От BP~TOR
К avro
Дата 06.05.2015 09:10:45
Рубрики Фортификация; Артиллерия;

На 1944 год в Мурманске грузили 257 вагонов среднесуточно

публикация на сайте Мурманского архива
"Вклад железнодорожников Кировской магистрали в Победу"
http://murmanarchiv.ru/index.php/component/content/article/50-2015-03-31-07-08-56/497-2010-04-21-06-05-34
>У меня дед служил в ПВО в Мурманске в 1944-45м. Говорит, что ежедневно по 30 поездов отправляли. Это цитата. Не верится, поэтому интересны объемы, хотя бы примерные. То, что даже паровозы привозили в Мурманск на судах - факт, есть фото.
в упомянутой выше публикации написано:
"С января 1942 г. в Мурманск начали приходить караваны судов союзных стран с грузами ленд-лиза, жизненно необходимыми нашей стране (танки, самолеты, автомобили, продовольствие). «Мурманский Торговый порт и северный участок Кировской железной дороги в период Отечественной войны выполняли общую задачу по быстрейшей доставке грузов, прибывающих из союзных стран, в глубь страны. С этой задачей коллективы портовиков и железнодорожников успешно справились, мобилизовав рабочих, ИТР и служащих транспорта на самоотверженный труд по разгрузке караванов и доставке грузов в прифронтовых условиях», - читаем в докладной записке Обкома BКП(б) 1944 г., - «В дни Отечественной войны в связи с импортными и воинскими перевозками резко увеличилась работа Мурманского отделения и главным образом станции Мурманск. Это видно из следующих показателей: в 1944 г. среднесуточная погрузка на Мурманском отделении выросла по сравнению с 1940 г. со 131 до 257 вагонов»[9]."
[9]Государственный архив Мурманской области (ГАМО), ф.П-1, оп.2, д.316, л. 1,2.
1)По числу вагонов можно определить количество эшелонов (Железный дорожник, я полагаю, проконсультирует Вас по среднему числу вагонов в составе)

2) по сопровождению эшелонов бронепоездами можно почитать Манжосова и компании есть в сети (Глава Севернее Ленинграда — в Карелии)
http://militera.lib.ru/h/efimev_manzhosov_sidorov/09.html

3) О Мурманском районе ПВО в книге
Войска противовоздушной обороны страны. — М.: Военное издательство, 1968.
Глава вторая.
Войска противовоздушной обороны страны
во втором периоде Великой Отечественной войны
раздел
Противовоздушная оборона железнодорожных коммуникаций
http://militera.lib.ru/h/pvo/04.html

4) Об обеспечении движения по Кировской жд в период ВОВ было несколько публикаций Зелинской Юлии Николаевны (Петрозаводск)

От Железный дорожник
К BP~TOR (06.05.2015 09:10:45)
Дата 06.05.2015 10:26:57

Длина эшелона

Вообще к 1940-м годам уже был большой процент 4-х осных вагонов, но больше половины было ещё двухосных. Потому в то время часто вёлся подсчёт вагонов в "двухосном" исчислении. Два двухосных вагона = одному четырёхосному. На Мурманке к тому же был непростой профиль пути и плюс в основном линия была однопутная с ограниченной пропускной способностью. Средний состав там мог исчисляться в 60-70 двухосных вагонов. Учитывая разные погрешности, можно предположить, что ежедневно отправлялось 5-6 эшелонов, что для однопутной линии с учётом 1-2 пассажирских (максимум 8 поездов) является пределом пропускной способности.

От Железный дорожник
К Железный дорожник (06.05.2015 10:26:57)
Дата 06.05.2015 10:38:48

Re: Длина эшелона

Можно перепроверить расчёты по грузоподъёмности одного вагона. Грузоподъёмность одного двухосного вагона в то время - 18 (для старых НТВ) и 20т (для платформ и новых двухосных крытых).

От BP~TOR
К BP~TOR (06.05.2015 09:10:45)
Дата 06.05.2015 09:26:22

Там же

>публикация на сайте Мурманского архива
еще одна публикации, позволяющая оценить масштабы импорта проходящего через Мурманский порт
Обеспечение перевозок по ленд-лизу в годы Великой Отечественной войны

http://murmanarchiv.ru/index.php/exhibitions-events/2009-06-08-10-18-49/great-patriotic-war-on-the-kola-north/495-2010-04-21-06-11-22
"Мурманский порт начал разгрузку импорта с 20 декабря 1941 года, когда под разгрузку встал пароход "Декабрист", имея на борту примерно 7000 тонн импортного груза. 11 января 1942 года в Мурманск прибыл первый союзный караван в количестве 9 судов, в их числе пароходы "Рейхкоунд", "Анероид", "Эмпайэр Активитти", "Эмпайэр Рикчанд", "Эмпайэр Ховард", "Эмпайэр Халлей", советский пароход "Чернышевский". В январе Мурманский порт принял еще два каравана, в их составе были суда Мурманского пароходства "Старый большевик" и "Ижора".Порт начал обработку караванов в сложных условиях -большая часть ценного оборудования, портальные и плавучие краны были эвакуированы, не хватало кадровых рабочих, мобилизованных на фронт.

В зимнюю навигацию 1941-1942 гг., длившуюся 5 с половиной месяцев, с окончанием интенсивных перевозок в июне, порт принял 113 судов, обработал 407385 тонн импортных и 41137 тонн экспортных грузов."

"Зимняя навигация 1942-1943 гг. сократилась до 3 месяцев. В эту навигацию через Мурманский порт прошло 45 судов, обработано 214463 тонны импортного и 52243 тонны экспортного груза."

"К зимней навигации 1943-1944 гг. в помощь кадровым грузчикам прибыли бойцы Карельского фронта и Северного флота. В навигацию 1943-1944 гг. Мурманский порт принял 92 судна, переработал 624035 тонн импортного и 42118 тонн экспортного груза. В 1944 г. грузооборот порта достиг довоенного уровня."

Имея данные по грузопотоку, можете определить число условных вагонов и соответсвенно число условных эшелонов. И вывести среднесуточную цифру за навигацию.
Удачи..

От petrovich
К BP~TOR (06.05.2015 09:26:22)
Дата 06.05.2015 10:59:34

Re: Там же

>В зимнюю навигацию 1941-1942 гг., длившуюся 5 с половиной месяцев, с окончанием интенсивных перевозок в июне, порт принял 113 судов, обработал 407385 тонн импортных и 41137 тонн экспортных грузов."

Около 450 тысяч тонн - всего усредненных 450-500 эшелонов, 3-5 в сутки.

С уважением,
petrovich

От BP~TOR
К petrovich (06.05.2015 10:59:34)
Дата 06.05.2015 12:05:40

Экспортные грузили на корабли :)

им вагоны не требовались
>>В зимнюю навигацию 1941-1942 гг., длившуюся 5 с половиной месяцев, с окончанием интенсивных перевозок в июне, порт принял 113 судов, обработал 407385 тонн импортных и 41137 тонн экспортных грузов."
>
>Около 450 тысяч тонн - всего усредненных 450-500 эшелонов, 3-5 в сутки.