От mina Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 30.10.2008 11:08:22 Найти в дереве
Рубрики Современность; Флот; Версия для печати

любителям мечтаний о прерывании атлантических коммуникаций НАТО

Летом 1974 года в Севастополе состоялась научно-исследовательская военная игра по теме: «Действия сил флота по нарушению морской коммуникации Амери¬ка - Европа». Игрой руководил Главнокомандующий ВМФ. По директиве Глав¬ного штаба ВМФ от Северного флота на игру выделялась оперативная группа во главе с Командующим флотом адмиралом Егоровым Г.М. Его помощником по игре был назначен я. Вместе со мной в Севастополь убыли часть офицеров Оператив¬ного управления, а также офицеры разведки флота, Ракетно-артиллерийского и Минно-торпедного управлений флота. Вооруженцев возглавлял мой однокашник начальник 1-го отдела штаба Тыла флота капитан I ранга Гашков Юрий Николае¬вич. Основной частью игры была выработка эффективных мер по нарушению ком¬муникации Америка — Европа в случае начала военных действий. Эта коммуни¬кация была постоянной головной болью Генерального штаба и он возлагал большие надежды по ее пресечению на Северный флот.
Главными целями, подлежащими уничтожению на коммуникации, представ¬лялись, прежде всего, суда с войсками и военной техникой и только затем танкеры с нефтепродуктами и суда со стратегическим сырьем. Вообще, предлагаемая тема игры и ее цели были не новы для нашего оперативного искусства. Еще в 1956 году адмиралы Юмашев И.С. и Трибуц В.Ф., рассматривая вопросы борьбы на комму¬никации США — Европа, считали, что для достижения 30% ущерба судоходству необходимо одновременно иметь в районах боевых действий от 60-ти до 100 и даже 200 подводных лодок. Перед выездом на игру мною была создана группа операторов — вычислителей в составе капитана 2 ранга Тимонякина В.Д., майора Дробиза И.С. и капитана 3 ранга Шкапина В.А. Группа произвела формализованный анализ боевых действий подводных лодок на коммуникациях по опыту 2-й мировой войны. Расчет был сделан по методике англичанина Р. Куэнна, изло¬женный в его книге «Торпедные подводные лодки», Воениздат 1970 год. Этот ана¬лиз показал, что для достижения того же самого ущерба, о котором говорили Юмашев и Трибуц, требовалось одновременно держать в районах боевых дей¬ствий 123 атомные подводные лодки или 191 дизельную подводную лодку. Но такое число действующих только на коммуникациях подводных лодок север¬ный флот содержать не мог. Главнокомандующий ВМФ лично проверил эти рас¬четы в Севастополе, и они подтвердили еще давние выводы 50-х годов. Тем не ме¬нее задачу по нарушению коммуникаций нужно было решать. На игре предполагался комплекс действий: удары по конвоям, одиночным судам, по портам погрузки и выгрузки, нефтегазовым комплексам и стратегическим нефтепроводам. Но во всем этом комплексе ударов все же основную роль должен был играть флот. Выделяемая Северным флотом реальная группировка подводных лодок могла уничтожить толь¬ко 2,56% от общего числа судов осуществляющих воинские и экономические перевозки, то есть в 10 раз меньше, чем требуемый ущерб для затруднения морских перевозок. Этот низкий процент можно было увеличить путем быстрой перезаряд¬ки подводных лодок. В ходе игры рассматривались перезарядки в двух вариантах- в Конакри и в Луанде или с транспортов, загруженных оружием, непосредственно в море. Оба эти варианта скорее были мифическими, чем практическими.
Главкома, эта игра, видимо, не удовлетворила. Нужно было искать какие-то еще другие подходы к решению этой важнейшей стратегической задачи. Игра уже закончилась, но Сергей Георгиевич никак не мог успокоиться. Он вызвал адмира¬ла Егорова Г.М. и потребовал от него повторить доклад по вариантам загрузки транспортов оружием. Я присутствовал при этом докладе, держа схему загрузки типового транспорта перед Главкомом. Но Горшкову, и без того расстроенному игрой, что-то опять не понравилось, и он потребовал вызвать непосредственного исполнителя этого документа. Непосредственный исполнитель Юра Гашков по случаю окончания игры пил пиво в ларьке вблизи штаба флота. Оттуда его и вы¬дернули в кабинет Главкома.
— Это вы рассчитывали? — спросил у него Главнокомандующий.
— Так точно, товарищ Главнокомандующий!
— Ну, этот ваш расчет сделан по принципу «палец — пол — потолок».
— Почему же так, — удивился Гашков, — Тогда возьмите и сами посчитайте! Стоявший у окна адмирал Гришанов В.М. резко обернулся, а Сергей Георгие¬вич просто оторопел от такой дерзости.
— Это не я буду считать, а вы, товарищ Егоров, будете считать! — и вслед за этим выгнал меня и Гашкова из кабинета.
Что там было дальше, мы не знаем, но минут через 20 Георгий Михайлович вышел от Главкома очень расстроенный.
….
Через 33 года бывший Главнокомандующий ВМФ адмирал флота Черна-вин В.Н. опубликовал книгу «Борьба на коммуникациях: уроки войн и современ¬ность». Много цифр он представил в своей книге, но так и не сделал выводов из уроков войн. Ни слова, какими силами можно хотя бы затруднить коммуникации противника и где взять оружие для этого. Более того, рассматривая вопросы комп¬лексного поражения коммуникаций, он так и остался на уровне середины 70-х годов прошлого столетия. Похоже, по собственному выражению Владимира Николаеви¬ча, военно-морская мысль по борьбе на коммуникациях с тех пор «остолбенела».

к-а Лебедько «Верность долгу»