От ZhekaB
К All
Дата 02.07.2015 14:44:21
Рубрики WWII; ВВС; 1941;

По поставкам авиабензина в ВОВ

Такая вот информация попалась. Не знаю была или нет.
---
Для армии в годы Великой Отечественной войны было необходимо обеспечение моторными топливами и смазочными материалами, соответствующие уровню требований военной техники. Но в тоже время тыл также нуждался в горюче-смазочных материалах, мазуте и др.
Переработка нефти развивалась в годы войны с теми же темпами, что и добыча.
Исходя из оценки известного военного специалиста Службы горючего, генерал-полковника В.В. Никитина, нефтеперерабатывающая промышленность СССР в 1941 г: «…могла обеспечить потребность наркомата Обороны на год войны по авиационным бензинам только на 26,6 %, дизельному топливу на 67,5%, по авиационным маслам на 11,1%»
В те годы в Грозном действовало несколько заводов: 1-ый нефтеперегонный, 2-ой нефтеперегонный - позже были объединены в один завод № 420, 1-ый крекинг-завод и 2-ой крекинг-завод - позже были объединены в одинзавод № 867, 3-й нефтемаслозавод, газолиновый завод. В течение 1942 г., несмотря на тяжелое военное положение, грозненские НПЗ бесперебойно поставляли нефетепродукты фронту и тылу. Более того, именно в 1942 г. в Грозном впервые в СССР разработан процесс получения высококачественного алкилбензина. В августе 1944 г. на установке серно-кислотного алкилирования выработали промышленную партию высококачественного бензина.
В ГрозНИИ в то время дорабатывались технологические и конструктивные особенности каталитического крекинга. За создание и освоение отечественного процесса каталитического крекинга ученым, конструкторам и производственникам Б.К. Америку, К.Л. Лаврентьеву, З.Г. Оркиной, С.К. Макарову, В.С. Федорову и И.В. Бочкареву была присуждена Сталинская премия СССР. С началом войны, расположенные на Украине в Одессе, Херсоне, Бердянске, а также на Северном Кавказе в Краснодаре и Туапсе были демонтированы, а оборудование и часть кадров нефтепереработчиков были эвакуированы в восточные районы страны.
Нефтеперерабатывающие заводы обеспечили переработку практически всей добываемой нефти в стране (93 - 97%). При этом объем переработки составил в 1940 году 29,4 млн. тонн, а в 1945 году - 17,7 млн. тонн.
Переработка нефти осуществлялась в годы войны на трех заводах: им. Сталина, им. Андреева, Новобакинском заводе. Производство крекинг-бензина из мазута осуществлялось на крекинг-заводе им. Вано Стуруа; производство масел на заводе им. Джапаридзе, а также НПЗ им. Сталина, пиролиз керосина для получения толуола на заводе им. Буденного.
Всего за годы войны в США по ленд-лизу и в рамках советских заказов было поставлено 666 тыс. т авиационного бензина, из которых после отправки было переадресовано в другие места 37,65 тыс. т, так что чистая поставка составила 628,4 тыс. т. Кроме того, чистая поставка бензиновых светлых фракций из США в СССР достигла 732,3 тыс. т.
Помимо этого с Абаданского нефтеперерабатывающего завода Великобритания поставила в СССР 14,7 тыс. т авиационного бензина и 902,1 тыс. т бензиновых светлых фракций (эти поставки были компенсированы Великобритании США). К этому необходимо также добавить 573 тыс. т авиационного бензина, поставленного в СССР с нефтеперерабатывающих заводов Великобритании и Канады. В сумме все это дает 2850,5 тыс. коротких тонн авиабензина и светлых бензиновых фракций, полученных СССР из США, Великобритании и Канады, что равно 2586 тыс. метрических тонн. В Советском Союзе импортный авиабензин и светлые бензиновые фракции использовались почти исключительно для смешивания с советскими авиабензинами с целью повышения их октанового числа, так как советские самолеты были приспособлены к использованию бензинов с гораздо более низким октановым числом, чем на Западе. Поэтому фактически поставленный по ленд-лизу авиабензин был включен в советское производство авиабензина и составил, следовательно (вместе со светлыми бензиновыми фракциями), 51,5% от советского производства 1941—1945 гг.
Если же вычесть из итога советское производство авиабензина за первую половину 1941 г., оценив его примерно в половину от годового производства, то доля поставок по ленд-лизу поднимется до 57,8%. Получается, что поставки по ленд-лизу авиабензина, происходившие с августа 1941 г. по сентябрь 1945 г., в 1,4 раза превышали собственно советское производство. Из других источников снабжения авиабензином СССР смог захватить в 1944—1945 гг. 82,8 тыс. т. трофейного бензина в Румынии, Польше, Венгрии и Чехословакию что было каплей в море. Очевидно, что без западных поставок горючего советская авиация просто не смогла бы поддерживать свои войска в необходимом объеме.
Надо учесть также, что из-за гораздо более высоких октановых чисел западного авиабензина его роль в обеспечении советской авиации была на самом деле еще более значительной, чем это можно было бы заключить из одних только весовых показателей.
----
НЕФТЯНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Давыдова С.
gr.neftegaz.ru/file/Давыдова_СНО_2008.doc

