От Антон П
К All
Дата 09.12.2015 11:16:18
Рубрики Современность; Локальные конфликты;

"Гвардия "Пантеры"", боевой путь. Ч. 3. 1994 г.


Начало 1994 г. Сражения в Посавине
Стартовавшая в январе в Посавине 1994 г. операция «Тетима-94» стала очередной попыткой раздвинуть границы Коридора под Брчко. Восточно-Боснийский корпус использовал бригаду «Пантеры», 1-ю Посавскую пехотную бригаду, 2-ю Посавскую, 2-ю Семберскую, 3-ю Семберскую, 3-ю Маевицкую легкопехотные бригады, 3-й смешанный артполк и приданную для этой цели корпусу 5-ю Козарскую бригаду. Также в «Тетиме» приняли участие часть сил 65-го охранного моторизованного полка, а на заключительном этапе – 4-й моторизованный батальон 43-й Приедорской моторизованной бригады из 1-го Краинского корпуса. Задачей Восточно-Боснийского корпуса было овладение Врановачей и селом Бодериште.
Операция началась 17 января и с перерывами шла до конца апреля. Почти всё время на 1-м передовом КП находился сам начальник ГШ Ратко Младич, лично руководивший боевыми действиями. Погодные условия постоянно оставались крайне неблагоприятными. Успех был достигнут небольшой, на тактическом уровне: 2-я Семберская бригада продвинулась на 500-800 м. Обе стороны понесли серьёзные потери.

Новые бои на Маевице
Восточная часть гор Маевицы контролировалась ВРС, и сербская артиллерия держала под огнём почти всю захваченную мусульманами часть северо-восточной Боснии. Главным пунктом, за который сражались в маевицких горах сербы с мусульманами, была вышка ретранслятора на горе Столице (915 м), которая обеспечивала телевизионные и радиотрансляции и телевизионную связь во всём регионе. Весеннее наступление АРБиХ 1994 г. было предпринято с целью занятия Столице и её ретранслятора.
Столице защищала тактическая группа «Маевица» под командованием полковника Момира Зеца. В группу входило пять бригад, их численность достигала 7000 бойцов. Каждая бригада имела танковую роту на Т-34-85. Огневую поддержку обеспечивал батальон 3-го смешанного артиллерийского полка.
Непосредственно Столице защищала 2-я Маевицкая легкопехотная бригада. 1-я Маевицкая легкопехотная находилась северо-восточнее. В резерве группы стояли «Пантеры», 3-й батальон военной полиции и полицейский спецназ из столицы соседней Семберии.
Силы исламистов были представлены 4-й и 5-й оперативными группами 2-го корпуса. 4-я группа занимала Теочакский выступ и лес Сапну, вдававшийся в территорию Республики Сербской восточнее и северо-восточнее Столицы. 5-я группа действовала против 1-й Семберской, 3-й Маевицкой и основных сил 2-й Маевицкой легкопехотных бригад ВРС, оборонявших Столице. Она состояла из 1-й, 2-й и 3-й (впоследствии 250-й, 252-й, 253-й) Тузланских бригад и 1-й (впоследствии 255-й) Теочакской горнострелковой бригады «Хайрудин Месич» - постоянной противницы 1-й Маевицкой. Мусульманские силы достигали 8000 бойцов при 50 средних и 20 тяжёлых миномётах; танковой поддержки они не имели.
В апреле проходила подготовка к наступлению. 10 и 13 мая 1-я Теочакская, 205-я и 206-я горнострелковые бригады АРБиГ при поддержке подошедших танков после мощной артподготовки атаковали позиции 1-й Семберской и 2-й Маевицкой легкопехотных бригад. 11 мая была атакована Столице. Одновременно 1-я Теочакская горнострелковая и 206-я бригады атаковали гору Бань Брдо для отвлечения внимания сербов. Сербские бригады были сбиты с позиций у населённых пунктов Спасовине, Кикови и Колиевка. Часть сил 1-й Маевицкой бригады, которые обороняли Лисачу на южных склонах Маевицы (примерно 2,5 км южнее телевизионной вышки Столице) была отрезана. 14-15 мая атаки исламистов следовали постоянно, почти не прерываясь. Ретранслятор на горе был серьёзно повреждён, и вещание сербского телевидения временно прекратилось на значительной территории, вызвав тревогу и недобрые предчувствия у населения. Сложилась опасная ситуация – в значительной степени в моральном плане. Поливаемые свинцовым дождём и градом мин, оглушаемые воплями «аллах акбар!» защитники Маевицы выстояли и 15-16 мая контратаковали. 1-я Маевицкая бригада и 3-й разведывательно-диверсионный взвод деблокировали окружённых на Лисаче. Однако захваченные позиции у Спасовине и Кикови неприятель удерживал ещё пару недель, пока 27 мая их не отбила тактическая группа «Маевица» с бригадой «Пантеры», 3-м батальоном военной полиции и 3-м разведвзводом. Колиевку 1-я Маевицкая бригада освободила лишь 2 июня. По итогам майских боёв на Маевице был сделан ряд выводов: позиции заняты на объектах, способствующих условиям обороны, уделено большее внимание полевой фортификации, увеличено количество войск на передовой.
Особенно отличилась 2-я Маевицкая легкопехотная бригада и действовавший вместе с ней 3-й батальон военной полиции. Исламисты потеряли в наступлении много живой силы и к 20 мая окончательно выдохлись. Теперь их позиции и занятые ими населённые пункты подверглись обработке сербской артиллерии.
Через неделю приведённые в порядок части мусульман атаковали снова на тех же направлениях. Тактическая группа «Маевица» ответила контрударом и а этот раз во встречном бою отбросила боснийцев назад, вернув ряд населённых пунктов, потерянных ещё в апреле. В июне открылось очередное перемирие, и бои на Маевице временно прекратились. В будущем до конца года мусульмане ещё несколько раз будут пытаться отбить сербский ретранслятор, но всякий раз эти попытки не увенчаются успехом.

