От mina Ответить на сообщение
К Пехота Ответить по почте
Дата 31.08.2018 11:29:43 Найти в дереве
Рубрики Современность; Флот; Версия для печати

ссылка по теме

Боевые системы корветов ОВР.
https://vpk.name/news/149995_boevyie_sistemyi_korvetov_ovr.html

Задача ПЛО.


Решалась стоящими на вооружении ВМФ РФ МПК проекта 1124М за счет мощной низкочастотной ОГАС «Шелонь» (дальность обнаружения которой ПЛ в океанских условиях достигала 40км), позволявшей эффективно учитывать реальные условия гидрологии, высокой скоростью МПК на «подскоке» к очередной точке опускания ОГАС и групповых их действий в составе КПУГ. В конце 80х годов идея скоростных МПК с мощными ОГАС привела к созданию МПК на подводных крыльях (МПК ПК). К большому сожалению их разработчик – Зеленодольское ПКБ отказался от применения управляемых глубокопогруженных крыльев (реализованных в близком по водоизмещению проекте МРК разработки ЦКБ «Алмаз»), и это ошибочное решение, значительно ограничивавшее мореходность, во многом загубило прекрасную идею.


Для кораблей «классического типа», на замену 1124М, было принято решение о установке БУГАС, обеспечивавшей ее применение на ходу. Кроме того в начале 90х годов ВМФ было предъявлено требование базирования тяжелого противолодочного вертолета Ка-27ПЛ на всех противолодочных кораблях. Отсутствие в ВМФ легкого вертолета классической схемы поставило разработчиков корветов в очень жесткие условиях, потребовав значительно увеличения водоизмещения корабля. При этом еще в 90х нами была совершена очень большая ошибка, - если на западе сразу начали делать интегрированные противолодочные системы, с обеспечением совместной работы ОГАС и радиогидроакустических буев (РГАБ) вертолета и ГАС кораблей, для этого максимально возможно совместив их частотные диапазоны, то у нас получилось «лебедь рак и щука» - РГАБ, ГАС кораблей и ОГАС вертолета «сами по себе», причём на «физическом уровне» - разных частотных диапазонах, исключавшем возможной их оперативной модернизации и комплексирования.


Ситуация с оружием ПЛО развивалась не менее драматически. В начале 90х годов основным средством ПЛО перспективных надводных кораблей (НК) рассматривался малогабаритный противолодочный комплекс (ПЛРК) «Медведка». При этом принципиальная ошибка, в дальнейшем загубившая эту разработку была совершена самим ВМФ (28НИИ оружия, в 1997г. включённом в состав 1ЦНИИ ВМФ) в самом начале разработки. Не смотря на значительное увеличение дальности стрельбы от американского аналога – «Асрока», ВМФ требовал неуправляемую противолодочную ракету (ПЛР), и недостаточная точность на больших дистанциях стала одной из «ахилессовых пят» «Медведки». Увы, разработчики (МИТ), очень квалифицированные и дееспособные, спохватились поздно, и их предложения по разрешению этих недостатков запоздали. Сейчас можно лишь сожалеть что их потенциал оказался не использован ВМФ из-за очевидных ошибок 28НИИ. Характерно то что лицо осуществлявшее в 90х годах научное сопровождение разработки «Медведки» в 28НИИ узнало о наличии зарубежного аналога – «Асрока VLA» (с увеличенной дальностью и инерциальной системой управления (ИСУ)) только в …. 2013г., до этого момента оно было уверено что «на западе ничего нет», и этот факт наличия и массового серийного выпуска современного западного ПЛРК был «не замечен» не только им, но и многими начальниками 28НИИ и 1 ЦНИИ (что нашло отражение в известной монографии Кузина и Никольского).


Не менее сложно проходило разработка ПЛРК у уральского конкурента МИТ – ОКБ «Новатор». Рекламные материалы о экспортных модификациях ПЛРК показывают последовательное изменение вариантов боевых частей ПЛУР - авиационная противолодочная ракета АПР-3МЭ, модернизированная торпеда 294, в некоторых современных публикациях СМИ говорится об использовании новых боевых частей (торпед). Однако большой, еще советский, опыт ОКБ «Новатор» по созданию дальнобойных ПЛРК исключил выполнение им ошибки МИТ – попытке разработки дальнобойного ПЛРК с неуправляемой ПЛР. «Новаторовские» ракеты изначально имели инерциальную систему управления (ИСУ), т.е. являлись управляемыми ПЛР.


