От СанитарЖеня Ответить на сообщение
К realswat Ответить по почте
Дата 12.01.2016 14:50:17 Найти в дереве
Рубрики WWII; Флот; Версия для печати

А давайте от задач флота в целом попляшем.

Не от частных задач победы в морском сражении, а от того, чем флот вообще полезен в войне. Чтобы оценить не шанс налезания кита на слона и кто кого сборет, а зачем вообще слонов воспитывать.

Войны морскими сражениями не выигрываются. Флот может быть полезен в сухопутной войне, иногда даже создать условия для её выигрыша, но выигрывают войны на суше. Или это не война, а так, пиписьками померялись, убедились, что у противника длиннее, и со слезами убежали.

До развития авиации флот был прежде всего "длинной рукой", позволяющей создать угрозу противнику вдали от сухопутного ТВД. Угроза эта могла создаваться непосредственными бомбардировками берега, десантами, уничтожением неприятельской торговли и вообще снабжения. Другая задача флота, в интересах сухопутных войск, обеспечение снабжения и пополнения своих войск на отдалённых театрах, в том числе охрана своих транспортов и истребление чужих. Морские сражения, как бы они ни были эффектны, всего лишь создание удобств для выполнения основной задачи, прислуги при сухопутной армии. Да, полезно разбить неприятельский флот в генеральном сражении, но это не выигрыш войны. А вот то, что разбитый вражеский флот ни наши транспорты не перехватит, ни свои не проведёт, этот выигрыш может обеспечить.

С появлением авиации основной "длинной рукой" стала она, позволяя громить не одну прибрежную полосу. Задачи истребления торговли за флотом остались, но основным средством стали ПЛ, а основная борьба с ними пришлась не на линкоры, а на эсминцы. Соответственно, роль генерального сражения, как средства вывести неприятельский флот из боя и не дать ему мешать снабжению нашей армии (и пресечению снабжения чужой) упало. И упало значение кораблей для Большой Драки. Линкоров прежде всего. Авианосцы со снижением роли Большой Драки тоже несколько потеряли в полезности, но более чем скомпенсировали возможностью выполнять "малые задачи" - борьбу с подлодками, эсминцами, удары по берегу, притом куда дальше, чем доставала артиллерия. И хотя в случае эскадренного боя всё ещё была возможна ситуация, когда линкор неизмеримо сильнее авианосца, скажем, в шторм, когда авиагруппу не поднять, а пушки лишь теряют в точности стрельбы, сама ситуация эскадренного боя уходила из реальности в военную фантастику.

Соответственно, корабли, которые мало на что пригодны, кроме эскадренного боя, да ещё, пожалуй, моральной поддержки десанта, и вымерли. А те, которые решали оставшиеся у флота задачи - действие по берегу и охранение своих конвоев, но в случае, если противник всё же возжелает эскадренного боя, смогут в 9 случаях из 10 уничтожить вражеские линкоры до сближения на дистанцию эффективного огня - выжили.