От Константин Дегтярев Ответить на сообщение
К И. Кошкин Ответить по почте
Дата 12.01.2016 15:54:36 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Версия для печати

Факты установлены, прежде всего по небезызвестному синодику Грозного

...и приписанной к нему "сказке" Малюты Скуратова.

Вот синодик:
http://militera.lib.ru/bio/skrynnikov_rg/05.html
Там (включая цифры) перечислено несколько сотен новгородских жертв.

А в сказке (которая приписана к Белозерской копии синодика самим Грозным) говорится буквально вот что:
"По Малютинские ноугородцкие посылки (задания) отделано скончавшихся православных христиан тысяща четыреста девятьдесять человек, да из пищалей стрелянием пятнадцать человек, им же имена Сам Ты, Господи, веси"

Как видим, никакими списками и не пахнет - "им же имена Сам Ты, Господи, веси"

Это, так сказать, учтенные жертвы, причем списочная информация (с именами) есть по нескольким десяткам человек. Далее я отсылаю Вас к исследованию на эту тему, читать со страницы 62:
http://m.litread.me/read/200634/263000-264000?page=62

Лично я вполне удовлетворен минимальной цифрой, выведенной Скрынниковым, который дает число жертв погрома в 4-5 тыс. чел. Я из него и исходил.


Каждый день он поднимался и переезжал в другой монастырь, где [снова] давал простор своему озорству. Он приказывал истязать и монахов, и многие из них были убиты. Таких монастырей внутри и вне города было до 300, и ни один из них не был пощажен. Потом начали грабить город. По утрам, когда великий князь подъезжал из лагеря к городу, ему навстречу выезжал начальник города, и великий князь узнавал таким образом, что происходило в городе за ночь. Целых шесть недель без перерыва длились ужас и несчастье в этом городе! Все лавки и палатки, в которых можно было предполагать [наличность] денег или товару, были опечатаны. Великий князь неизменно каждый день лично бывал в застенке.

О характере действий в городе, кроме (допустим) пристрастного новгородского летописца, есть свидетельство совершенно бесстыжего Штадена:

"Ни в городе, ни в монастырях ничего не должно было оставаться; все, что воинские люди не могли увезти с собой, то кидалось в воду, или сжигалось. Если кто-нибудь из земских пытался вытащить что-либо из воды, того вешали. Затем были казнены все пленные иноземцы; большую часть их составляли поляки с их женами и детьми и те из русских, которые поженились на чужой стороне. Были снесены все высокие постройки; было иссечено все красивое: ворота, лестницы, окна. Опричники увели также несколько тысяч посадских девушек. Некоторые из земских переодевались опричниками и причиняли великий вред и озорство; таких выслеживали и убивали."