Бокань Николай Силович (автор)

* * *

Принадлежность:

11 орап

Старший сержант Н. Бокань  
// Сталинский сокол 27.09.1944

Наблюдение за воздухом

Я летаю на самолете «Петляков-2» в качестве стрелка-радиста. За время войны совершил 136 боевых вылетов, из них 113 на разведку и 23 на бомбометание войск и техники противника. Неоднократно мне приходилось встречаться с вражескими истребителями, но не было ни одного случая, чтобы противник застал наш экипаж врасплох и неожиданно атаковал самолет. Внимательно наблюдая за воздухом, и всегда своевременно обнаруживал неприятеля и не давал ему возможности безнаказанно подойти к нашему самолету. Ведя бои с воздушным противником, я лично сбил два вражеских истребителя. Наблюдение за воздухом − одна из важнейших обязанностей стрелка-радиста в полете. Начинаю я наблюдать с момента выруливания самолета на старт. Заметив какой-либо самолет на кругу или идущий на посадку, немедленно докладываю об этом командиру экипажа.

Некоторые стрелки-радисты считают, что следить за воздухом над своим аэродромом − дело ненужное, потому, дескать, что истребитель противника сюда не прилетит. Это мнение не только неверное, но и вредное. Недавно в нашей части произошел такой случай. Во время взлета «По-2» стрелок-радист стал налаживать связь с землей, а за воздухом не следил. Неожиданно из-за леса выскочили два «Фокке-Вульф-190» и атаковали «Петлякова».

В момент установления связи с землей необходимо предупреждать об этом штурмана, который временно возьмет наблюдение на себя. После того, как связь установлена, необходимо немедленно возобновить наблюдение за воздухом.

Вести его надо на разных высотах по-разному. На малых и средних высотах (от 200 до 4.000 метров) лучше смотреть вниз в люковой прицел, так как в большинстве случаев атаки истребителей противника можно ожидать снизу. Я, например, делаю так: вниз смотрю примерно в 1½−2 раза больше времени, чем вверх и по сторонам, на больших высотах надо делать наоборот, так как в таких случаях истребители противника атакуют сверху.

Особенное внимание требуется при полете в облачную погоду. Однажды нашему экипажу была поставлена задача − разведать подход резервов противника. Облачность была до семи баллов. Когда мы подходили к крупному населенному пункту, из кучевой облачности выскочил «Мессершмитт-109». Я немедленно доложил об этом экипажу и дал по истребителю противника длинную очередь из пулемета. «Мессершмитт» ушел в облака. Наш самолет тоже вошел в облачность и, изменив курс, ушел от преследования противника.

При наблюдении в сторону солнца осмотрительность, естественно, затруднена. Мы вели разведку на высоте 6.500 метров. Мне удалось заметить самолет противника, но он шел сс стороны солнца и наблюдать за ним было очень трудно. Тогда я вытянул руку и двумя пальцами «закрыл» солнце. Это дало мне возможность следить за полетом истребителей. Командир экипажа сделал маневр, и наш самолет ушел от противника.

В следующих полетах я стал применять красную целлулоидную пластинку, через которую можно безболезненно смотреть на солнце.

Нам часто приходилось вести разведку в районе крупного города, где всегда барражировали истребители противника. Рядом с городом находился вражеский аэродром, на котором я сосредоточив максимум внимания при подходе к этому району. Сначала я внимательно осматривал воздух, а затем переносил взгляд на землю. И, надо сказать, что, несмотря на насыщенность района истребителями противника, наш экипаж ни разу не был неожиданно атакован.

В разные времена года меняется характер наблюдения.

В летний период самолеты противника хорошо видны на фоне посевов, болот, озер, но плохо заметны на фоне леса. Так, при разведке одного района я заметил ниже нас сзади немецкого истребителя, который шел над болотом. Но как только он подлетел к лесу, я сразу же потерял его из виду. А когда кончился лес, вражеский самолет был вновь обнаружен.

В зимних условиях получается наоборот: белый самолет хорошо виден на фоне лесного массива, но почти совсем незаметен над снежным покровом. Кроме того, в зимних условиях наблюдение затруднено тем, что очки покрываются льдом. Обледенение получается из-за плохой подгонки маски и очков. Для того, чтобы избежать подобных явлений, необходимо тщательно подгонять очки и маску перед полетом. Я обычно надеваю сначала очки, а затем подгоняю маску. Для лучшей гарантии из обыкновенной чистой фотопленки вырезаю кружочки по размеру стекол очков.

Очень большое значение имеет быстрое взаимопонимание членов экипажа. Для этого необходимо иметь определенные сигналы. В нашем экипаже установлены сигналы, обозначающие появление истребителя противника, огонь зенитки, маневр в разные стороны.

При полете на больших высотах следует обращать особое внимание на след инверсии, ибо противник, маскируясь ею, может зайти на атаку нашего самолета.

Наблюдая за воздухом, не нужно резко переводить свой взгляд из стороны в сторону, а вести плавный обзор без всякого напряжения.

Старший сержант Н. Бокань.

Действующая армия.