Еще одной ошибкой ВМФ (28НИИ и 1 ЦНИИ) было стремление «унифицировать» ПЛР, - идея «единой» ПЛР для НК и ПЛ. Внешне «красивая» эта идея имела целый ряд принципиальных пороков. Условия применения с больших глубин для ПЛ требовали особой конструкции ПЛР, в первую очередь прочности. Для НК это требование приводило к значительному росту массо-габаритным характеристик ПЛР, что резко ограничивало их боекомплект на борту. Наглядным примером этого тупика являлся СКР проекта 11540. Его «отцы основатели» из 1 ЦНИИ с гордостью заявляли что им удалось разместить номенклатуру вооружения БПК в водоизмещении СКР. При этом они абсолютно не понимали что мизерный боекомплект ПЛО (ПЛР) 11540, заведомо не обеспечивал эффективного решения задач ПЛО, и здесь снова возникает вопрос неоднократно поднимавшийся автором (статьи «Отечественное морское подводное оружие» и «Антикварный боезапас» ) вопрос заведомо «липовой» «классической теории эффективности» отечественного противолодочного оружия и крайне низкого уровня «математических моделей» обосновывавших его и противолодочное вооружение кораблей.


С позиций сегодняшнего для стремление создать «универсальную ПЛР» было большой ошибкой ВМФ. В результате ПЛР для УВП комплекса «Клаб» приобрела совершенно иной облик (и значительно полегчала) от лодочной ПЛР. Однако к этом результату мы могли прийти намного раньше и с меньшими затратами при изначально грамотной и обоснованной постановки задачи по разработке ПЛР «Медведка» в начале 90х (с установкой ИСУ и обеспечением применения с различных ПУ).


Работа по созданию активных средств противоторпедной защиты (ПТЗ) в 80х годах привела к созданию комплексов ПТЗ «Удав» (в 80х) и «Пакет-Э/НК» (в последующие годы). Первоначально задачи уничтожения атакующих торпед решалась за счет применения реактивных бомбометных установок (РБУ) с реактивными глубинными бомбами (РГБ) и средствами постановки помех (гидроакустического противодействия – СГПД). Увы, «изъяны теории» привели к созданию в 80х годах заведомо неполноценных комплексов. Если «огневыми средствами» (РГБ) задача ПТЗ с определенной эффективностью решалась, то принятые на вооружение в 80х снаряды помех (ГПД) к РБУ-6000 и КПТЗ «Удав» были заведомо устаревшими (с механическими излучателями шума и газовой завесой). Их крайне низкая эффективность против новых торпед была ясна разработчикам еще в начале ОКР, однако и они и ВМФ слепо делали заведомо тупиковую работу. Разработка этих бесполезных СГПД «успешно завершалась», они «успешно проходили испытания», серийно выпускались – будучи заведомо неэффективными в бою – еще один наглядный пример уровню «научного сопровождения» ВМФ.


В еще худшем виде это повторилось в 90х-2000х.


Разработка активных средств ПТЗ – антиторпед была начата в ГНПП «Регион» в конце 80х, первоначально только для ПТЗ ПЛ. Развитие микроэлектроники позволило в начале 90х поставить и гораздо более сложную задачу – обеспечения ПТЗ НК (комплекс «Пакет-Э/НК»). В 1998г., впервые в мире макетные образцы антиторпед продемонстрировали в сложных условиях успешные на торпеды, показав при этом высокую вероятность решения задачи ПТЗ. Тем не менее, дальнейший путь антиторпед на корабли оказался драматичным и сложным. И большой заслугой ряда лиц является то что они смогли в начале 2000х пробить вопрос их внедрения на новый корвет проекта 20380, значительно повысив тем самым возможности его ПТЗ.


Однако данное решение не обеспечивает полного решения задачи ПТЗ. Не вдаваясь в подробности, на сегодняшнем уровне развития техники задача ПТЗ не может быть решена одними антиторпедами. Также задача ПТЗ не может быть решена одними СГПД – необходимо комплексное применение этих средств. При этом необходимо объективно понимать малую эффективность таких «классических» СГПД НК как буксируемые ловушки («Никси», «Змей») против современных торпед. Применение современных выстреливаемых СГПД (типа МГ-94М и новых) должно осуществляться в единой комплексной модели ПТЗ корабля и соединения.


В начале 2000х годов было принято решение о включении в состав комплекса «Пакет-Э/НК» новой малогабаритной торпеды с высокими ТТХ. В среде специалистов есть разные мнения об этом решении (особенно с учетом непростой обстановки начала 2000х), однако по мнению автора – это решение было абсолютно верным, и очень перспективным. Непростая судьба «Малышки» (как первоначально называлась эта тема) была связана в первую очередь с сложной обстановкой сложившейся вокруг отечественного торпедного оружия на рубеже 2010г.


Вместе с тем были допущены и серьезные ошибки. Одним из них стало решение о применении боевых средств «Пакета» (торпеды и антиторпеды) из специализированных ТПК (аналогично ракетам). «Обоснование» проталкивавшими это лицами было исключить эксплуатацию торпед на флоте (с поставкой ТПК с изделием от промышленности в готовом виде). Данное решение является одной из фундаментальных ошибок «Пакета» и должно быть пересмотрено.


Первое. Торпеда это не ракета, сложные условия среды применения требуют проведения массовых (много более чем ракет) торпедных стрельб – как на этапе доводки (испытаний), так и на флоте (для освоения). Подготовка торпед в ТПК «в промышленности», по ряду причин, на корню рубит возможность выполнения необходимой статистики стрельбы флотом.


Второе. Малая статистика стрельб в период испытаний неизбежно приводит к наличию «скрытых дефектов». Это объективный процесс для сложных технических систем, и только эксплуатация (переприготовление) торпед флотом позволяет их действительно вскрыть и устранить.


Третье. ТПК наложили жесткие ограничения на возможности погрузки боевых средств и размещение комплекса «Пакет-Э/НК» на корабли. То что раньше грузилось «практически руками» стало требовать мощного крана и демонтажа корабельных конструкций. При этом принятая схема загрузки «сверху» весьма затруднила модернизацию кораблей.


Четвертое. Применение ТПК резко ограничило располагаемый боекомплект на наших НК. Для сравнения, на западных кораблях торпедный боезапас превышает таковой на наших в 3-4 раза (!) за счет размещения его в едином для торпедных аппаратов (ТА) и вертолета торпедном погребе. А пневматическая система стрельбы западных ТА (в отличии от наших ТПК) обеспечивает минимальные нагрузки на корабельные конструкции, обеспечиваю установку легких ТА где угодно.


Главным же для корветов проекта 20380 стало то, что потеряв «легкую «Медведку» для легкой ПУ» ВМФ остался с ПЛР для сравнительно тяжелой УВПУ, а корветы проекта 20380, ее не имевшие, - без ПЛР. Отсутствие же в боекомплекте ПЛР ставит корвет под расстрел практически любой ПЛ противника, имеющей гораздо большие дистанции эффективной стрельбы. Вертолет в данной ситуации может оказать лишь ограниченную помощь, т.к. имеет скорость много меньше ПЛР, значительные ограничения по условиям применения, ограниченный запас керосина на корабле и боекомплект из всего лишь одной торпеды (АПР).


Устранение этого недостатка планировалось на корветах проекта 20385, с УВПУ. Однако они имели значительно большее водоизмещение и стоимость, а в связи с отказом от поставки фирмой MTU дизелей и редукторов, вопрос строительства проекта 20385 отодвинулся на неопределённый срок.


В сегодняшних условиях единственно возможным вариантом решения данной проблемы является обеспечение установки ПЛР на штатные ПУ ПКРК «Уран» (в новом ТПК и с доработкой систем стрельбы). Комплекс из ПКР «Уран» и ПЛР решает практически все огневые задачи корвета в ближней морской зоне по борьбе с надводным и подводным противником.