Доля импортного авиабензина значительна. Но, имхо, оснований говорить о наличии дефицита авиабензина для фронта этот факт не дает.

От Alex Medvedev
К ZhekaB (02.07.2015 14:44:21)
Дата 03.07.2015 06:10:05

смесивые станции запустили только в 43-м году

а до это импортный бензин шел на импортную авитехнику. Так что как его могли включить в количество произведенного бензина до осени 43 непонятно.

От U235
К ZhekaB (02.07.2015 14:44:21)
Дата 02.07.2015 18:29:33

Надо еще учитывать тетраэтилсвинец

Точнее этиловую жидкость, которая серийно и массово производилась на заводе в Дзержинске. Если учитывать высокооктановые бензины готовившиеся тыловыми службами фронтов из отечественных бензинов и отечественной же этиловой жидкости, то фактор ленд-лизовского бензина может быть несущественным на этом фоне

От Claus
К ZhekaB (02.07.2015 14:44:21)
Дата 02.07.2015 18:23:22

Re: По поставкам...

>Доля импортного авиабензина значительна. Но, имхо, оснований говорить о наличии дефицита авиабензина для фронта этот факт не дает.

Здесь важна даже не доля импортного бензина, а сроки его поступления. По данным,которые на форуме приводились, получается, что основная масса поставок пришлась на последний год войны. И именно в последний год войны заметно выросло число боевых вылетов советской авиации, которое в предыдущие годы оставалось более менее постоянным, несмотря на резкие изменения численности авиации. Причем понятно, что весь американский бензин дело пустить не смогли, и часть его осталась неизрасходованной к концу ВОВ.

А дефицит бнензина прекрасно виден по баллансу производства и расхода. Когда только боевые части только ВВС (без тыла, флотской, дальней, гражданской авиации и ПВО) расходуют по 35-40% от производимого бензина, то очевидно что возможности для обеспечения топливом растущей авиации просто отсутствовали.
35-40% процентов расходуют боевые части ВВС, примерно столько же израсходуют остальные рода авиации. Плюс топливо для обучения пилотов в авиашколах и ЗАПах. В итоге расход примерно равен производству. И если какие то резервы для роста расхода топлива и были, то явно на уровне единиц процентов, ну максимум процентов на 10-20. В то время как рост численности авиации по сравнению с 1941м годом был лишь немногим меньше чем на порядок.
Да и ничем другим кроме дефицита топлива невозможно объяснить отсутствие роста числа вылетов вслед за ростом численности авиации и рост числа вылетов только в самом конце войны.
Точно также как ничем не объяснишь и падение интенсивности использования летчиков/самолетов в 3-4 раза в 1943-44годах, по сравнению с 1941м.

От Роман Алымов
К Claus (02.07.2015 18:23:22)
Дата 02.07.2015 18:27:53

Плюс Б-70 шел и танкам (-)


От Claus
К Роман Алымов (02.07.2015 18:27:53)
Дата 03.07.2015 14:23:50

Re: Плюс Б-70...

В табличке у Мелии Б-70 совсем небольшую долю составлял.
Все же в основном у нас был Б-78 и бензины на его основе, разбодяженные тетраэтилом свинца.