От Гегемон Ответить на сообщение
К All
Дата 26.05.2005 13:05:52 Найти в дереве
Рубрики Современность; Версия для печати

Войска внутренней безопасности versus «Легкая пехота» (ответ Дм. Козыреву)

Пара соображений
1. Угрозы
Сценарий утраты независимости и оккупации нашей страны в целом может выглядеть следующим образом. Для обоснования миротворческой акции на нашей территории пройдет волна диверсионно-террористических актов. Они будут совершаться одновременно в разных местах и послужат фактором, отвлекающим внимание от реальных операций. Под их прикрытием команды сил специальных операций «развитых стран» выйдут к важнейшим военным объектам – пусковым шахтам и местам складирования ядерного оружия, пунктам управления войсками и космической группировкой – и наведут на них массированный удар крылатых ракет.
После этого произойдет высадка тяжелых механизированных группировок на важнейших направлениях, и объединенный воздушно-наземный эшелон понесется занимать районы складирования оружия массового уничтожения и пункты управления.
Сопротивление им будет оказано только очаговое, поскольку политические элиты будут видеть в оккупационных силах спасение от альтернативы «диктатура / анархия» и новые возможности обогащения, а для остальных с экранов будут литься речитативы о борьбе с террором.
Восстановление организации органов безопасности и вооруженных сил по образцу 1980-х гг. не даст практически ничего. Во-первых, вернуться в прошлое не хватит никаких средств. Во-вторых, именно эта система обеспечения безопасности страны обанкротилась к 1991 г. В-третьих, угрозы с тех пор изменились, хотя противники остались все те же.
Это я не для нагнетания апокалиптической истерии. Это для обозначения наиболее неприятного хода событий.

2. «Экспозиция»
В настоящее время терроризм рассматривается как изолированные акции небольших групп, а не масштабные операции вооруженного подполья при поддержке сил специальных операций. Соответственно, противодействие акту войны строится как полицейская операция. А между тем, терроризм – это всего лишь способ ведения боевых действий.
Специальные войсковые формирования внутри страны вынуждены противодействовать диверсионно-террористическим группам, которые уже начали операцию и владеют инициативой.
Если вражеская группа захватила объект, то ее нужно блокировать 2 кольцами, чтобы исключить удар в спину, и обеспечить условия для действий спецназа спецслужбы, подготовленного для штурмовых действий – создать запретную зону, вывести из нее гражданских лиц, совместно с оперативниками спецслужбы задержать подозрительных, подавить возможные беспорядки и задержать их зачинщиков, оборудовать позиции.
Если противник пытается прорваться и уйти от преследования, войсковые формирования должны перекрыть пути отхода, организовать на них оборону и принудить противника к сдаче.
Исторически эти задачи решали в СССР 2 рода войск, входившие в систему НКВД, КГБ и МВД – ПВ и ВВ. При этом ВВ действовали как вспомогательная сила органов внутренних дел и государственной безопасности, а ПВ сами по себе были разведывательно-контрразведывательным органом, обеспечивающим охрану территории государства.
В 1980–1990-х гг. система войскового обеспечения была дезинтегрирована, и из нее были выделены функционально специализированные подразделения.
Пограничные войска, обладающие собственными разведорганами и обладающие большим опытом в сотрудничестве с населением, ограничиваются своими традиционными задачами – кстати, наиболее соответствующими понятию «борьба с терроризмом».
Функции ВВ по содействию милиции в задержании опасных преступников и обеспечении общественного порядка были переданы ОМОН – по сути, профессиональным войсковым формированиям, обеспечивающим условия для действий милиции.
Конвоирование и охрана осужденных, а также подавление беспорядков и террористических действий в местах лишения свободы переданы в ГУИН Министерства юстиции, имеющий собственные вооруженные формирования.
Оперативные части ВВ превращены в плохо оснащенные и плохо подготовленные к общевойсковым действиям мотострелковые части, призванные обеспечивать видимость военного присутствия государства.
Параллельно с подразделениями спецслужбы и милиции сформированы отдельные отряды и роты СпН ВВ, предназначенные для прямого противодействия террористам, их захвата и уничтожения. Они с кон. 1980-х гг. постоянно обеспечивали действия спецслужб.
Наконец, в ряде случаев для обеспечения действий антитеррористических формирований привлекались подразделения СпН ГРУ, что в принципе не их задача.

3. Необходимые элементы
Имеет смысл говорить не об этих отдельных категориях войск, а о формированиях (войсках) внутренней безопасности, которые должны локализовать диверсионно-террористическую группу, организовать оборону и обеспечить действия оперативников-боевиков из спецслужбы.
Последнее объясняется тем, что захват хорошо подготовленного и оснащенного бойца требует очень высокого уровня подготовки, которого трудно добиться от солдат срочной службы. Не случайно оптимизированный для разведки спецназ ГРУ организован в бригады, и людей для них всегда хватало, а ориентированные на штурмовые действия отряды СпН ВВ не удалось развернуть даже в полки – не хватает подходящего человеческого материала.
Поэтому первый необходимый элемент – это профессиональное формирование оперативников-боевиков спецслужбы, которые могут захватить террориста/диверсанта и допросить его либо передать дознавателям.

