От Вулкан Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 14.02.2018 14:22:55 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Флот; Версия для печати

Из матросов в кэптены

Приветствую!

14-му февраля посвящается))

Последнее время меня очень часто спрашивали - а можно ли было в Роял Неви обычному матросу дорасти до капитана?
Ответ краткий - можно.
А вот как это можно было сделать - рассмотрим на примере Джеймса Кука.
Кук начал карьеру моряка простым юнгой на торговом бриге-угольщике «Геркулес», принадлежащем судовладельцам Джону и Генри Уокерам, на маршруте Лондон — Ньюкасл. Через два года был переведён на другой корабль Уокеров — «Фри бразерс».
Известно свидетельство друзей Уокеров о том, как много времени Кук проводил за книгами. Свободное от работы время он посвящал изучению географии, навигации, математики, астрономии, также его интересовали описания морских экспедиций. Известно, что Кук оставил Уокеров на два года, которые провел на Балтике и у восточного побережья Англии, однако вернулся по просьбе братьев помощником капитана на «Френдшип».
Через три года, в 1755 году, Уокеры предложили ему принять командование над «Френдшип», однако Кук отказался. Вместо этого 17 июня 1755 года он записался матросом в Королевский военно-морской флот и спустя 8 дней получил назначение на 60-пушечный корабль «Игл». Этот факт в его биографии приводит в недоумение некоторых исследователей — неизвестны причины, по которым Кук предпочел тяжёлый матросский труд капитанской должности в торговом флоте. Но тем не менее...
Итак, Джеймс Кук в качестве добровольца попал 58-пушечный корабль HMS Eagle, кэптен Джозеф Хаммар. Поскольку раньше служил на торговых судах - взят на флот в качестве опытного моряка, имеющего опыт плаваний от 3 лет и выше (ordinary seaman), все чин по чину.
Самая маковка в истории с Куком в том, что мы практически точно знаем, что было, ибо Джеймс вел журнал. Штурман (master) Томас Биссет заметил, что парень умеет не только читать, но и писать, и взял его к себе в помощники, обязанностью Кука становится заполнение вахтенного журнала.
25 июля 1755 года Eagle отплывает от причальной стенки Спитхеда и берет курс на Канаду. Однако 1 сентября корабль попал в шторм, и вынужден был вернуться в Плимут, на ремонт. Этим обеспокоилось Адмиралтейство, которое прислало на Eagle комиссию, которая выявила, что с мачтой все в порядке. Хаммара обвинили "в водобоязни", и услали на береговую должность. Капитаном стал Хью Пэллисер, который вышел в море 1 октября.
Уже 12 октября корабль находится у Ньюфаундлендской банки, где ловят французские рыболовные суда. Eagle захватил 2 судна и 149 человек пленными, тогда шла странная война - англичане без объявления войны начали нападение на французскую торговлю, чтобы уменьшить мобилизационный потенциал французского флота.
19 октября - шторм, во время которого корабль Кука теряет несколько стеньг. Начинается ремонт, с которым помогает подошедший HMS Monmouth, откуда на Eagle специально перебрался более опытный плотник. Оба корабля некоторое время плавают вместе и 2 ноября захватывают еще одно французское судно.
5 ноября опять шторм и опять потеря стеньги на грот-мачте. Ремонт, встреча с эскадрой адмирала Бинга, а затем с соединением Тэмпла Веста.
28 декабря Eagle вернулся в Плимут. Все это время Кук постигал штурманскую науку, учился под руководством Биссета определять широту, чертить карты, пользоваться навигационными инструментами, и т.д.
22 января новый боцман корабля назначает Кука своим помощником (boatswain's mate), причем по рекомендации ушедшего Eagle боцмана Джона Аткинсона.
12 марта Eagle начинает крейсерство у французской Бретани. 5 апреля к английским кораблям подходит куттер "Крейсер", на котором только что помер штурман (на кораблях такого ранга капитанов не бывает, исполняют их обязанности masters - штурманы), и Кука, поскольку он хорошо уже знает (спасибо Биссету) штурманскую науку, назначают капитаном куттера, то есть Кук из помощника боцмана становится полноценным master and commander, правда пока без патента и на время.
