суханова Выделеные Пешки были серого цвета,а эти три зелёного,ближе к цвету травы и лакированые.

Я так понимаю, навеяно разговорами про то, как Луганский коня выбирал? Я, конечно, статистики не имею, но у меня сложилось личное впечатление (затравленно озираюсь по сторонам, дабы не ляпнуть что-то нелогичное и не быть в этом уличенным), что шансов выбрать себе самолет у летчика было немного, а у рядового пилотяги - совсем мало.

Похоже, самолеты поступали в полки следующими путями: А) непосредственно получались на заводе пилотами полка; Б) теми же пилотами, но в ЗАПе; В) перегонялись летчиками полков, уходивших в тыл (б/у); Г) поступали на пополнение вместе с молодыми пилотами; Д) Перегонялись боевыми полками на фронт, в другие полки, а летный состав опять возвращался за второй партией машин - уже для себя (некая разновидность общественно-полезного труда, или что-то вроде "перегонщиков по совместительству", но об этом чуть ниже).

Возможно, какие-то способы упустил - но они, скорее, будут касаться одиночных машин, передаваемых из других частей, из ремонта, различных дарственных "спецмашин" (типа того же Луганского) и т.д. Если что-то забыл существенное - поправьте.

Так вот, на заводе приемка самолетов сводилась к визуальному осмотру, после чего у приглянувшейся машины гоняли несколько минут движок на разных режимах, и все. Не нравился - подбирали другой. Облетывать самолеты позволялось, я думаю, только всякого рода небожителям, иначе пока последний сержант подберет себе самолет исходя из его поведения в воздухе, и война кончится, и движок ресурс выработает. А некоторые машины вообще будут не востребованы. Кроме того, от полка самолеты отбирали всего несколько человек, а никак не весь личный состав.

Принципиальные различия получения самолетов с завода и из ЗАПа с ходу сообразить затрудняюсь - может, кто подскажет?

Когда получали уже юзаные самолеты от соседей, здесь все понятно - как в нормальной семье, по старшинству, причем выбор гораздо более ограничен, а разброс характеристик гораздо больше. У прибывавших на пополнение на своих новых самолетах молодых оные изымались старшими товарищами, что тоже вполне объяснимо.

Теперь о случае Д) - А.С. Паялка попал на фронт следующим образом: их полк после доукомплектования и переобучения на ЯК-7Б в 20-м ЗАП под Новосибирском получил полный комплект самолетов с 153-го завода, вылетел на фронт на Курскую дугу (там как раз была пауза во второй половине июля), сдал технику стоявшим там полкам, и на Ли-2 убыл под Москву, в Химки, где получил "Яки" 82-го завода. Вполне обычная схема.

Что еще могу добавить - за новой матчастью всем полком летали, как правило, только при переучивании на новый тип самолета, а так - для перегонки составляли группу из наиболее опытных пилотов, возглавляемую кем-нибудь типа штурмана полка, и пригоняла эта группа нужное количество машин.

В общем, здесь нигде особенно, ИМХО, нет возможности поковыряться и посравнивать самолеты между собой, и вся "дележка" происходила уже внутри полка, а не заводе. Хотя, думаю, случаи были всякие - знакомый на заводе, знакомый в ЗАПе, и т.д. - как везде и всегда по России:)

А вообще, тема интересная, по-моему! Может, кто-то что-то добавит?

От igorGri
К Alex (18.01.2005 23:58:37)
Дата 19.01.2005 07:29:35

Вроде были специальные летчики - перегоняли на фронт с тыла самолеты...

Вот почитайте "Что было - то было", там написано, что летчиков с большим опытом работы в ГВФ снимали с фронта для перегонки самолетов, Думаю, что не АлСиб, а перегонка с Комсомольска-на-Амуре, Иркутска и других заводов....

От Alex
К igorGri (19.01.2005 07:29:35)
Дата 19.01.2005 10:50:32

Re: Вроде были

>Вот почитайте "Что было - то было", там написано, что летчиков с большим опытом работы в ГВФ снимали с фронта для перегонки самолетов, Думаю, что не АлСиб, а перегонка с Комсомольска-на-Амуре, Иркутска и других заводов....

