От Сергей Зыков Ответить на сообщение
К объект 925
Дата 23.03.2013 19:40:14 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Униформа; Версия для печати

продолжение

>>Авторъ заставляетъ насъ быть откровенными больше чемъ нужно.

одобряю

Г-нъ В. Д. предлагаетъ „лучше всего казаку постоянно носить шаровары засунутые въ сапоги?..
Мы не видимъ къ тому разумной надобности. Изъ голенищъ шаровары станутъ вылезать и на коне и пешкомъ. Безобразія будетъ много, толку мало. Иметь для этого особые сапоги значитъ увеличить расходы и безъ того не малые. Отъ лошади же шаровары хорошо защищены седельными тибеньками. Прятаньемъ шароваровъ въ сапоги обезобразить казака можно, но выгодъ не выиграешь.

Въ шароварахъ мы находимъ лишними лампасы. Отъ регулярныхъ войскъ казакъ отличается вооруженіемъ и мундиромъ; между собою войска казачьи разнятся другими отличіями. Какъ отличіе, лампасы не важность, какъ красота — еще менее, а отмена лампасъ, какъ дорогаго приклада (малиноваго сукна), уменьшила бы цену на сборы. Покрайней мере, желательно для уральскаго войска отменить лампасы. Мы держимся принципа–наивозможно удешевить формированіе казака.

„Нынешній малиновый кушак неудобен.“ А мы находимъ его очень удобнымъ. Мы делаемъ это такъ: сначала подтянемъ ремень, на пряжке; потомъ ремень покрываемъ настоящимъ кушакомъ изъ малиновой шерстяной матеріи. Это для парада. А въ обыкновенное время и въ боевое довольствуемся однимъ ремнемъ. И это такъ удобно и прочно, что не только противостоитъ заткнутой пике, но- и аркану съ пленникомъ.
„Кушак, как есть широкій бумажный кушак в продаже“, предлагаемый г. В. Д., уже потому не можетъ быть принятъ, что онъ дорогъ. Къ тому же, онъ во всемъ уступитъ нынешнему ременному кушаку.

По нашему, удобнее было бы иметь казаку: нынешній чекмень, какъ есть безъ измененія, на крючкахъ, но съ непременнымъ условіемъ строить его свободнымъ, безъ малейшей натяжки во всехъ частяхъ. Шаровары безъ лампасъ. Кушакъ для обыкновенной формы — ремень съ пряжкой, для парада тотъ же ремень, а поверхъ его нынешній малиновый кушакъ. Нынешній плащъ удобенъ.

Вооруженіе казака.

„Неловко вооружена въ настоящее время казака“: такъ начинаетъ эту рубрику г. В. Д. По роду службы казака внутри имперіи и по назначеніямъ въ арміяхъ въ военное время, правительство иначе насъ и вооружить не можетъ. Въ мирное время, на внутренней службе, казакамъ настоящее оружіе не тягостно, потому что съ нимъ они доходятъ только до места назначенія, а тамъ несутъ полицейскую службу, безъ оружія. Въ арміяхъ же, въ боевое время, казакамъ даютъ иногда такія назначенія, въ которыхъ они безъ ружей ничего не значатъ, напримеръ на аванпостахъ, въ секретахъ; но случается казакамъ быть и въ такихъ назначеніяхъ, где пика играетъ главную роль, напримеръ когда надо довершить пораженіе опрокинутаго непріятеля.

Казаки такъ и должны быть вооружены, чтобъ ихъ можно было употреблять по обстоятельствамъ, чтобы они, по оружію своему, были годны везде. Въ секреты они не берутъ съ собою пикъ, а берутъ одно ружье; действовать же пикою противъ опрокинутаго непріятеля ружье не мешаетъ за спиною. Попробуйте вооружить казаковъ однимъ какимъ-нибудь оружіемъ, и казаки тотчасъ же перестанутъ быть казаками.