Второй необходимый элемент – это формирования, которые могут обеспечить их действия среди гражданского населения: блокировать, сформировать охрану и оборону внутреннего и внешнего кольца оцепления, задержать подозрительных, прикрыть работу оперативников среди враждебно настроенного населения.
Войсковые формирования внутренней безопасности должны иметь минимальное время реагирования, то есть дислоцироваться вблизи угрожаемых объектов – а такие объекты, как школы, электростанции и цистерны с аммиаком, равномерно распределены по всей территории страны. Войска внутренней безопасности должны хорошо знать местность и находиться в хороших отношениях с местным населением, а это предполагает отказ от экстерриториального принципа их комплектования.
При действиях внутри страны эти функции могут исполнять территориальные и транспортные ОМОНы, сформированные в свое время как раз для таких целей. Это вполне возможно, поскольку омоновцы не всегда крышевали ларьки на рынке – все зависит от людей и организации службы. Вооружение ОМОНов усиливается РПГ, 12,7-мм винтовками и едиными пулеметами.
При действиях против партизан на территории, где гражданские органы власти недееспособны, необходимо привлекать военную полицию. Отсутствие штатных органов дознания и предварительного следствия, а также исполнительных органов, принуждающих правонарушителей к повиновению – характерная особенность нашей армии. Эти функции у нас выполняют особые отделы (то есть контрразведка) и комендантские части (караулы, патрули, регулировщики и гарнизоны гауптвахты). Выполняют плохо, поскольку в военных учреждениях и частях воруют и избивают, время от времени – убивают, а с вооруженными дезертирами потом воюет ГАИ.
Представляется рациональным официально возложить функции расследования уголовных преступлений и охраны тылов армии на органы военной контрразведки и подчинить им оставшиеся формирования ВВ с преобразованием в маневренные части военной полиции (милиции).
Маневренные части военной полиции особого назначения (сегодняшние отряды СпН ВВ) должны рассматриваться как военно-полицейский резерв, позволяющий локализовать совершившийся прорыв на границе или обеспечить безопасность работы оперативно-следственного аппарата в опасном (например оккупированном) районе. Среди прочего это позволит избежать создания отдельного спецназа Пограничных войск.

Третий элемент – войска, которые фактом своего присутствия и своим вооружением обеспечивают безусловное превосходство в вооружении и контроль над территорией.
Внутри страны это могут быть армейские территориальные учебные части и резервисты, которых все равно рано или поздно придется создавать для обеспечения обороноспособности страны. На оккупированной территории – общевойсковые соединения, в зоне ответственности которых действуют войска безопасности.

4. Интеграция
В целом интегрирование сил внутренней безопасности тормозит расчлененность оперативных и войсковых формирований по различным службам. Наиболее слабым звеном здесь является МВД, которое лишилось значительной части своих функций: контрразведки и обеспечения политической безопасности (в 1950-х гг.), организации гражданской обороны (в 1950-х гг.), противопожарной службы и надзора за безопасностью промышленных установок (в 1990-х гг.), охраны мест заключения и исполнения приговоров (в 1990-х гг.).
По существу МВД превратилось в службу государственной полиции с приданными ей войсковыми формированиями неясного назначения. Имеет смысл довести реорганизацию до конца и включить полицейские управления в общую систему безопасности на правах отдельной службы.
Изъятые из систем МВД и Минюста СОБРы должны стать региональными (или специализированными) формированиями антитеррористического назначения
Следующим шагом должно стать формирование войск внутренней безопасности, включающих маневренные части военной полиции, ОМОН, пограничные войска и дежурные роты учебных полков.
Вся система должна строиться в 4 этажа:
1) орган разведки и контрразведки (центральный или региональный);
2) оперативно-боевое формирование антитеррора (группа «А» или СОБР);
3) войсковое формирование внутренней безопасности (маневренный отряд военной полиции СпН или местный ОМОН).
4) ближайшее подразделение территориальных войск.

В случае вооруженного восстания с отторжением части территории (вариант – появления на границе враждебного квазигосударства-лимитрофа) на эту территорию должны войти полноценные общевойсковые соединения (воздушно-десантные и тяжелые) и сломить организованное сопротивление.
Их должны сопровождать формирования военной полиции и войск внутренней безопасности, которые и будут противодействовать диверсионно-террористическим формированиям: организуют контрразведку и охрану территории, зачистят населенные пункты и интернируют подозреваемых, организуют блокаду и прочесывание участков местности, на которых могут скрываться партизаны.
И поскольку операции должны проводиться в зоне контроля / досягаемости своих войск, формирования силой более батальона / легкого полка с вооружением мощнее 120-мм минометов не нужны.

А создание соедиений «легкой пехоты» я полагаю не очень целесообразным


С уважением