Ну, это логично - снимите с фронта летчиков и отправьте на Дальний Восток. Когда они на фронт вернутся? Поэтому разделение труда, кесарю - кесарево, слесарю - слесарево...

От Константин Чиркин
К Alex (18.01.2005 23:58:37)
Дата 19.01.2005 02:17:35

Да наверное не надо озирать по сторонам;-))))

Приветствую.Естественно рядовые пилоты практически не могли сами выбирать.Шёл командир(полка ли,эскадрильи ли),пальцем тыкал в машину и называл фамилию лётчика,типа это твой самолёт.Исключения тоже были-Колесников,он тогда был командиром звена.

От badger
К Константин Чиркин (19.01.2005 02:17:35)
Дата 19.01.2005 19:06:12

Всё проще

>Естественно рядовые пилоты практически не могли сами выбирать.Шёл командир(полка ли,эскадрильи ли),пальцем тыкал в машину и называл фамилию лётчика,типа это твой самолёт.

Кому что там выделили первоначально - роли не играло, по ходу эксплуатации, как только выделялись самолёты лучше среднего - они забирались ком. составом и более опытными пилотами, а новичкам отдавалось что похуже. Но достаточно хитрый новичек мог конечно и скрывать успешно что ему попалась машина лучше средней.

Пример неудачной попытки скрывать - в интервью Алексеенко например.

У Кожемяко же даёться логическое обоснование такой практики - что бы лучшие машины не были потеряны раньше времени, поскольку у новичка вероятность потерять выше.


От Константин Чиркин
К badger (19.01.2005 19:06:12)
Дата 19.01.2005 20:15:32

По поводу Кожемяко-это не в тему.Там он по другому поводу говорил (-)


От badger
К Константин Чиркин (19.01.2005 20:15:32)
Дата 19.01.2005 22:08:41

ИМХО - именно по повожу перераспределения машин в полку он это говорил. (-)


От Константин Чиркин
К badger (19.01.2005 22:08:41)
Дата 19.01.2005 22:53:53

Re: ИМХО - получение новых машин стариками (-)


От badger
К Константин Чиркин (19.01.2005 22:53:53)
Дата 20.01.2005 03:31:49

Правильно, а теперь смотрим что есть для ветерана "новые" машины:

А.С. Почему у вас в полку была такая смешанная «матчасть»? Як-7Б, Як-1, Як-9Д, Як-9ДД, Як-9Т, Як-9. Откуда?

И.К. Разными путями. Перегонщики с ремзаводов «Яки» пригоняют, так при распределении самолетов по полкам, на тип не смотрят. На «Яках» воюете, некомплект техники есть – берите те, какие пригнали. Пригоняли и новые машины, но мало.
«Братские» полки на переформирование выводят, оставшуюся технику – нам. Тоже по типам могут не совпасть.
У нас основное пополнение матчастью было именно с ремзаводов – восстановленные машины. При мне, полностью новую и однотипную матчасть, наш полк получал только два раза. Первый раз, когда я в полк прибыл – весь полк вооружили Як-7Б прямо с Новосибирского завода, второй раз, – когда мы для перевооружения прибыли в Саратов, на авиазавод, где нас вооружили только что выпущенными Як-1. Всё остальное время, вплоть до конца войны, полк, в основном, пополнялся самолетами с ремзаводов.


http://www.airforce.ru/history/ww2/kozhemjako/page_3.htm

Понятно что если "братский" полк сдал технику, или с ремзавода она пришла - новых в прямом смысле этого слова самолётов там не будет.

От assaur
К badger (20.01.2005 03:31:49)
Дата 20.01.2005 19:05:45

Re: Генерал-полковник ИАС Скубилин пишет:

«…Благодаря функционированию ремонтной сети как единого органа восстановления техники к концу войны в три раза сократились безвозвратные потери поврежденной техники, более 90% пополнения парка составляли отремонтированные самолеты, 75 боевых вылетов из 100 совершались на самолетах, прошедших ремонт. Основным итогом работы ремонтной сети являются 1 700 000 восстановленных самолетов…»
Мутновато, правда, написано. Как из безвозвратной потери можно сделать летающую конфетку? И что такое 1,7 млн восстановленных самолетов? Заделал дырку в крыле и ставишь галочку «восстановил самолет»?

