От realswat Ответить на сообщение
К realswat
Дата 17.01.2016 00:33:17 Найти в дереве
Рубрики WWII; Флот; Версия для печати

Немного приоденем фактами

>5. И, обратно, наличие РЛС на американских эсминцах и эскортных миноносцах, выполнявших контратаку.

Можно рассмотреть на примере первой контратаки, в исполнении пары "флетчеров", "Джонстона" и "Хоэла".
Она началась около 07.10. (заметим в скобках: японцы открыли огонь по авианосцам в 6.59 с дистанции ~31 км, и к 07.15, когда авианосцы полностью скрылись из виду, "Ямато" дал 5 залпов из носовых башен и "задробил" в 07.09; "Нагато" дал 4 залпа из носовых башен и задробил в то же время; "Харуна" дал 5 залпов и задробил в 07.13; по "Конго" данных нет).
До 07.20 - момента, когда "Джонстон" дал торпедный залп - стрельба японцев по эсминцам выглядела, в поисании Лундрена, следующим образом:
"Ямато" - 11 залпов по "крейсеру" из 155-м орудий с дистанции 23 км около 07.14. "results were not observed, since the target disappeared into a rain squall".
"Нагато" - один залп главным калибром в 07.15 "по эсминцу".
"Харуна" - залп по эсминцу главным калибром в 07.14 с дистанции 23 км; второй; ещё один - в 07.17, "and then checked fire as the destroyer disappeared from view".
"Хагуро" - три залпа главным калибром по эсминцу с дистанции 12 км в 07.15, "the U.S. destroyer turned around and disappeared into a smoke screen".
"Судзуя" - пять залпов после 07.10, с дистанции ~10 км.

То есть пока американские эсминцы шли в атаку, японцы их толком не видели. А вот у американцев как бы сильных жалоб на видимость нет - видимо, потому, что им помогал радар.
После этого, в 07.20, "Джностон" дал торпедный залп, отвернул, прикрывшись дымовой завесой, но около 07.25 опять нарисовался в поле зрения японцев. И тут же получил сначала 3 тяжёлых снаряда (одним залпом), потом 3 снаряда среднего калибра (тоже одним залпом), и Лундгрен не без оснований отмечает, что это должен был быть "Ямато", открывший огонь в 07.25 на дистанции ~18 км.
Но было уже поздно - торпеда "Джностона" попала в "Кумано" и вывела корабль из игры, причём это был флагман 7-й дивизии тяжёлых крейсеров.

"Хоэлу" повезло меньше: японцы поймали его в прицел ещё до торпедного залпа, в 07.25 он получил два попадания в надстройку, которые вывели из строя артиллерийский радар и директор Мк37 (отличился, вероятно, "Хагуро" на дистанции около 9-10 км); потом ещё 4 попадания 8-дюймовыми снарядами. Дым, пожары, вот это всё - его залп, в 07.27, оказался безрезультатным.

И чтобы быть правильно понятым:
1. Тот факт, что американцы имели превосходство в воздухе над полем боя, имел очень большое значение. В том числе и в успехе контратаки "Джонстона" и "Хоэла", совпавшей по месту времени с первой атакой ударных самолётов Taffy 3 против 7-й дивизии крейсеров.
2. Не все обстоятельства были "за" американцев. Самым главным "против" была их боевая задача на день: добивание остатков японских сил в проливе Суригао, против которых успели послать два, ЕМНИП, страйка.
3. Курита сражался не в одиночку - Taffy 1 потерял два авианосца от атак камикадзе и подводной лодки.

Перечисленное выше - это не "оправдание линкора", а попытка объяснения случившегося у Самара. И среди прочего особенно хочется отметить, что информационное преимущество американцев было не менее, если не более важным, чем преимущество в воздухе.

Клифтон Спрэгью в целом владел ситуацией и очень грамотно уводил свои авианосцы от японцев, своевременно сменив восточный курс - прямо от противника - на южный и юго-западный в тот момент, когда японцы стали обходить его по левому борту, сделано это было в условиях очень слабого визуального контакта, но Спрэгью "видел" японские отряды, в отличие от.

Например, контратака "Хоэла"-"Джонстона" проходила под носом (буквально) "Носиро" и 2-й дивизона эсминцев. Но в 07.10, когда эта атака начиналась, Курита приказал дивизионам эсминцев занять позицию позади линкоров - и "Носиро" со 2-ым дивизионом честно поплелись назад, хотя изначально они были ближе к американцам, чем "Ямато", и находились в идеальной позиции для перехвата американских эсминцев - которые были им прекрасно видны.

С "Носиро" и 10-й дивизией было ещё смешнее - чуть ранее "Конго", уклоняясь от столкновения с ними, "вывалился" из строя влево (да, грозный Японский императорский идёт давать леща американцам) и надолго вышел из игры. Но, по приказу Курита, "Носиро" и 10-я дивизия побежали искать "Конго", к которому были приписаны, и так же оказались в пассивном офсайде.

Дурное информационное обеспечение японцев сказывалось на всех уровнях: командир 7-й дивизии, адмирал Сираиси после повреждения "Кумано" решил перенести флаг на "Судзуя". Между тем, "Судзуя" в это же время в результате близкого взрыва авиабомбы получил повреждение одного из валов и его ход упал до 20 узлов. В итоге, пока суд да дело, адмирал на "Судзую" перебрался - но в бой вернуться уже не мог ни он, ни его флагман. Очевидно, что при нормальном обмене информацией такое было бы невозможно.
Равно как при наличии эффективных артиллерийских РЛС не была бы возможна контратака "Джонстона" и "Хоэла", равно как и вторая атака другим эсминцев и эскортных миноносцев.
Кроме того, определённую роль сыграла и стрельба японцев бронебойными снарядами. Так же во многом объяснявшаяся неверной оценкой обстановки. "Ямато" бил бронебойными 155-мм снарядами - потому что бил по "крейсеру". В итоге два таких снаряда попадают в мостик "Джонстона" - один проходит на вылет, второй вроде бы всё-таки взрывается (detonated), но итогом этого события стало ранение командира корабля и ещё одного человека. При попадании пары фугасных 155-мм снарядов в мостик эсминца на мостике, вообще-то, должен был бы случиться ад...

И всё это в целом сводится в довольно интересную картину. С одной стороны, не стоит забывать, что японцы пытались строить "асимметричный" флот для борьбы с гегемоном. И эта асимметрия в бою у Самар в полный рост играла против них: бронебойные снаряды тип 1 дырявили американские корабли без взрыва (не так часто, на самом деле, но было); кислородные торпеды на тяжёлых крейсерах взрывались со страшной силой; а забронированный и вооружённый лучше некуда "Ямато" отчаянно просил товарищей придержать лифт...
С другой стороны: военно-морской флот к 1944 г. стал настолько сложной и дорогой системой, что в полной мере её осилили только американцы. Даже британцы сильно проседали количественно и несильно - качественно. А вот страны второго технологического эшелона, типа Японии или Италии, попросту задохнулись в этой гонке.
Которая привела к концу "морской войны" и линкора, да.