По идее командиром куттера должны были назначить лейтенанта, но ни Пэллисер, ни Хок не были ретроградами - на "Крейсер" была возложена задача картографической съемки французской береговой линии, и Кук здесь был идеальной фигурой.
Итак, пока Кук прошел путь ordinary seaman -> master's mate -> boatswain's mate -> petty officer. Проблема была в том, что Кук в Плимуте не успел сдать экзамен на штурмана и получить диплом, но за удачное исполнение поручения по исследованию берегов Биссет и Пэллисер пообещали похлопотать за Кука, чтобы обойти формальности.
18 апреля "Крейсер" на несколько часов вернулся в Фалмут, по всей видимости с французским призом, там Куку выдали патент помощника штурмана и утвердили в должности временного мастера и коммандера. Постоянной она станет, когда Кук сдаст экзамен на лейтенанта.
27 апреля куттер был поставлен в ремонт, а Кук и его команда сели на HMS Sent-Albans, чтобы вернуться на Eagle. 3 мая матросы перешли на Eagle, таким образом Кук из master&commander стал master's mate, но уже патентованным, с дипломом. То есть теперь он перешел в разряд унтер-офицера.
Корабль пошел к берегам Испании, по пути взял несколько призов, а так же французского купца "Тритон", следовавшего с грузом сахара с Мартиники. Начальником призовой команды был назначен Кук, поскольку на 58-пушечном Eagle был всего капитан и три лейтенанта, и отсылать с каждым призом по лейтенанту Пэллисер просто не мог себе позволить.
2 июня "Тритон" достиг Плимута, и 16 июня вместе конвоем пошел к Темзе, чтобы попасть на призовой суд Адмиралтейства (Пэллисер посоветовал Куку, что "Тритон" пусть лучше приобретет Адмиралтейство - государство и платит больше, и вполне возможно - Кук может получить призовое судно к себе же под команду, обычно так и делают). 23 июня Кук пришвартовался в Гринвиче, при этом сумел одновременно испугать и обрадовать Георга II, начав палить холостыми. Когда прибежала охрана - сообщил, что сегодня у обожаемого короля днюха, так вот фейерверк и пальба - как раз в честь нее.
Собственно корабль сдан, пока Кук вернулся на Eagle, и занялся подготовкой на сдачу экзамена на штурмана.
31 января 1756 года Кук становится боцманом на корабле Пэллисера.
Наконец в июне 1757 года Кук сдает экзамен по навигации в Тринити-хаусе, и становится штурманом, то есть полноценным офицером. Он назначается на должность штурмана на HMS Pembroke, где занимается картографическими съемками побережья Ньюфаундленда.
Далее участие в осаде Луисбурга и битве за Квебек. В 1760 году, будучи мастером, он получает под командование шхуну "Гренвилл", на которой с небольшими перерывами до 1765 года производит подробнейшую топографическую съемку Ньюфанудленда. При этом получает деньги, которые наверное очень большие - 4 шиллинга в день. Карты эти публикуются, имя Кука получает известность, именно поэтому он в 1766 году получает звание лейтенанта, причем, что интересно, без экзамена. Его готовят к кругосветке, и звание ему поможет нанять команду. Однако к оплате Адмиралтейства, чтобы дело спорилось, Королевское (Научное) общество добавляет еще 100 гиней сверху (гинея - 1.05 фунта стерлингов).
По возвращении "Эндевора" в 1771-м Кук становится мастером энд коммандером. И по возвращении "Резолюшн" из первого плавания Кук наконец-то в 1775 году получает звание кэптена.
Итак, путь Джеймса Кука от моряка до кэптена занял 20 лет, с 1755 года до 1775 года. Да, у него были недюжие способности к черчению и картографии, усидчивость и ответственность, тем не менее, каждый солдат носит в своем ранце маршальский жезл, нужна только усидчивость, время, и немного удачи.

Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота