От realswat Ответить на сообщение
К ZaReznik
Дата 22.01.2016 11:43:50 Найти в дереве
Рубрики WWII; Современность; Флот; Версия для печати

Re: Спасибо. И...

>Само по себе сравнение численности "пробивших" и численности БВП еще ничего не дает и ничего не гарантирует.

Вот "не гарантирует" и есть ключевое слово.

>Для обеспечения НК эффектной и непробиваемой защитой "истребительный зонтик" в каждый момент атаки встречаемой группы противника по хорошему должен иметь равные или даже превосходящие силы, причем не численности БВП вообще, а в этой конкретной атаке. Поэтому в группе БВП нужно было бы держать намного больше истребителей, чем в указанных примерах.

Американцы примерно так и рассудили. Сразу после Кораллового моря так рассудили - и до конца войны рассуждали.
Но пока не были обеспечены "дальнобойными" радарами (к 1943 г.), то за счёт наращивания числа истребителей в первую очередь добивались роста потерь японских самолётов, в том числе за счёт уничтожения самолётов, выполнивших атаку. А вот успешно защищать авианосцы от атак противника не могли до осени 1942 г., Санта-Крус. Спасибо, японские пикировщики таскали только 250-кг бомбы - "Энтерпрайз", худо-бедно, сохранил частичную боеспособность.
И имел место "позиционный тупик авианосной тактики первого рода", если его можно так назвать: американцы, уступая японцам по числу "капитал шипов", раз за разом успешно срывали их наступательные операции при взаимных разменах кораблями (и обычно более тяжёлых потерях японцев в самолётах - к вопросу о том, что ж за чудо-машины "Зеро" с мега-асами в кокпитах).

В целом же эволюция штатных авиагрупп американских АВ весьма интересна:
Май 1942 г. ("Энтерпрайз") - 18 истребителей, 36 пикировщиков, 18 торпедоносцев.
Июнь-октябрь 1942 г. - наращивание числа истребителей до 27-36 за счёт ухищрений с разобранными/подвешенными к потолку ангара самолётов.
Июнь 1943 г. ("Эссекс") - 36 истребителей, 36 пикировщиков, 18 торпедоносцев
Октябрь 1944 г. ("Эссекс") - 54 истребителя, 24 пикировщика, 18 торпедоносцев.

То есть прирост водоизмещения и штатной вместимости флотского АВ (с 72 до 90 самолётов) сначала был целиком израсходован на истребители без прироста числа ударных самолётов, а потом - дальнейший рост числа истребителей (втрое (!) против мая 1942 г.) за счёт снижения числа ударных самолётов.

И это ещё - полистории, поскольку к "Эссексу" обязательно прикладывался "Индепенденс" - 24 истребителя, 9 торпедоносцев.

В итоге сравниваем. Силы Флетчера ("Йорктауна", "Хорнет", "Энтерпрайз") утром 4 июня 1942 г. - 79 истребителей, 101 пикировщик, 41 торпедоносец.

Сильнейшая группа TF38 утром 24 октября 1944 г., TG38.1 (три "эссекса" - "Хорнет", "Уосп", "Хэнкок"; два "Индепенденса") - 187 истребителей, 67 пикировщиков, 72 торпедоносца.

То есть на выходе:
1. Падение удельного веса ударных самолётов (с 64 до 43%)
2. Увеличение "удельной стоимости" ударного самолёта в расчёте на число кораблей/тонну водоизмещения.
3. Одновременно резкое увеличение оборонительных возможностей ("дальнобойные" радары, радары-"высотомеры", новые средства управления и наведения БВП, усиление ЗА, снаряды с радиовзрывателями), помноженное на резкое увеличение удельного веса истребителей.

Всё это, возможно, вело к "позиционному тупику авианосной тактики второго рода": есть основания сомневаться в том, что американская авианосная группа была в состоянии пробить оборону аналогичной по технологиям авианосной группы противника.

Что любопытно - даже в ситуации 1944-1945 гг. ПВО АУГ была в состоянии отбивать атаки крупных групп, хорошо видимых на РЛС. Но при наличии большого числа самолётов в воздухе и, соответственно, на экранах РЛС, всегда оставалась вероятность "откуда не возьмись одинокий пикировщик засадил в палубу", что имело место с "Индепенденсом" и "Франклином". Что отнюдь не лечило "позиционный тупик" в силу непредсказуемости события. И, в то же время, стимулировало - в сочетании с тактикой кампикадзе - дальнейшее наращивание числа истребителей на борту "эссексов".