По нашему мненію, г. В. Д. отрицаетъ пользу пики не убедительно. При атаке, казачій гикъ, т. е. крикъ, въ моральномъ отношеніи, онъ ставитъ выше пики, и въ примеръ безполезности пикъ, при отправленіи казаками службы у насъ на линіи, говоритъ: „в конвое съ арестантами, при возке летучки, он (казак) всегда безъ пики, если начальника не доглядит”. Повезутъ казаки арестантовъ не только безъ пики, если начальникъ не посмотритъ, но повезутъ и безъ всякаго оружія, и не все выедутъ, сколько будетъ назначено по числу арестантовъ конвойныхъ. Уральскіе казаки — такой народъ.

Въ 1864 году, осенью, изъ Генварцевскаго форпоста уральской линіи повезли девять киргизовъ-арестантовъ, довольно важныхъ преступниковъ, и при нихъ было только пять казаковъ: два конвойныхъ и три подводчика, безъ всякаго оружія.
Въ шести верстахъ отъ форпоста все арестанты бежали, предварительно отколотивъ порядкомъ казаковъ. Чемъ же тутъ пика-то виновата?

Летучку везти съ пикой — да это верхъ нелепости. Ей и имя-то летучка (*), т. е. она должна лететь, и казакъ скачетъ съ ней сломя голову, съ одной нагайкой, часто безъ седла, а летомъ безъ шинели, въ одной рубашке.
(*) Нужный конвертъ при особой бумаге, въ которой записывается время полученія и отправленія конверта, называется летучкою.

Объ оружіи тутъ не можетъ быть и речи. И тутъ пика чемъ виновата, что ее хотятъ изгнать?

„И въ степныхъ походахъ случалось мне видеть, что казаки везутъ свои пики на вьючныхъ повозкахъ.“ А мы видели, что и ружья и шашки клали въ повозки. Дайте волю, казакъ и самъ сядетъ въ повозку со всемъ своимъ оружіемъ — такой народецъ. „А когда приведется идти казаку за секрета или ехать чрезъ леса, пику опять бросить надо.“ Смеемъ уверить, что чрезъ лесъ казаки съумеютъ пройти съ пиками, какъ безъ пикъ, а идя въ секретъ, казаки оставляютъ пики на бивуакахъ.

Въ атаке лавой или сомкнутымъ строемъ стойкаго непріятеля, после перваго удара, пики действительно помеха. Объ этомъ я сейчасъ буду говорить, а теперь скажу только, что и драгунамъ, въ атаке шашками, ружья со штыками за спиною мешаютъ; но разве отсюда следуетъ, что ружья у драгунъ нужно отнять? При Башъ-Кадыкларе драгунскіе пикинеры разбили наголову каре стройныхъ низамовъ пиками.

Вопреки мненію г. В. Д., мы находимъ нынешнюю шашку удобною; ей недостаетъ только темляка, безъ котораго, по нашему мненію, шашка теряетъ половину своего значенія. Когда казаки атакуютъ пиками сомкнутымъ строемъ или въ разсыпную — все равно, они должны иметь шашки вынутыми изъ ноженъ и висящими на правой руке на темляке. При нанесеніи перваго удара пиками, они должны мгновенно схватывать шашки, что очень удобно, если шашка виситъ на темляке, и довершить ударъ рубкой. Мы, казаки, давно сожалеемъ, что этого не введено въ нашъ уставъ. Мы убеждены, что такая атака будетъ неотразимо сильна. .

„Пригонка ружья, сколько надъ ней ни хлопотали, и теперь неудобна.“ Мы находимъ нынешнюю пригонку ружья такъ удобною, что лучше выдумать нельзя. „Не будь пики, ружье удобно было бы надевать чреза левое плечо, така чтоба ложа была на правой стороне.“ Трудно придумать чтонибудь неудобнее. Съ ружьемъ на левомъ плече никакой нетъ возможности сесть на лошадь, особенно когда на седле вьюкъ. Садятся на лошадь всегда съ левой стороны, потому что такъ ловчее и такъ показано въ казачьемъ уставе. Лишь только казакъ закинетъ правую ногу чрезъ седло, такъ ложа и упрется во, вьюкъ- и казакъ упадетъ на землю. Это дело испытанное. Линейскіе казаки не имеютъ пикъ, черкесы тоже, а все имеютъ ружья на правомъ плече. Да иначе и быть не можетъ.