Отдельный вопрос – необходимость наличия в составе вооружения корвета пусковой установки (ПУ) типа «РБУ». Существует широко распространённое мнение что такие ПУ «устарели», «не нужны» и т.д. Однако это абсолютно не так, - начиная с того что даже для самых современных торпед крайне сложной является задача борьбы с ПЛ лежащими на грунте, заканчивая тем что с этой ПУ могут применяться самые различные боевые средства. Т.е. она должна быть, в виде универсальной наводящейся ПУ для применения широкой номенклатуры боевых средств (и не только ПЛО).


Как уже отмечалось в статье «Схема двойного превосходства» необходимо разумное ограничение требований к системам поиска ПЛ для снижения их стоимости и обеспечения большой серийности новых корветов ОВР. Принципиальным здесь является «унификация частотных диапазонов» ГАС (аналогично новым зарубежным ГАС). При этом необходимо учитывать, что вопросы новых средств поиска ПЛ сегодня на западе не только частично «закрываются», но и «маскируются» заведомой дезинформацией. По этой причине необходимо внимательно и осторожно подходить к анализу зарубежных материалов, однако необходимость унификации частотных диапазонов различных ГАС для обеспечения работы в единой «сети» не подлежит сомнению.





Частотные диапазоны современных зарубежных ГАС
Источник: Максим Климов


Основным частотным диапазоном многопозиционной работы современных западных ГАС является 1-3 КГц (с обеспечением функционирования в нем практически всех новых ГАС), дополнительным – сотни Гц.


Особенно хотелось бы подчеркнуть роль низкочастотной (сотни Гц) «подсветки» для авиационных радиогидроакустических буев (РГАБ) авиации, которая позволила резко повысить поисковый потенциал авиации при работе по малошумным целям в сложных условиях.





Частотные диапазоны современных отечественных ГАС (на примере экспортных модификаций):
Источник: Максим Климов


В сравнении с западными ГАС (фактически комплексными многопозиционными системами), то что имеем мы напоминает «лебедь рак и щука». Очевидно, что первой, наиболее простой и эффективной мерой для разрешения этих недостатков должно быть создание мобильного носителя низкочастотного источника «подсвета» обеспечивает резкое повышение боевых возможностей противолодочного потенциала кораблей и авиации ВМФ.


Оптимальными частотами для этого источника являются:
•1-2 КГц (например использование штатных излучателей ГАС «Виньетка» или новой малогабаритной ГАС «Барракуда»);
•сотни Гц (обеспечивающие значительное увеличение дальности обнаружения ПЛ в сложных условиях).


Наиболее острая проблема – отсутствие у нас аналогов западных мощных низкочастотных вертолетных ОГАС, проблема эта соответствующими организациями осознана и работы по ним ведутся.


В этих условиях массовый и дешевый противолодочный безэкипажный катер (БЭК), может и должен компенсировать недостаток кораблей основных классов и недостатки ГАС НК и вертолетов.


Таким образом оптимальная номенклатура комплексных противолодочных средств перспективного корвета+ представляется –


Средства обнаружения:
•подкильная ГАС «типа усовершенствованная широкополосная Платина-МЭ» (причем крайне целесообразно ее размещение на пилоне, с обеспечением максимально возможной глубины работы, не смотря на значительные эксплуатационные ограничения такого решения);
•ГАС освещения ближней обстановки и целеуказания антиторпед - «Пакет-А» или сферическая ГАС типа «Эхопоиск»;
•новая ГПБА с уменьшенной стоимостью и массо-габаритными характеристиками;
•НЧИ, в «шланговом исполнении» типа «Барракуда» (на корвете и безэкипажных катерах);
•низкочастотные (100 и менее КГц) гидролокаторы бокового обзора (ГБО) БЭК, обеспечивающие обнаружение мин и лежащих на грунте ПЛ;
•модернизированные РГАБ РГБ-16МК (с обеспечением их применения с вертолета, самолетов ПЛО и пусковой установки самого корвета);
•новая низкочастотная ОГАС вертолетов (или, на период ее разработки модернизированная ОГАС «Рось-ВМЭ» с реализацией многопозиционного режима работы);
•многоразовые широкоапертурные развертываемые системы обнаружения ПЛ (элементы авиационных систем и СОПО).

с комплексированием их на основе единой системы обработки на борту корвета (вертолета, самолета ПЛО).


