От Alex Medvedev Ответить на сообщение
К Кантри Ответить по почте
Дата 19.01.2007 09:52:35 Найти в дереве
Рубрики WWII; Версия для печати

Re: тут в...

Для массового применения малогабаритных осколочных, фугасных, химических и зажигательных авиабомб калибрами от 1 до 25 кг в ГСКБ-47 разрабатывали не только стационарные кассеты и контейнеры для установки на самолетах и аэростатах, но и ротативно-рассеивающие кассеты (авиабомбы), послужившие предтечей сбрасываемым авиационным боеприпасам кассетного типа. За счет установки хвостового оперения под углом 45˚ к продольной оси боеприпас после сброса на траектории начинал вращаться с большой частотой. По достижении критического значения скорости вращения кольца из тросов с ослабленными сечениями, стягивающие тонкостенный корпус, под действием центробежных сил разрывались, и боевое снаряжение рассеивалось на большой площади.

В отечественных ВВС использовали ротативно-рассеивающие авиабомбы трех калибров - РРАБ-1 калибром 1000 кг, РРАБ-2 калибром 500 кг и РРАБ-3 калибром 250 кг. Они представляли собой тонкостенную оболочку, которую снаряжали мелкими авиабомбами специалисты строевых частей на аэродромах непосредственно перед применением. ротативно-рассеивающие авиабомбы трех калибров были конструктивно аналогичны и состояли из головного и хвостового обтекателей, внутренних перегородок бомбовых отсеков, а также нескольких листов обшивки цилиндрической части авиабомбы.

До 1940 г. ротативно-рассеивающие авиабомбы снаряжали только однотипными авиабомбами одного калибра. По окончании советско-финляндской войны в составе ротативно-рассеивающих авиабомб разрешили комбинировать разнотипные и разнокалиберные суббоеприпасы, но в пределах одного отсека все оставалось, как и прежде.

Ротативно-рассеивающие авиабомбы, снаряженные зажигательными авиабомбами, использовали для создания пожаров в застройках сельского типа и на складах легковоспламеняющихся материалов. В зависимости от типа снаряжения при сбрасывании РРАБ-1 с высот до 3000 м площадь поражения достигала 225-940 м2, с высот 3000-5000 м - 255-1220 м2. У РРАБ-2 эти показатели составляли 280-1300 м2 и 315-1700 м2, а у РРАБ-3 - 220-850 м2 и 480-1100 м2 соответственно.

При проектировании ротативно-рассеивающих авиабомб предполагалось, что вооружать ими будут только бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3-4М-17. Однако популярность этих боеприпасов в войсках в предвоенный период возросла, и после обновления парка самолетов ВВС кассеты РРАБ-1 и РРАБ-2 применяли с тяжелых бомбардировщиков ТБ-3 и ТБ-3РН, дальних бомбардировщиков ДБ-3 и Ил-4, а РРАБ-3 - с СБ(МН) и Ил-4. Их в большом количестве использовали в ходе советско-финляндской войны 1939-1940 гг. и (с несколько меньшей интенсивностью) на протяжении всей Великой Отечественной. По-видимому, в последнем случае свою отрицательную роль в этом сыграла необходимость снаряжания авиабомб в полевых условиях, а в военное время авиационным специалистам, помимо подготовки машин к боевым вылетам, прибавилось много работы по их ремонту после боевых повреждений.

В выводах комиссии УВВС по итогам боевых действий на Карельском перешейке в ходе советско-финляндской войны 1939-40 гг. указывалось, что применение авиабомб в качестве суббоеприпасов к роатитвно-рассеивающим авиабомбам требовала их более тщательной подготовки, чтобы гарантировать нормальную работу крыльчаток головных взрывателей. Неправильная сборка авиабомб была чревата их неполным раскрытием в воздухе или раскрытием у самой земли. В этом случае суббоеприпасы не успевали принять правильное положение на траектории, а их взрыватели - взвестись.

Например, в районе станции Тиенхара, что в семи километрах от Выборга, обнаружили остатки всего корпуса РРАБ-3 «почти в одной куче». По заявлению командования 43-й стрелковой дивизии, возле нее было разбросано несколько десятков авиабомб ЗАБ-1э, которые саперы затем уничтожили. Аналогичные три случая неполного раскрытия ротативно-рассеивающих авиабомб обнаружили и в районе мыловаренного завода, а также портового склада горючего в Выборге.

Кстати, один из фактов, отмеченных в работе комиссии УВВС, позволил объяснить «просто чудовищную» цифру потерь самолетов Красной Армии в ту «зимнюю кампанию». Оказывается, подсчет сбитых машин вели не только в авиаполках, но и в стрелковых соединениях. И зачастую пехотные командиры принимали куски гофрированной стальной обшивки раскрывшихся ротативно-рассеивающих авиабомб с их ротором-стабилизатором внушительных размеров за хвостовое оперение упавшего и сгоревшего истребителя. В частности, этим «грешили» в инженерной службе 127-го стрелкового полка. А начальник боепитания из штаба 123-й ордена Ленина стрелковой дивизии при сплошном разминировании местности после зимних боев искренне считал головные части раскрывшихся авиабомб отказавшими авиабомбами крупного калибра и заставлял своих подчиненных подрывать их зарядами тротила.

К 1940 г. авиабомбы РРАБ-1 уже сняли с производства. На заводах Наркомата здравоохранения СССР изготавливали лишь комплекты для сборки РРАБ-2 и РРАБ-3. Кстати, по донесениям военной разведки Красной Армии, сотрудники Абвера через своих финляндских коллег в 1940 г. проявляли настойчивую заинтересованность к этим образцам авиационного вооружения. Практически все ротативно-рассеивающие авиабомбы, сброшенные в ходе «зимней войны» на территории противника глубоко в тылу, немецкие офицеры детально обследовали и вывозили наиболее целые их фрагменты.