От Artem Drabkin Ответить на сообщение
К vergen Ответить по почте
Дата 03.11.2011 21:30:10 Найти в дереве
Рубрики WWII; Версия для печати

черновая расшифровка записи интервью с Сеитовым Зулхарнаем

Добрый день,

В мае 1942 года привезли в Москву в г. Перово. Там база этой школы. Потом из нас стали готовить истребителей танков с собаками. С мая до августа. Собак мы сами брали из деревень. Что интересно, собака стоит на цепи, овчарка, рвется, как подойдешь… подобрали собак. Стали обучать собак, как истребителей танков. Как обучают собаку? Сначала около танка ходишь. Мясо здесь в мешочке. Копченое, очень вкусное. Потом даешь собаке, хвалишь: хорошо, хорошо. Там стоит вожатый за танком. Джульбарс ко мне, собака подползает… опять хорошо, хорошо. Один стоит перед танком с собакой, а сам вожатый должен стоять там, зовешь: Джульбарс, ко мне. Под танком пролезает, даешь мясо, хвалишь. Потом танк заводит мотор. Некоторые боятся, убегают. Потом танк идет на ходу. Опять то же самое. Потом стреляет. Опять. Так с мая по август мы готовили собак. К нам приезжал Илья … смотрел, помню, у него такой чуб. Бегал за собаками. Потом была его статья «Каштанка», как готовят собак – истребителей танков. На собак вешали 2 кг тротила, два вьюка в обе стороны по килограмму.
- У каждого вожатого одна собака?
- Да. Потом нас отправили в Сталинград. Через Волгу на барже, бомбили… В общем, переправились через Волгу. Ввели нас в состав 62-й армии в стрелковую дивизию. Наш отряд назывался – 28-й отдельный отряд истребителей танков. Командир Анатолий Кунин, комиссар Михаил Алексеевич Шиф…настоящий отец. Ввели в состав 62-й стрелковой дивизии командир полковник Сараев. Потом я узнал. Я был уже ефрейтором. …Смеялись: в советской армии вожатый собак ефрейтор, а в немецкой – Гитлер ефрейтор. Здесь было очень тяжело. Нас бросали туда, где ожидалась танковая атака. В одном бою в районе … 17, 18 августа … я был рядом с командиром отделения Николаем Черновыдовым, хороший был парень. У него собака, у меня собака… две гранаты…лежали в окопе.
- Помимо собак, у вас были еще и ПТР и противотанковые гранаты?
- Да. И гранаты, и бутылки. Все надо таскать. Тяжело. Не будешь таскать, сами знаете, что будет. Шли на нас немецкие танки, за танками автоматчиками. Мы впереди, за нами стояли артиллеристы. Первыми начали стрелять артиллеристы, истребители немецких танков. Подбили один танк. Танки приближались, приближались. Николай пустил свою собаку и подорвал танк. Страшный шум, потому что в танке снаряды. Когда танк взрывается, взрываются снаряды, и башня отбрасывается метров на 10-15. А собак надо пускать тогда, когда мертвое пространство 50 метров, если пустишь раньше, то немецкий пулеметчик расстреляет собаку. Немцы боялись собак больше, чем людей. Если артиллерист подобьет танк…танкисты остаются живыми. А здесь все взрывается. Поэтому они боялись собак больше чем пушек. Охотились за собаками. Николай пустил свою собаку. Танк был взорван. Николай был ранен. Я хотел брать гранату из окопа. Николай был ранен в ногу, но оставался до конца немецкой атаки. Потом его санитары с врачом забрали. В этом бою уничтожили 6 или 7 танков. Я свою собаку не пускал, потому что танки уже перешли.
- Как ваша собака?
- так и осталась. Готовили из собак минеров. У собак нюх очень тонкий. Мина тротил такой желтой окраски. Человек не чувствует. Запаха нет. А собака…зароют мину на метр вниз, собака найдет. Такой собачий нюх. Уже под Ростовом есть село Каменка, тянется вдоль Дона. Мы в этом селе готовили собак, как миноискателей.
- Собака была та же самая или другая?
- Та же самая. Наша задача была находить, разминировать немецкие мины. Свои мины не проблема, потому что есть карта минного поля. На карте показана какая мина, где ставить, на каком расстоянии, какой взрыватель – все описано. Карта минного поля – в высшей степени секрет. А немецкие мины нам не известны, карты нет, надо их разыскивать. А немцы ставили мины очень сюрпризно. Три взрывателя, обычно один взрыватель, два взрывателя. Думаешь, один взрыватель снял, все. А там второй, третий. Или к чему-то привязывают. Не заметил, задел проволоку – взрыв. Или в лесу ставят наверху. Случайно задел ветку, мина взрывается. Мы разминировали минные поля в июле 1943 года в Орлово-Курской, в составе 43-й отдельной бригады спецназначения. Эта бригада занималась минированием, разминированием, подрывом мостов, посылала людей в тыл. Подрыв мостов, железной дороги в тылу. Командир бригады герой Советского союза генерал-майор Корявко. Его боялись и уважали. О-о-о Корявко едет. Выглядел молодцом. Слава шла.
- Ваш отряд так и оставался отдельным?
- 63-й отдельный батальон миноискателей, но в подчинении Корявко.
В июле, августе участвовали в разминировании переднего края обороны немцев, потом, когда наши ушли, снимали мины.

Под шумящие колеса песня девки горяча