От Константин Чиркин
К assaur (20.01.2005 19:05:45)
Дата 20.01.2005 21:56:58

О-о,ремонт самолётов-это ещё та песня

Приветствую.Как-то я писал,что когда повредили И-15бис-4ГвИАП ВВС КБФ,то технари его перетянули полотном за ночь.А представте,что получил пробоину ЛаГГ или ЛА,да ещё на фюзеляже.Чем эту пробоину заделать?Ведь никаких ремонтных комплектов не шло.Вот брали другой самолёт,более повреждённый и с него выпиливали.А если не было такого,то повреждённый списывался.С другой стороны,если учесть,что жизнь самолёта состовляла 100 часов,то получается не очень и накладно для государства.Как по этому поводу сказал Баршт:немцы эксплуатировали металлические машины до сбития или полного износа.А у меня постоянно был новый самолёт.

От ZaReznik
К Константин Чиркин (18.01.2005 20:24:27)
Дата 18.01.2005 22:53:43

двГСС Луганский, ЕМНИП

писал о таком.
Когда выбирал себе "подарок от комсомольцев Алма-Аты".

От Константин Чиркин
К ZaReznik (18.01.2005 22:53:43)
Дата 18.01.2005 22:56:50

Об этом писали внизу.Из-за этого и задался этим вопросом. (-)


От М.Быков
К Константин Чиркин (18.01.2005 22:56:50)
Дата 18.01.2005 23:24:29

ИМХО, кол-во таких случаев ничтожно мало :) (-)


От Константин Чиркин
К М.Быков (18.01.2005 23:24:29)
Дата 19.01.2005 02:18:45

Так вот и заинтересовало-насколько-мало.Может кто факты подсунет;-)) (-)


От Alex
К Константин Чиркин (19.01.2005 02:18:45)
Дата 19.01.2005 07:28:04

Так статистику, или факты?

Привести примеры - "да, я выбирал", или "нет, мне не давали выбирать" - можно. В принципе, я вчера об этом написал, не называя фамилиев и полков:) Ни один же летчик не сможет сказать - часто это было, или редко, т.к. некоторым ни разу не пришлось самим получать самолеты.

От Константин Чиркин
К Alex (19.01.2005 07:28:04)
Дата 19.01.2005 18:05:39

Нверное больше интересуют факты,по рядовым лётчикам

Приветствую.Наградные машины,на мой взгляд,это специально подготовленые.Т.е. проведена более тщательная сборка,отделка и лакировка.Отступления какие либо тоже были,но это исключение.

От badger
К Константин Чиркин (19.01.2005 18:05:39)
Дата 19.01.2005 19:01:13

Были целые эскадрильи именные

>Наградные машины,на мой взгляд,это специально подготовленые.Т.е. проведена более тщательная сборка,отделка и лакировка.Отступления какие либо тоже были,но это исключение.

И врядли кто-то целую эсукадрилью самолётов спецально готовил. Заводу тоже надо план выполнять и в нём никаких именных машин не значиться.


Обратите внимание что для Луганского никто спец. машины не делал - дали выбирать из того что есть, взял бы любую со стоянки - на ней бы и намалевали.

Причина что он получил спец. подготовленную машину в том что он достаточно долго выбирал, что бы привлечь внимание директора, который и указал ему на спецально подготовленный самолёт и в том что такая машина на стоянке была - подготовленная для уже проведенного конкурса.

От Константин Чиркин
К badger (19.01.2005 19:01:13)
Дата 19.01.2005 20:16:33

Это несколько другое.Вы уходите от темы разговора. (-)


От badger
К Константин Чиркин (19.01.2005 20:16:33)
Дата 19.01.2005 22:06:48

Речь ведь о именных машинах шла? (-)