Древний Ростов Великий стал центром юбилея нашей государственности
2012-й избран «главным праздничным годом державы». Именно в этом году состоятся торжества, посвященные 1150-летию российской государственности, и поэтому праздник называют юбилеем России. Одной из главных площадок станет Ростов Великий Ярославской области.
Для нас, ярославцев, наиболее значим точный ответ на вопрос: за что такая честь уездному городу, где и населения-то чуть больше 30 тысяч? За что Ростов нарекли Великим?
Даже беглый взгляд на источники по истории Ростова Великого дает кристально ясное понимание: чтобы просто перечислить причины всеобщего уважительного внимания к нему, нужно выпустить газету томах этак в 53. Нет, лучше в 85. А пока таковой нет, можем сказать лишь о главном. Фундаменте. Корнях.
В православии есть важный термин – «намоленное место». Там множество людей возносили молитвы, долго шла интенсивная духовная жизнь. В таких местах рождаются гении и случаются чудеса, вроде исцеления от рака. И без этих «остаточных месторождений духа», без сакральных центров не может устоять страна – ни малая, ни большая.
Как духовное место Ростов идеален. Сарское городище, возникшее на озере Неро в VII веке, было не просто поселением мирян, а религиозным центром. Камень-остров, доисторический останец, стал символом божества, связанного с медвежьим культом. Медведь как символ в комментариях вряд ли нуждается, и то, что Ростов начинался с медведей, важно. Помните: «Как вы лодку назовете, так она и поплывет»?
В плавание по бурным водам истории Ростов пустился именно как корабль государственный, он стал дружинным центром славян в борьбе с племенами, что хотели растащить ту землю, что мы сейчас зовем Россией, на множество кусочков. С XI века Ростов стал главным городом северо-восточной Руси, основы современной России. И объектом жгучей ревности москвичей. Столицу княжества из Ростова в Суздаль перенес основатель Москвы Юрий Долгорукий, а в 1317 году москвичи, объединившись с татарскими отрядами Кавдагвя и Астрабыла, даже сожгли город.
Но Ростов не ломался. В нем княжили и считали это за честь Ярослав Мудрый и Владимир Мономах. Князь Василько Ростовский, раненным взятый в плен на реке Сити и замученный за отказ поладить с захватчиками, стал национальным героем всей Руси. В Ростов всегда как магнитом на уровне инстинкта тянуло русских владык и лидеров. Иван Грозный взял город в опричнину, а отец первого из царей династии Романовых митрополит Филарет в Смутное время был захвачен в плен тушинскими разбойниками тоже в Ростове – для этого город пришлось сжечь, так просто он тушинцам не сдавался.
Впрочем, жечь Ростов было поздно. Он уже окончательно сформировался как центр русской государственности. После сожжения город отстроился и уже больше никогда не был побеждаем никакими агрессорами. И неудивительно, что Ростов стал жемчужиной плеяды непокорных северных русских городов. Когда измученная смутой Москва присягнула польскому королю Владиславу, северяне не подчинились и «сели в осаду». О дальнейшем знает каждый школьник – после гибели первого ополчения в Ярославле собралось второе, под предводительством Минина и Пожарского, и Россия вновь стала Россией, а не окраиной Польши.
Прошли столетия, Москва превратилась в мегаполис, а Ростов – в скромный районный центр. Некоторые историки уже позволяют себе изрекать глупости: мол, Великим Ростов называют лишь для того, чтобы не путать с Ростовом-на-Дону. Однако караван идет вперед… Приближается 1150-летие города, по справедливости совпадающее с юбилеем России.
Да и не только сильных мира сего, но и всех русских людей всегда тянуло в Ростов будто древней, еще с «медвежьего» камня посреди озера Неро начинавшейся, силой. И фильмов культовых в Ростове наснимали целую кучу – один «Иван Васильевич» чего стоит, и туристы в нем не переводились, даже в перестройку. Всем хочется приблизиться, прикоснуться к древним корням этой земли, на миг ощутить причастность.
Даже господа альтернативные историки что придумали: по их взглядам, Ростов основан царевичем Россом-Вандалом, прямым потомком библейского патриарха Иакова. А основал город этот чудо-герой, преследуя египетского царевича, – во как!
Хоть и смешно, а все же примета в нашем суетно-рекламном веке наивернейшая: где засуетились «альтернативщики», там ценности есть. Настоящие, они зовут к себе, тянут. Бьется под скромным пиджачком уездного города золотое сердце огромной страны.