От Boris Ответить на сообщение
К apple16 Ответить по почте
Дата 27.05.2005 21:37:47 Найти в дереве
Рубрики Современность; Флот; Версия для печати

А не только кораблям не повезло -

Доброе утро,
Список безвозвратно утраченных образцов техники длинный. Вот несколько примеров. На рубеже 50-60гг Ярославский автозавод стал моторостроительным, производство собственно автомобилей на нем прекратилось, его перевели в Минск и Кременчуг. Хранившиеся на заводе образцы грузовиков 20-30гг, Я и ЯГ, были сданы в металлолом. Сейчас таких машин нет НИ ОДНОЙ. В 1967 году в Бронницах был основан НИИ-21 Минобороны, для испытаний автомобильной техники, соответственно он был подведомственен автомобильному управлению - ЦАВТУ. Создавался он, как я понимаю, на базе какой-то организации типа тракторного полигона, подчинявшегося артиллеристам, т.е. ГРАУ. Результат: сданы в металлолом имевшиеся там машины, в том числе арттягачи "Коминтерн" и "Ворошиловец", последних там было два, с дизелем В-2 и с бензиновым двигателем М-17. После перевода железных дорог на электротягу началось массовое списание из инвентаря (это так в МПС называется) старых паровозов. ДЕСЯТКИ типов паровозов исчезли, а то, что удалось собрать, результат разгильдяйства сборщиков металлолома. В 1949(?) году в городе на Неве закрыли выставку, посвященную обороне Ленинграда, в связи с одноименным делом. Подлинный самолет Героя Советского Союза Покрышева был списан. В 1960 году территория ЦАКБ (название после войны менялось, но директором всегда был В.Г.Грабин) была передана нынешнему НПО «Энергия». Если верить книжкам, коллекцию опытных и серийных орудий, наших и иностранных, отправили в металлолом. А в музее НПО о деятельности предшественников нет вообще ничего, его сотрудники про это не знают. Спрашивал сам.
Причин несколько:
-содержание подобных экспонатов очень дорого, а интерес к ним был по ряду причин невелик
-создание музея было крайне сложным, хлопотным и дорогостоящим делом, не сулившим скорее всего никому из причастных начальников никаких лавров
-тратить деньги на поддержание в приличном виде старой техники было проблематично из-за бюрократических преград: нет статьи и все. Сейчас просто вечная нехватка всего и вся, особенно несерийного, в промышленности несколько забылась
-ведомства не проявляли инициативы, «вышедший с предложением» начальник автоколонны или депо рисковал получить еще одну головную боль вместо благодарности и упреки в том, что выполнению плана мешает непрофильная занятость
-возможно, что партийные органы с недоверием воспринимали инициативы на местах, подозревая крамолу по принципу: хочет сохранить паровоз 19 века, значит восхваляет царский строй
-в условиях Советского Союза 50-70 годов сохранение многих памятников техники было идеологическим минным полем: тяжелые последствия оставила кампания борьбы за русское первенство, импортные моторы на тех же ярославских грузовиках смотрелись наверное не очень выигрышно, за паровоз держался член антипартийной группы Л.М.Каганович, ленд-лиз не очень хотели вспоминать
-и главная , наконец, причина : «мы ленивы и нелюбопытны» (С) Карамзин

С уважением, Boris.