Средства поражения ПЛ и самообороны (ПТЗ):
•противолодочные ракеты, применяемые с ПУ ПКРК «Уран»;
•унифицированные с боезапасом вертолета малогабаритные торпеды-антиторпеды (при этом необходимо внедрение телеуправления на торпеды калибра 32см, с обеспечением их хранения в едином погребе авиационного боезапаса и применения с обычных пневматических ТА);
•антиторпеды (до модернизации малогабаритных торпед М17Э (с обеспечение решения задачи АТ) и разработки новых сверхмалых антиторпед – М15Э, с применением ее с ТА);
•реактивные глубинные бомбы (РГБ) ,в т.ч. с новыми боеприпасами и СГПД применяемые с универсальной пусковой установки.


Очевидна особая роль отводимая в этом комплексе БЭК – «подсвет» различных ГАС НЧИ и обнаружение лежащих на грунте ПЛ ГБО. Необходимо значительное (не менее 4) количество БЭК на борту, что в сочетании с обычными катерами требует наличия на борту не менее 6 БЭК и RIB.


При этом БЭК «нового корвета» должны решать задачу «старого КПУГ МПК», с обеспечением значительной зоны освещения обстановки, обнаружения ПЛ лежащих на грунте, быстрой классификации обнаруженных контактов авиационными средствами и поражение их с больших дистанций ПЛР корвета и авиацией.


На первый взгляд предложенная система поиска выглядит гораздо сложнее и дороже чем «классические средства». Однако это не так, т.к. резкое повышение комплексной эффективности позволяет значительно снизить требования к составным частям и их стоимость.


Особо необходимо остановиться на взаимодействии «новых корветов ОВР» и систем освещения подводной обстановки (СОПО).


Необходимо подчеркнуть два принципиальных требования к эффективной СОПО ВМФ:
•обеспечение высокой боевой устойчивости;
•обеспечение сетецентрического принципа в работе с возможностью «включения в сеть» СОПО на «тактическом уровне» всех действующих в районе сил ВМФ и ВС РФ (вплоть до отдельных образцов оружия).


В некоторых источниках выказывалось мнение о необходимости для ВМФ «кораблей ОПО»: Концепция создания корабля ОПО (на базе проекта 20180), разработанная НИЦ РЭВ ВМФ 24 ЦНИИ МО, рассмотрена и одобрена на заседании ВТС ВМФ 19.06.2010 г.


Основным назначением корабля ОПО является освещение подводной обстановки в заданном районе Мирового океана с использованием широкой номенклатуры гидроакустических и неакустических средств ОПО в интересах:
•обеспечения боевой устойчивости отечественных РПЛ СН;
•вытеснения многоцелевых иностранных ПЛ за границы применения ими высокоточного оружия по территории РФ;
•обеспечения проведения специальных операций ВМФ в оперативно важных районах Мирового океана;
•обнаружения и вывода из строя развернутых в территориальных водах РФ иностранных средств подводного наблюдения.


Кроме того, на корабль ОПО могут быть возложены следующие задачи:
•ведение всех видов разведки (гидроакустической, радио-, радиотехнической, визуальной);
•участие в спасательных и других операциях, проводимых ВМФ;
•выполнение научно-исследовательских задач в области гидроакустики и гидрографии.


С таким мнение нельзя согласиться, из-за «полугражданской платформы» такого корабля (проекта 20180). Кораблем ОПО и должен быть массовый корвет ОВР, обеспечивающий не только освещение подводной обстановки, но и имеющий эффективную ПВО и ПКР.


При этом корветы ОВР должны обеспечивать не только «включение в сеть» (с обеспечением как гидроакустической связи, так и непосредственного широкополосного подключения к развернутым элементам ОПО), но и возможность установки-выборки как «датчиков», так и средств поражения (перспективных мин).

Отдельный вопрос – противоминные системы новых корветов.


Наличие БЭК с ГБО позволяет обеспечить эффективное обнаружение донных мин. При этом целесообразно наличие в боекомплекте корвета ограниченного количества одноразовых НПА-уничтожителей для обеспечения пробития выходного фарватера. Установка специализированных противоминных систем на корветы нецелесообразна, - эта задача требует специализированных кораблей и экипажей, с соответствующим специальным курсом боевой подготовки.

...