От B~M
К mpolikar
Дата 30.10.2008 15:57:22
Рубрики Прочее; 11-19 век; Современность; Политек;

Фееричное буйство фантазии (-)


От mpolikar
К B~M (30.10.2008 15:57:22)
Дата 30.10.2008 16:39:23

возможно, это результат творчества каких-то казахских исследователей

Если Вы в теме, может быть, дадите иную версию?

От B~M
К mpolikar (30.10.2008 16:39:23)
Дата 31.10.2008 02:48:18

карта расселения племён 100 лет назад (только Казахстан)


[300K]



От mpolikar
К B~M (31.10.2008 02:48:18)
Дата 31.10.2008 12:11:49

спасибо! (-)


От B~M
К mpolikar (30.10.2008 16:39:23)
Дата 31.10.2008 00:07:44

Re: возможно, это...

> Если Вы в теме, может быть, дадите иную версию?

Достаточно полного и академичного исследования казахских родов не существует и вряд ли когда появится. Из серьёзных работ можно рекомендовать Востров В.В., Муканов М.С. Родоплеменной состав и расселение казахов (конец XIX - начало XX в.) — Алма-Ата: Наука, 1968. Как заметил один из первых казахов, попытавшихся написать об этом, Шакарим Кудайбердиев, "Родословные наших предков большей частью основаны на всевозможных слухах и передавались из поколения в поколение, подобно сказкам и устным преданиям. Авторы подобных родословных таким образом хотели прослыть знающими, другие – показать свою родовитость, немало среди них и таких, кто на свой лад переиначивал услышанное, а потому сочинения их ошибочны и лживы." Ну вот примерно такие побасенки и излагаются чаще всего в Интернете. Конкретно по приведённому вами отрывку - названия родов приведены правильно, всё остальное - трава. Например, кожа (они же ходжа - например, ходжа Насреддин) считаются сеййидами, т.е. потомками Мухаммеда, что давало по шариату определённые преимущества (освобождение от телесных наказаний, например). При этом сами они (тот же Мегахомяк) могут называть себя арабами, но скорее чтобы к ним не приставали с межплеменными разборками. Торе тоже считаются чингизидами, при этом кожа и торе активно роднились и дальше к югу их часто путают (торе вообще может становится обращением вроде "господин"). В отличие от кожа и торе, имевшихся во всех жузах, суннаки - это локальная этническая группа под Чимкентом. Роды - "потомки ассимилированных" тоже названы с большой долей условностьи, они обычно входят в структуру жузов. Например, с башкирами связывает своё происхождения род естеков в Младшем жузе. Жаппасы входят в средний Жуз и к неграм отношения не имеют. Про обмен сиротами - ну, вы поняли. Подрод кыргыз входит в род аргынов Среднего жуза (скорее всего, после походов Аблай-хана на киргизов в 1760-х), а также в подрод андас рода жалайыр Старшего жуза (здесь их возводят к жене-киргизке одного из вождей), родов "казах" у киргизов вроде нет. Вообще канонического списка даже родов верхнего уровня не существует (хотя у меня есть карта расселения родов, составленная, видимо, по книге Вострова и Муканова - могу выложить, как дойду до дома, но там только в границах Казахстана). А уж с дальнейшим делением и вовсе полна путаница - ещё цитата из книги Казахи — Алматы: Казахстан, 1995 (книга популярная, но ещё в традициях советской исторической школы):
Следует также отметить, что для обозначения многочисленных уровней родоплеменной структуры современная историография не располагает соответствующими понятиями. В казахском языке употребляются обычно всего лишь несколько терминов (ата-баласы, ру, тайпа, арыс, ел и др.). Они не имеют четкого смыслового значения и носят нередко универсальный характер. В русском языке такого рода терминов также немного, а их употребление носит искусственный характер. Поэтому в последнее время широкое хождение получили термины "клан" , "фратрия", "линидж", "патронимия" и т. д.