Относительно вооруженія казаковъ мы находимъ выгоднымъ оставить нынешнее вооруженіе какъ оно есть; только къ шашке прибавить темлякъ кожаный. Но было бы полезно, смотря по тому, куда требуются казаки, для какого рода службы, назначать и какое брать оружіе. Возьмемъ въ примеръ два обстоятельства. Въ степныя укрепленія на сырской линіи выкомандировывать казаковъ въ полномъ нынешнемъ вооруженія. Во внутреннюю службу, напримеръ въ Казань, где казаки исполняютъ одну полицейскую обязанность, было бы справедливымъ посылать казаковъ съ наивозможно-меньшимъ оружіемъ и непременно безъ пикъ.

Жандармы, вместе съ ними, служатъ же при однехъ сабляхъ. На сырской линіи уральскихъ казаковъ употребляютъ въ дела съ такимъ оружіемъ, съ какимъ обстоятельства показываютъ нужнымъ. Уменье употребить казаковъ въ дело съ потребнымъ оружіемъ всегда будетъ иметь следствіемъ такія блистательныя дела, какъ дело, въ 1855 году, подъ фортомъ Перовскій, подполковника Огарева, и прошлою зимою подъ Иканомъ, въ Туркестанской области, есаула Серова, где 100 казаковъ выдержали бой, въ теченіе трехъ сутокъ, противъ 10,000 хорошо вооруженнаго войска.

Мы не последуемъ за авторомъ далее въ его проектахъ по вооруженію казаковъ. Утомительно делать опроверженія на доводы въ роде следующихъ, напримеръ: казачье седло нехорошо потому, что „у плохаго казака всегда лошадь набита“. Плохому казаку какое угодно дайте седло, онъ всегда испортитъ спину своего коня: достаточно не выколотить жесткаго потника отъ поту или недосмотреть на потнике ничтожной камышенки, а особенно въ степныхъ походахъ репья, и спина у лошади будетъ никуда негодна. Чемъ же седло-то виновато, что казакъ плохой? Или: негодно настоящее седло „потому, что ва седельную подушку казака кладета вещи и такія, которыхъ вовсе не полагается“. Намъ необходимо только заявить, что седло наше имеетъ луки не прямыя, торчащія подъ прямымъ угломъ, какъ выдаетъ г. В. Д., а пологія, передняя и задняя, такъ что, когда подушка въ седле, луки совсемъ незаметно. Отъ нашихъ лукъ вреда никакого нетъ. Еще бы опрокинулась лошадь на казака спиною и казакъ остался бы невредимъ! Для такихъ случаевъ, какъ спасительное средство, седло еще не изобретено. Для езды въ самыхъ продолжительныхъ походахъ наше седло такъ удобно, что нетъ причины изменять его. По удобствамъ нашего седла, многія частныя лица, особенно помещики, берутъ наши седла за образецъ.

Г. В. Д. говоритъ: „Кроме того, почти у каждаго казака есть старенькій походный мундира, для котораго места не будeт“. Потрудитесь взглянуть въ казачій воинскій уставъ, стр. 100, первой части. На седле, передній вьюкъ составляютъ: плащъ, конская торба и арканъ; задній вьюкъ составляетъ чемоданъ, въ которомъ положены мундиръ, шаровары и сапоги. Въ подушку кладется белье, портянки, набрюшникъ, наушникъ, галстухъ, перчатки. Все положено, что следуетъ, и увязано. Въ чемъ же остался казакъ на лошади? Въ запасномъ старомъ мундире, который имеется не почти у всехъ, а положительно у всехъ обязательно, подъ названіемъ походнаго мундира.

Впрочемъ, пусть вооружаютъ и снаряжаютъ казака какъ признаютъ нужнымъ. Для казака все равно, какъ его ни вооружатъ: въ чемъ прикажутъ, въ томъ онъ и поедетъ на службу. Есть другія стороны быта казака уральскаго, какъ воина и еще более какъ гражданина, которыя нуждаются въ реформахъ. Эти-то внутреннія реформы важнее по своему значенію.

Благовещенскъ-на-Амуре.
12-го ноября 1865 г.









Не выдам я вам, краснопузые, секрет хруста настоящей французской булки!