От HorNet Ответить на сообщение
К Лейтенант
Дата 26.10.2013 14:14:34 Найти в дереве
Рубрики WWII; Флот; Версия для печати

Re: Не, сначала...


>
>Ну есть вот такой ответ: срок строительства "большого" флота превышает срок на который возможно осуществить сколько-нибудь разумное политическое планирование. Поэтому флот строим просто так, а для чего его можно применить - там видно будет.


Слегка мимо. Для начала надо понять, нужен ли "большой" флот, и что это такое в конкретном контексте. Учитывая количество лодок и л/с, задействованного в сооружении, службе и обеспечении подводного флота Кригсмарине в ходе 2МВ, я бы не сказал, что это был "маленький" флот с точки зрения расходуемых ресурсов. Кроме того, у Дёница была прекрасная доктрина своих сил - это не стратегия, это не политическое планирование, доктрина - это общая методика, по которой тот или иной флот реализует свою часть общегосударственной стратегии, результата того самого политического планирования. А тактика - это как именно он это делает на уровнях ниже. Оперативное искусство - это умение совмещать доктрину и тактические навыки/построения и корректировать и то, и другое, либо при обнаружении нестыковок, либо при флуктуациях стратегии.
Но тут под "большим", как я понимаю, полагается в большинстве случаев "линейный", то есть, более корректно, "флот завоевания, обеспечения и осуществления превосходства, которое может быть достигнуто исключительно либо в основном с помощью победы в т.н. "генеральном сражении" с аналогичным по структуре и составу вражеским флотом", так? Если да, то сроки сооружения такого флота и его конфигурация, а также ресурсы, необходимые на это, следовало планировать исходя в первую очередь из наличия колоний/зависимых территорий на большом удалении от государства-метрополии, их ценности и протяженности морских коммуникаций к ним. Только по такой географии можно построить то, с чего начинается такой "большой флот" - систему базирования и базового обеспечения. Именно системы базирования, а именно глава Fortification Clause, хотя об этом редко пишут, была основным камнем преткновения Вашингтона-22 и именно так конфигурация военно-морской географии, которая складывалась по результатам этой конфы, детерминировала и "линкоровские каникулы", и дальнейшее развитие линкоров и, в конечном счёте, гораздо более динамичное развитие авианосцев и морской авиации.
Рассматривая ход события таким образом, становится понятно, что для большинства ведущих государств, не имевших к концу XIX века ценных в экономическом отношении заморских колоний и коммуникаций к ним, и не имевших устремлений таковые колонии заиметь, зональная (но есть объединяющая несколько ТВД), а тем более квази-глобальная система базирования не вырисовывалась никак, а это практически означало, что смысла сооружать "большие флоты" не было никакого.
Но проблема, как обычно, гнездилась и в черепах военных с их очень своеобразными шаблонами мышления, и в головах политиков, в это время практически везде крайне подверженных популизму. Поэтому имеем то, что имеем:-)