С 8 ноября 1994 г. и до конца месяца в районе вышки на Столице противник вёл наступление силами 206-й Годушской, 206-й Челичской, 1-й и 2-й Тузланских пехотных бригад. Первоначально войска АРБиГ отняли у 1-й Маевицкой бригады позиции на Великой Елице и снова отрезали силы на Лисаче (70 солдат). Потом мусульмане заняли Спасовине, Кикови и Аджину Косу, которые защищала 1-я Семберская бригада. Контрударом тактической группы «Маевица» (1-я Семберская, 1-я и 2-я Маевицкие, 3-й батальон военной полиции и 3-й разведвзвод) потерянные позиции были возвращены.
После этого тактическая группа и все свободные силы Восточно-Боснийкого корпуса («Пантеры», 2-й Сербский батальон и взвод Зворникской легкопехотной бригады) занялись деблокированием Лисачи. Операция шла с 9 до 25 ноября. 14 ноября 3-й разведывательно-диверсионный взвод и разведывательно-диверсионный отряд «Пеша» пробили вражескую оборону на Великой Елице, но при этом понесли тяжёлые потери (в том числе погиб командир «Пеши» Бошко Перич и получил ранение командир взвода). Больше успехов здесь достигнуто не было. Окружённых бойцов на Лисаче некоторое время снабжал вертолёт, управляемый подполковником Любомиром Продановичем, однако к 25 ноября они исчерпали средства для обороны и сложили оружие. Операция по их освобождению не удалась. После боёв в ноябре штабу Восточно-Боснийского корпуса пришлось перепланировать оборону в районе Столице.

