От panzeralex Ответить на сообщение
К Пауль Ответить по почте
Дата 09.06.2010 22:45:19 Найти в дереве
Рубрики WWII; Танки; Версия для печати

Re: Вопрос по...

Приветствую!
>У г-на Йенца во 2-м томе "Панцертруппен" (с. 98) и в "Germany's Panther Tank. The Quest for Combat Supremacy" (с. 132) приводится график с количеством боеспособных "Пантер" по состоянию на вечер (17-18 часов) каждого дня (5 июля - 184, 6 июля - 166, 7 июля - 40).
>У Замулина же ("Курский излом" (2007), стр. 587), со ссылкой на донесение 48-го тк (20.30 7 июля), пишется, что 160 боеспособных "пантер" было утром (8.20) 6 июля, а к вечеру этого же дня их стало 40.
>Получается, что у Йенца график, по сути, сдвинту на 1 день и первое число означает кол-во боеспособных танков на утро 5 июля?
График на 1 день сдвинут не у Йенца, а у самих немцев, то есть противоречивость данных о наличии Пантер проистекает из различных немецких документов от различных инстанций, возникшая из-за путанности и неразберихи сопровождавшую действия Пантер и не только их, но и действия ВГ и всего 48 тк в первые дни операции "Цитадель".
Сразу скажу, что за источник использовал Йенц по Пантерам - это Tagesmeldungen Ia дивизии "ВГ" (грубо говоря - это оперсводки дивизии "ВГ"), с одной стороны кажется что данные о наличии боеспособных танков в ежедневных оперсводках "ВГ" должны быть в данном случае наиболее точными, чем другие виды документов, но с другой стороны видно, что даже оперсводки дивизии "ВГ" в подчинении которой находились Пантеры носят искаженный характер и данные из них не всегда отражают реальность.
Почему возникли такие противоречия у немцев с данными по наличию боеспособных Пантер на вечер 6 июля? А все просто реально мало кто из немецих командиров батальонов Пантер, штаба полка и бригады, штаба ВГ, а тем более корпуса и армии вечером 6 июля знал точное состояние Пантер, для немцев (для 51 и 52-го тб) 6 июля был очень проблемным днем и более менее с состоянием Пантер разобрались лишь к утру 7 июля и даже в более поздние дни.
В большинстве вечерних донесений вместо того чтобы поставить прочерк или же сообщить что на данный момент количество боеспособных Пантер неизвестно, просто продублировали данные о якобы 166 боеспособных Пантерах, хотя данное число относится реально к утру 6 июля, а не к вечеру.
Вкратце, о том, как развивались действия Пантер 5-6 июля.
Утром 5 июля наступающие части дивизии "ВГ" напоролись на овраг перед н.п. Черкасское, овраг по дну которого тек ручей, да и к тому же густо минированный и по сути превращенный в противотанковый ров практически сорвал действия немецких танков на данном направлении, утром и днем немецкие саперы тщетно пытались несколько раз навести переправы для танков через этот овраг, но неудачно, при этом было выведено из строя несколько танков тп ВГ (как Тигров, так и других типов), как на подходе к оврагу, так и в самом овраге (по крайней мере один из Тигров был поврежден уже во время переправы, заблокировав дивжение, вскоре и сам мост на котором застрял Тигр был выведен из строя).
Только к вечеру и уже несколько в другом месте немцы смогли навести переправы через овраг и к 16.00 перебросить первые 10-15 танков на другоу сторону, за пару часов еще некоторое количество танков пересекли овраг, но к 18.00 по прежнему большая часть из 300 танков подчиненных "ВГ", находились к югу от оврага. К 18.00 немцы смогли переправить в общей сложности примерно лишь 40-45 танков (правда большинство из них были Пантеры - около 30 штук), которые и приняли участие в боях за Черкасское.
В целом же большая часть Пантер просто не успела повоевать 5 июля, соответственно и потерь они 5 июля почти не понесли.
Реально именно масса Пантер пошла в бой лишь утром 6 июля, но 51 и 52-й тб действовали очень бестолково в этот день и понесли большие потери.
вообще действия Пантер 6 июля - это классика абсурда, но такое у немцев бывало и не раз.
Пантеры действовали сами по себе, штаб 39 тп был сам по себе, Штрахвиц дудел в свою дуду (по его версии он вообще не смог установить связь с батальонами Пантер, не видел их и искал куда же они пропали), командование дивизии ВГ и далее вообще мало представляло и понимало, что происходит с Пантерами.
Началось с того, что утром 6 июля командир передового батальона Пантер попав под обстрел, видимо впервые в жизни, впал в ступор, по сути потерял дар речи и двух слов связать не мог, соответственно связь батальона с вышестоящими инстанциями прервалась, управление внутри батальна нарушилось, очень мало информации, поэтому сложно восстановить ход событий, но в итоге часть Пантер осталась просто стоять на месте под огнем нашей артиллерии и нести при этом потери, часть экипажей ринулась куда-то вперед и попала на мины, в общем передовой батальон получил по полной, спустя какое-то время один из командиров танковых рот сумел добраться до командирского танка комбата и попытался взять управление батальоном на себя, и он даже сумел повести батальон за собой, но через некоторое время в командирский танк попал снаряд (танк сгорел, а командир тр был ранен и вышел из игры) и тб теперь уже до конца дня полностью потерял управление и выпал из под контроля.
Что происходило дальше с батальоном неизвестно, также я не знаю, что в это время делал 2-й батальон, но судя по всему и Пантеры второго батальона также занимались бестолковым маневрированием и попадали на мины и под огонь нашей артиллерии. В дополнение ко всему много Пантер 6 июля вышло из строя и по техническим причинам, из-за различного вида поломок.
Такое впечателние, что 51-й и 52-й тб Пантер действовали в вакууме, так как ни командование бригады, ни командование дивизии всю первую половину дня толком не знали и не имели представления о том, что происходит с Пантерами.
Даже вечером 6 июля точно немецкому командованию не было известно сколько Пантер реально было боеспособно, сколько было потеряно и т.п. (часть Пантер потерялась на маршрутах продвижения, из-за технических поломок, десятки Пантер налетели на мины и были где-то на поле боя, часть Пантер уже сгорела от огня нашей ПТО... и т.д. и т.п.).
Более менее немцы разобрались с состоянием Пантер лишь 7 июля, да и 8-го еще выясняли состояние отдельных танков, что с ними да как.
По итогам бардака 6 июля фактическое командование Пантерами, а соответсвенно и всей танковой бригадой дейстовавшей в составе дивизии ВГ передали Штрахвицу.
Ну и возвращаясь к цифрам утром 7 июля немцы более менее точно выяснили, что у них имеется в распоряжении лишь около 40 боеспособых Пантер.
От себя добавлю следующее в оставшиеся дни операции Цитадель немцы ежедневно использовали в боях лишь по 25-40 Пантер, и довольно-таки успешно. Экипажи Пантер пользуясь преимуществом длинноствольной 75-мм пушки в боях 7-15 июля смогли подбить десятки советских танков (по немецким данным около 260 единиц).
Единственный момент и день день, когда немцы пытались ввести в бой сразу порядка 150-170 Пантер и им уже не мешал никакой овраг, был лишь 6 июля (вернее утро 6 июля) и вышло это у них крайне неудачно и бестолково, в последующеии дни Пантеры действовали более успешно.

>С уважением, Пауль.
С уважением Panzeralex