От Kalash Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 04.04.2011 08:59:10 Найти в дереве
Рубрики WWI; Современность; Версия для печати

В историческом музее выставка "Солдаты России"

Может кому будет интересно посетить.
Перпост о выставке из другого сайта:


В Историческом музее посетил выставку «Солдаты России. Русский экспедиционный корпус во Франции 1916-1918 гг.». Экспозиция подготовлена в сотрудничестве с Посольством Франции в России. Образцы униформы и вооружения, карты, награды и бытовые предметы привезли из фондов Музея Первой мировой войны в городе Мо, а фотографии сделаны с негативов, хранящихся в архиве Министерства обороны Франции.
Русский экспедиционный корпус – собирательное название четырёх Особых пехотных бригад, которые в 1916 году были направлены во Францию, где участвовали в боях на Западном и Салоникском фронтах. Союзники несли огромные потери, и правительство Российской Империи направило им на помощь 45 тысяч человек. Первая бригада была отправлена из Москвы в феврале через Урал, Сибирь, Маньчжурию в японский порт Дайрен (Дальний) и далее морским путём во Францию. На Запад добирались через Восток, в обход воевавшей тогда Европы – совершили почти кругосветное путешествие! В апреле французское судно «Лятуш-Тревиль» бросило якорь в порту Марселя. Находившихся его борту солдат и офицеров из русского экспедиционного корпуса встретили с ликованием.
В июне после ускоренной подготовки в военном лагере Майи началась боевая служба на французском фронте (сектор Оберив-сюр-Сюипп) в составе 17-го корпуса генерала Дюма, входившего в IV армию прославленного генерала Анри-Жозефа-Этьена Гуро. Французское командование не раз отмечало наградами успешные действия подразделений 1-й и 2-й особых бригад на занимаемом ими участке обороны. В апреле-мае 1917 в 1-я и 2-я Особые бригады участвовали в Энском сражении, или «наступлении Нивеля», крупнейшем сражении Первой мировой войны. Взятие Курси русскими частями во время этой операции было одним из немногих успехов неудачного наступления генерала Роберта-Жоржа Нивеля.
Огромные потери на фронте, волнующие вести из России о февральских событиях 1917 года и смене правительства не могли не сказаться – в солдатской среде усилились антивоенные настроения, наметился раскол. Сентябрьский мятеж в лагере Ля Куртин положил конец 1-й и 3-й, а позднее – 2-й и 4-й Особым пехотным бригадам. В декабре усилиями полковника Георгия Готуа (французы называли его «чёрный полковник») и генерала Николая Лохвицкого (брата двух знаменитых «литературных» дам – Надежды Ловицкой (Тэффи) и Мирры Лохвицкой) был сформирован русский добровольческий отряд из четырех легионов (батальонов). Его численность в начале 1918 года составила 1окроло полутора тысяч человек. Однако на фронт выступил только один легион, названный Русским. Сражаясь в составе легендарной Марокканской дивизии, в тяжелейших боях на французском фронте в апреле-ноябре 1918 года, этот батальон единственный заслужил почётное имя Русского легиона Чести.
Среди тех, кого в апреле 1916-го жители Марселя встречали цветами и музыкой, был и восемнадцатилетний ефрейтор Родион Малиновский, будущий маршал Советского Союза и министр обороны, а тогда простой подносчик патронов. Имя Малиновского неотделимо от истории Русского экспедиционного корпуса во Франции и Русского легиона Чести – и особое место на выставке занимает мемориальный комплекс из архива семьи маршала, документы и личные вещи. Вот, например, принадлежавший Малиновскому разговорник. Впрочем, русским пришлось не только учить французский –но и переучиваться с «максимов» на французские пулеметы системы «гочкисс».
В экспедиционный корпус отбирали рослых бывалых солдат православного вероисповедания. Последнее было обязательным условием – ведь речь шла ещё и о миссионерской экспедиции. Уникальный экспонат – русская молитва на французском языке: «Господи, сжалься над этими смиренными созданиями, которые делят с нами тяготы дней и отдают свои невинные жизни за эту страну». Смиренные создания – это не люди, это лошади. Это молитва русских о лошадях, которая воспроизводится на этой листовке, а ниже подпись: «Французы, относитесь к животным так же хорошо, как русские».
«Когда я был совсем молодым человеком, мой отец показал мне на одного старика и сказал, что этот человек был в экспедиционном корпусе во Франции и вернулся домой пешком через всю Европу», – рассказал директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин. Примерно четверть из тех, кто приехал в 1916 году во Францию, там навсегда и остался. Выполнив долг чести и обязательства союзников, они оказались практически забытыми на многие десятилетия. Только в прошлом году в предместье Реймса открылся мемориал – пока единственный в мире памятник русским героям Первой мировой войны.