Битва на Озрене
18 июня 1994 г. две оперативные группы АРБиГ «Босния» и «Восток» перешлт в генеральное наступление на горном плато Озрен. Они наносили сходящиеся удары, намереваясь окружить и разгромить большое количество сербских территориальных формирований. Первый день активных действий увенчался успехом для врага: растянутая жидкая полоска сербской обороны была смята, и быстро отходящие сербские солдаты смешались со спасающимися беженцами, которых бежало около тысячи человек.
Оперативная группа «Босния» к 24 июня отбросила на несколько километров 1-ю Вучьякскую бригаду ВРС и захватила 6 сербских сёл восточнее Завидовичей. Оперативная группа «Восток» откинула на запад части 2-й и 4-й Озренских бригад (соединения, набранные по территориальному принципу из местных жителей и оборонявшие свои родные места).
На 26 июня между передовыми частями мусульманских оперативных групп осталось всего три километра. 4-я Озренская бригада отрезалась от основных сербских сил в Возуче и попадала в укрепление. Гарнизон Возучи и отступившие к городу части упали духом, невесело оценивая перспективы длительной обороны. Главный город в Озренских горах оказался под угрозой вероятного скорого захвата. Мусульманские диверсионные отряды уже действовали в его окрестностях.
3-я Озренская бригада в районе высоты Близна на северо-западном направлении (против оперативной группы «Босния») с большим трудом сдерживала натиск исламистов.
Положение на Озрене было близким к катастрофе. Попавшую в угрожаемое положение Возучу решено было спасать стремительным и мощным контрударом. На Озренский выступ перебрасываются из состава 1-го Краинского корпуса два батальона 27-й Дервентской моторизованной бригады, части 1-го батальона военной полиции, 1-я и 9-я разведывательно-диверсионные роты и 9-й батальон военной полиции из состава из состава оперативной группы «Добой», знаменитый щтурмовой отряд «Волки с Вучьяка» - всего 1750 бойцов. Восточно-Боснийский корпус также своё самое надёжное соединение – биелинских «Пантер».
26 июня территориальной группе «Озрен», поддержанной силами 1-го Краинского корпуса, удалось остановить мусульманский натиск. Через два дня в бой вступили «Пантеры», в районе села Хайдаровичи нанеся сокрушительный удар по левому флангу оперативной группы «Босния». В том же районе были срочно сконцентрированы значительные силы сербской артиллерии, обрушившей на попятившегося неприятеля точный и губительный огонь. К 1 июля для оперативной группы исламистов создалась угроза окружения, и они начали отступление, вскоре превратившееся в паническое бегство. Окрылённые успехом «Пантер», на восточном участке фонта части территориальной группы «Озрен» перешли в контрнаступление на оперативную группу «Восток». К 5 июля все мусульманские войска на Озрене были отброшены на исходные позиции.
В ходе сорвавшегося наступления на Возучу мусульмане потеряли 1500 бойцов убитыми и ранеными. Битва на Озрене получила широкий резонанс во всём мире; большая статья о поражении боснийской армии у Возучи появилась на первой полосе крупной американской газеты «Вашингтон пост».
Манёвр крупными соединениями двух корпусов явился ярким примером оперативного искусства командования Войска Республики Сербской. Ещё одним доказательством талантливого ведения боевых действий служит массирование артиллерии и её грамотное применение по врагу. Однако к негативному опыту битвы на Озрене относится выявившаяся слабость территориальных соединений. При сильном ударе врага быстро терялось управление войсками и распространялась паника. Для восстановления ситуации требовалось вмешательство элитных соединений – в первую очередь, «Пантер».

