От Сергей Зыков Ответить на сообщение
К All
Дата 30.09.2016 09:12:10 Найти в дереве
Рубрики 1917-1939; Версия для печати

в 1937 году советские паспорта обзавелись фотографией владельца и графой

национальность - это так и было?
А указывалось ли до этого в паспорте параметрические данные владельца - рост, цвет глаз, горбонос, и прочие особенности позволяющие сравнить подателя документа с описанием.

из этого текста
Это сейчас паспорт у граждан спрашивают по поводу и без. А вот до революции паспорт человеку был необходим только в одном случае — если он собирался выехать за рубеж.
Первая массовая паспортизация прошла в стране в 1933 году, причем первыми новые документы получали жители Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова, Одессы, Минска и других крупных городов.
«Введение паспортной системы, — писал журнал, — имеет своей прямой целью очистить и разгрузить наши города, новостройки и рабочие поселки от паразитических антиобщественных элементов, помочь регулированию роста городов и разгрузке крупных населенных пунктов Советской страны. Опираясь на массу сознательного пролетариата в борьбе против неизбежного сопротивления классововраждебных элементов, органы пролетарской диктатуры должны по-революционному провести работу по введению паспортной системы, по организации учета населения и по разгрузке городов от антиобщественных и кулацких элементов, создавая таким образом необходимые условия для дальнейших успехов социалистического наступления».
Успехи были — в 1937 году советские паспорта обзавелись фотографией владельца и графой «национальность», а в 1960 году в свет вышла специальная инструкция, которая максимально затрудняла процедуру получения паспорта взамен утерянного. Отныне человек должен был представить в паспортный стол справки из всех райотделов милиции, где он когда-либо был прописан.
Но мало кто знает, что своим появлением на свет этот документ был обязан агенту ЦРУ под псевдонимом Слонов, которого поймали в провинциальном Воронеже.
В СССР Слонов появился самым фантастическим образом: темной ночью в августе 1959 года его выгрузили в Латвии с американского торпедного катера, который подошел к берегу без опознавательных знаков и с потушенными огнями.
По фальшивому билету он сел в Риге на поезд и поехал в Воронеж, где должен был собирать информацию о военных заводах. Снял комнатку, устроился водителем на завод, а вот с радиопередачами вышел конфуз: для передачи шифровок Слонов выезжал за город с двумя чемоданами — в одном рация, в другом аккумуляторы.
Из- за этих чемоданов его и взяли — бдительные сограждане донесли про странного пассажира, который деньги в лесу прячет. Слонова арестовали и перевербовали.
И в течении трех лет Слонов ездил с чемоданами в лес, но уже не один, а в сопровождении десятка сотрудников КГБ, которые гуляли по лесочку с лукошками, изображая грибников.
В это же время их коллеги бегали по городу и скупали у всех уличных торговцев грибы — для оперативников «наружки», которые не могли возвращаться из леса с пустыми корзинками. Причем был даже издан специальный приказ для милиции, чтоб постовые не гоняли грибников с рынков, а секретная операция по передаче грибов разрабатывалась на самом верху в Москве — дабы ни одна мелочь не нарушила маскировки. А через несколько лет америиканцы поняли, что Слонов их обманывает.
Шпиона вывели из игры, отправив жить дальним родственникам, а в газете «Правда» появилось короткое сообщение: «При попытке перехода государственной границы СССР нарядом пограничников был убит разведчик ЦРУ по фамилии Слонов...»
Что же на самом деле стало с агентом «Слоновым» до сих пор неизвестно. Зато с тех пор милиция в Воронеже еще лет десять не гоняла бабушек, торговавших на улице грибами, — приказ как-то забыли отменить. Ну а при чем же здесь история с паспортом? А дело в том, что для полной «натурализации» в СССР Слонову были нужны настоящие документы. Конечно, тот паспорт, который вручили Слонову в США, был почти настоящим на вид, однако мало-мальски серьезной проверки пройти бы не смог. Нужны был настоящие документы. Но как их взять?
Задумка Слонова была почти гениальной — он «забыл» паспорт в спецовке, которая совершенно случайно висела над работающей электроплиткой. Спецовка, как и следовало ожидать, загорелась, и паспорт обгорел. После чего Слонов пошел в милицию и спокойно обменял сгоревшую фальшивку на настоящие документы. Когда об этом узнали в КГБ, то схватились за голову. А через месяц в ЦК КПСС приняли решение об ужесточении оборота советских паспортов, которое действует и сегодня.