От Вулкан Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 12.12.2013 22:46:11 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Флот; Версия для печати

Выводы по бою "Герьер" - "Конститьюшн"

Приветствую!

В продолжение вот этого поста:
https://vif2ne.org/nvk/forum/0/co/2528131.htm

В метрополии же поражение «Герьера» в бою с "Конститьюшн" вызвало состояние, близкое к шоку. В передовице, вышедшей в «Naval chronicle» по следам этого боя, говорилось: «за 15 лет Наполеоновских войн мы привыкли к победам своих кораблей и эскадр. Были одержаны множество славных викторий не только над французами, но и над испанцами, датчанами, голландцами, русскими, причем чаще всего корабли и эскадры Роял Неви уступали в каждом конкретном бое уступали противнику как в числе пушек, так и в калибре орудий. Имена Нельсона, Сент-Винсента, Коллингвуда, Самареца, Хоу знают во всем мире. Так в чем же причина поражения?»

Да, победы у противников Британии случались, но они были очень редко, и уж никак не в столкновениях кораблей одинаковых рангов. Завораживало, что сражались два фрегата – 38-пушечный и 44-пушечный (разница для простого обывателя не такая уж и большая), и как отмечали в той же «Naval chronicle», английский фрегат в 38 пушек был просто обязан побеждать неприятельский фрегат с 44-мя орудиями.

Здесь стоит вспомнить о той существенной оговорке. «Конститьюшн» (как и любой другой хамфрисовский фрегат) был только номинально 44-пушечным. На момент боя он нес тридцать 24-фунтовых длинных пушек, два 18-фунтовых длинных орудия и двадцать четыре 32-фунтовые карронады. Соответственно вес бортового залпа американца равнялся 786 фунтам.

38-пушечный «Герьер» так же нес больше орудий, чем полагалось по штату – тридцать длинных 18-фунтовок, шестнадцать 32-фунтовых карронад, две 12-фунтовые длинные погонные пушки и одну 18-фунтовую карронаду. Вес бортового залпа составлял 547 фунтов.

Таким образом можно сказать, что «Конститьюшн» превосходил «Герьер» по весу залпа в полтора раза.

Не лучше обстояло дело и со скоростью. В далеком 1799 году командир английского фрегата «Сент-Мэргэрит» кэптен Паркер побился об заклад с тогдашним капитаном «Конститьюшн» Николсоном на бочку мадейры, что обгонит американский супер-фрегат в переходе от Галифакса к Ямайке. Как мы помним – сразу после постройки хамфрисовские корабли не обладали высокой скоростью, и англичанин тот спор выиграл. К 1812 году ситуация была диаметрально противоположной – длина самой высокой мачты у «Герьер» составляла 35 метров, а у «Конститьюшн» - 67 метров. Максимальную скорость 11 узлов «Герьер» давал в бакштаг, «Конститьюшн» при том же ветре развивал скорость в 14.4 узла.

Ну и последнее – высота борта от ватерлинии у «Конститьюшн» составляла 4,34 метра, тогда как у «Герьер» всего лишь 3.12 метров, что позволило американцу в ближнем бою крушить верхнюю палубу англичан сверху вниз.

Учитывая так же то, что подготовка экипажей янки были на уровне Роял Неви - у «Герьер» в столкновении один на один с хамфрисовским фрегатом просто не было шансов.

Тем не менее, Адмиралтейство сделало свои, как оказалось позже - совершенно неправильные, выводы их столкновения своего фрегата с американским супер-фрегатом. Решили, что дело в плохой подготовке экипажей Североамериканской станции и в облегченном наборе корпуса у «Герьер» - корабля французской постройки, который не смог выдержать обстрел тяжелыми ядрами с близкого расстояния[1], и что будь на месте «Герьера» фрегат британской постройки с боевой командой – «Конститьюшн» был бы легко захвачен. Да и среди всего прочего – корабль Дейкреса готовился к списанию через 6 месяцев, поэтому тимберовочные и ремонтные работы на нем не производились с 1808 года. Так что, в общем-то, потеряли единицу, и так предназначенную к списанию.

Основная проблема этого анализа была в том, что он совершенно не рассматривал, а как же победить хамфрисовские фрегаты. Ведь толщина обшивки американских 44-пушечников в районе ватерлинии была тройной, и вдвое превосходила толщину обшивки британских фрегатов (63 см против 30 см). К верхней палубе она истончалась, но и там она составляла 30 см против британских 18-ти (семидюймовые доски между верхней и главной палубами). Учитывая же менее мощное вооружение британских 36- и 38-пушечных фрегатов – победа в гипотетическом бою опять отдавалась американцам. Вопрос был только в том, что фрегаты британской постройки будут держать огонь «слонов» чуть дольше фрегатов французской постройки.

[1] После боя «Конститьюшн» и «Герьер» британское Адмиралтейство производило «разбор полетов» данного боя. Весьма интересны выводы Их Лордств - по мнению лордов-комиссионеров «Герьер» проиграл этот бой из-за... французской постройки. Дело в том, что французы делали несколько облегченный набор корпуса, чтобы их фрегаты развивали большую скорость. Кроме того, сама концепция французского флота не предусматривала ближнего боя. В отчете среди всего прочего говорится: «Корабли французской постройки, ходящие сейчас под флагом Роял Неви, не предназначены для ближнего боя из-за слабости своего корпуса, и прежде всего - из-за однослойной обшивки корпуса. Британские фрегаты, построенные на наших верфях, имеют и внешнюю, и внутреннюю обшивку. Французы используют 7-дюймовые (18 см) доски для обшивки корпуса, тогда как на наших верфях со времен Энсона заложена в стандарт футовая (30 см) обшивка для фрегатов.»


Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота