От Константин Дегтярев Ответить на сообщение
К Дмитрий Козырев Ответить по почте
Дата 13.04.2015 14:38:43 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Версия для печати

Замысел Гитлера, видимо, нужно понимать примерно так:

(Если анализировать Mein Kampf)

Сначала Германия восстанавливается в границах Священной Римской империи или даже чуть больше (с учетом поглощения Польши). Эту политическую задачу необходимо решить, либо не вызывав мировой войны, либо подавив сопротивление противников силой, причем противником виделась только Франция, а Англия мнилась очень желательным союзником.

А затем - продолжить дранг нах остен, как естественную политику германской нации. При этом от СССР должны были "отжиматься" куски по мере необходимости, сколько нужно растущему германскому народу. Т.е., самая обычная колониальная политика, не предусматривавшая сопротивления.

Задачи "сокрушения" СССР Гитлер не ставил, и вот по какой причине. Это было написано в 1924 году, когда СССР не представлял собой никакой серьезной военной силы и рассматривался как исключительно легкая жертва. В Mein Kampf Гитер анализирует выгоды союза с СССР против Англии и находит, что он крайне невыгоден, т.к. СССР технически беспомощен и будет только обузой. Поэтому ему отведена роль постепенно занимаемой немцами территории после урегулирования Европейских дел. В 1939 году это было уже очевидно не так и потому ясно изложенные взгляды Гитлера на этот вопрос следует считать устаревшими к моменту начала ВМВ.

Более того, он поступил прямо противоположным образом, по сути, заключив с СССР союз против Англии (ну, это, конечно, сильно сказано, но по сути так и есть, хотя союз и не был военным).

А вот что он писал за 13 лет до того:
"Совершенно наивно думать, будто Англия и Франция в таком случае стали бы спокойно ждать, скажем, десяток лет, пока немецко-русский союз сделает все необходимые технические приготовления для войны. Нет, в этом случае гроза разразилась бы над Германией с невероятной быстротой. Уже один факт заключения союза между Германией и Россией означал бы неизбежность будущей войны, исход которой заранее предрешен. Такая война могла бы означать только конец Германии."

Т.е., к моменту ВМВ Гитлер совершенно пересмотрел и свою английскую, и свою русскую политику, он видел в СССР не легкую жертву для расширения и экономической эксплуатации, а опасного врага, которого следовало нейтрализовать дипломатическим или военным путем.

И нападение на СССР было совершено из чисто военных соображений, к которым идейные соображения о жизненном пространстве были подвязаны искусственно и задним числом.