«Бреза-94»: бои за «Бихачский карман» - самая крупная неудача «Пантер»
В августе 1994 г. командование ВРС и СВК разработало план совместного наступления в Бихачском кармане, обозначенный «Бреза-94». 1-й и 2-й Краинские корпуса ВРС должны были синхронно нанести удары на южном и восточном фронтах анклава. На востоке наступал 1-й Краинский корпус, возглавляемый непосредственно генералом Ратко Младичем. Перед 1-й Дрварской, 3-й Петровацкой, 17-й Ключской легкопехотными и 15-я Бихачской пехотной бригадами 2-го Краинского корпуса (5500 бойцов) стояла задача занять южный берег Уны и оседлать железнодорожную линию, идущую вдоль реки.
Из частей 1-го Краинского корпуса была сформирована тактическая группа, составленная из батальонов 5-й Козарской легкопехотной, 6-й Санской пехотной и 43-й Приедорской моторизованной бригад, 1-го батальона военной полиции и 1-й разведывательно-диверсионной роты. Восточно-Боснийский корпус направил сюда своё лучшее соединение – гвардию «Пантеры». Для поддержки тактической группы отряжалась 1-я Новиградская пехотная бригада. Силы СВК представляли 33-я Дворская пехотная бригада и батарея 155-мм гаубиц из состава 39-го Баньского корпуса.
Общий наряд войск, выделенных на проведение «Брезы», равнялся примерно 7000 бойцов, из них 4000 действовали в составе ударной группы.
Тактическая группа 1-го Краинского имела задачей наступать на город Отока вдоль северного берега Уны. После взятия города следовало наступать вдоль шоссе Отока – Босанска Крупа. Под Крупой намечалось соединение 1-го и 2-го Краинских корпусов.
Предполагалось при этом, что 5-й корпус АРБиГ быстро израсходует все резервы на препятствование наступлению на Отоку. После ввода в бой неприятельских резервов производился удар на Бужим силами «Пантер» и 33-й Дворской бригады СВК, на которые возлагалась решающая роль во всей операции. Их задачей был захват Бужима. После взятия Бужима следующей целью становился центральный город вражеского анклава – Цазин. Захват последнего приводил к раздроблению и неизбежному разгрому 5-го корпуса АРБиГ. Финалом операции задумывалось наступление на Бихач с севера (от Цазина) и с востока (от Грабежа).
Перед проведением «Брезы» командующий 5-м корпусом АРБиГ Атиф Дудакович недавно изгнал из «кармана» армию умеренного мусульманина, сторонника мирного сосуществования народов в Боснии Фикрета Абдича и имел возможность использовать своё мощнейшее объединение в полную силу. Была усилена оборона на южном и восточном фронтах. Фронт под Бихачем и на Грабеже держали 501-я и 502-я Бихачские, 503-я Цазинская и 1-я Боснийская Освободительная бригады. Участок Бужим – Отока защищали 505-я Бужимская моторизованная и большая часть 511-й Босанскокрупской бригады. Всего сербам противостояло примерно 15 000 неприятельских солдат.
Наступление 2-го Краинского корпуса началось 31 августа. «Маршрут» удара не отличался от всех предыдущих сербских атак в этом районе и направлялся в сторону Уны и железной дороги. Для выхода к ним следовало взять высоты Бараковац (высота 453) и Алибегова Коса. Плотная оборона противника продавилась, но прорвана не была. В свою очередь, 6 сентября 503-я Цазинская бригада ответила контрударом, отбросила части 2-го корпуса на исходные позиции, а в некоторых местах и потеснила их. Бои под Грабежем длились ещё несколько дней, однако на успех на этом участке командование ВРС уже не могло рассчитывать: исламисты отстояли свои позиции.
5 сентября залп установок залпового огня «Оркан» 89-й ракетно-артиллерийской бригады по Цазину и Бужиму возвестил о начале наступления 1-го Краинского корпуса. Удар наносился на 10-километровом фронте, флангом опираювшемся на берег Уны. За 4 дня боёв части корпуса потеснили 511-ю горнострелковую бригаду противника и 8-9 сентября форсировали реку Баштра. Всего в одном километре от Отоки наступление встало, уперевшись в занятые исламистами высоты Вучковаце и Плавне, преграждающие путь к городу. Сербы атаковали в продолжение 4 дней, но так и не сумели овладеть ими.
8 сентября в 15 км к северу от Отоки начали наступление на Бужим «Пантеры» и Дворская бригада СВК. Их действия поддерживала танковая рота. На пути гвардейцев и краишников стояла сильная 505-я Бужимская моторизованная бригада майора Изета Нанича. В 7 км восточнее Бужима у высоты Радач (629 м) разгорелись ожесточённые бои. Сербские части поддерживались интенсивным артиллерийским огнём, однако сопротивление ломалось медленно: к 11 сентября «Пантеры» и бригада СВК смогли пройти лишь 2-3 км. 12 апреля «Пантеры» ударили по обороне мусульман юго-западнее высоты Чорковац (602 м).
Противник сохранил хладнокровие при управлении войсками и подготовил неожиданный контрудар, скрытно подтянув свои наиболее боеспособные, элитные соединения. В район Бужима к батальону «Тайфун» и ударным отрядам (ротам) 505-й бригады «Хамзы» и «Газии» подошли подразделения 502-й Бихачской горнострелковой и 517-й лёгкой бригад. После этого со стороны «Бужима» наступавшие «Пантеры» были оглушены мощным ударом самых боеспособных частей АРБиХ. Сербские гвардейцы и 33-я Дворская бригада откатились назад, оставив высоту Чорковац и уступив противнику 20 км территории, занимавшейся до начала наступления. Сам генерал Младич, инспектировавший в это время фронт, едва не попал в плен.
Этот отход поставил крест на «Брезе-94». 1-я тактическая группа ещё некоторое время действовала против Отоки, но вскоре отошла на исходные позиции.
Удар, который должен был решить исход операции, сорвался – Бужим остался в руках противника, более того – на важном участке враг потеснил сербов. За всю войну у «Пантер» не было неудач масштабнее; успех мусульман объясняется неожиданным и концентрированным вводом в бой всех лучших отрядов своей армии на небольшом участке фронта.


Козарска бригада креће преко Саве