От Пауль Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 18.11.2013 11:14:36 Найти в дереве
Рубрики WWII; Версия для печати

Про машинки, ленд-лизовские и отечественные

Данные для таблицы взяты из отчёта управления снабжения ГАВТУ КА о работе за период Великой Отечественной войны (28.09.45)
Дата              В наличие            Поставлено в течение года             Убыль           Доля убыли от ресурса, %
             Отеч.  Иностр.  Всего       Отеч.      Иностр.  Всего    Отеч.  Иностр.  Всего   Отеч.  Иностр.  Всего
                                     Новые  Из н/х
22.06.1941   272,6           272,6    37,0  166,2     0,3    203,5    158,7    0,3    159,0   33,35  100,00   33,40
01.01.1942   317,1           317,1    29,0   90,0    30,9    149,9     57,3    8,9     66,2   13,14   28,80   14,18
01.01.1943   378,8   22,0    400,8    53,9   12,4    83,7    150,0     58,1   11,6     69,7   13,05   10,97   12,65
01.01.1944   387,0   94,1    481,1    33,2          128,8    162,0     25,0   31,6     56,6    5,95   14,18    8,80
01.01.1945   395,2  191,3    586,5     9,5           38,4     47,9     19,0   11,6     30,6    4,69    5,05    4,82
01.05.1945   385,7  218,1    603,8   162,6  268,6   282,1    713,3    318,1   64,0    382,1   38,94   12,79   29,01
В убыль включены также автомашины, переданные народному хозяйству из армии:
1943 - 2,8 тыс.
1944 - 24,3 тыс.
1945 - 3,2 тыс.

К сожалению, разбивки по происхождению автомашин (отечественные или иностранные) нет. Передавались машины практически "убитые", потому это можно отнести к потерям по износу и т.п. В качестве примера приведу документ.

Постановление Военного совета 3-го Украинского фронта о передаче грузовых и легковых автомашин народному хозяйству УССР

2 февраля 1944 г.

Во исполнение постановления ГКО от 26 января 1944 г. о передаче в народное хозяйство УССР 500 грузовых и 50 легковых автомашин Военный совет 3-го Украинского фронта постановляет:
1. Военным советам армий, начальнику автомобильного управления фронта собрать грузовые и легковые автомашины, отечественного производства и трофейные, из числа находящихся в армейских и войсковых частях "на приколе", требующих ремонта, и согласно прилагаемого расчета сосредоточить их к 5 февраля 1944 г. на железнодорожные станции погрузки по следующему расчету (расчет прилагается).
Передаваемые автомашины ни в коем случае не должны быть разукомплектованы и по сосредоточении их на станции погрузки должны быть осмотрены и о техническом состоянии их составлены акты.
2. Отобранные машины к 10 февраля 1944 г. доставить на авторемонтные заводы, по указанию СНК УССР, где произвести окончательную сдачу по актам и приеме-сдаточным ведомостям.
3...
4...
5...
6...


Командующий войсками 3-го Украинского фронта генерал армии Малиновский
Члены Военного совета 3-го Украинского фронта генерал-лейтенант Желтов генерал-майор Лайок

Расчет автомашин, подлежащих передаче в народное хозяйство УССР
Наименование частей             Легковые                     Грузовые
                      Имеется    Подлежит сдаче        Имеется    Подлежит сдаче
                               Отеч.  Троф.  Всего              Отеч.  Троф.  Всего

6-я армия                12     2       3      5         112     19     16     35
8-я гв. армия            40     2      16     18         230     37     47     84
37-я армия               19     2       4      6         103     21      9     30
46-я армия               15     2       3      5         128     29      7     36
17-я возд. армия         12                               88      9     45     54
Фронтовые части          67     2      13      5         582    110     99    209
67-я эвакорота            1             1      1          75     36     16     52

Всего:                  166    10      40     50        1318    261    239    500

ВрИД начальника автомобильного управления фронта инженер-полковник (Воробьев)

Источник - Советская Украина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. Документы и материалы в трех томах. Т. 3. Киев, 1980. С. 35-36.

Из первой таблицы видно, что в процентном отношении иностранные машины терялись больше (кроме 43 года), причём в 42-м и 44-м годах разница более чем в два раза. Пока сложно сказать из-за чего это происходило. Возможно, они в основном шли на фронт или из-за меньшей приспособленности к эксплуатации бойцами Красной Армии.

С уважением, Пауль.