От КарАн Ответить на сообщение
К Берестовой Петр Ответить по почте
Дата 29.05.2018 01:31:00 Найти в дереве
Рубрики Танки; Ремонтная бригада; Версия для печати

Re: Субботние работы...

Приветствую!
>А известен его путь/судьба?
Изначально исходили из инвентарной таблички с Кубинки - К-010. Ранее Кубинка не была замечена в искажении №№ - они совпадали(и на Т-35, и на рядо стоящем с Т-28 БТ). Если исходить из него, то он в 14 году видился так:
https://niemirow-41.livejournal.com/7993.html
По нему, благодаря Сергею Лотареву, удалось добыть дополнительную информацию:
Сейчас можно дополнить это следующими данными из документов 2-го Саратовского ТУ, хранящихся в РГВА и ЦАМО:
Танк был получен училищем где-то в 1939 году, до августа.
В деле из 2-го СТУ за 1939 год встречаются вместе:
Е-800
К-010
У меня напротив них стоит пометка "из Ульяновского". Не могу гарантировать, что она точно относится к обоим танкам, но скорее всего. При случае проверю.
На 22.8.1939 он уже значится в списках матчасти училища.
Летом 1940 года этот танк отправили в ремонт:
Приказ по училищу №202 от 23 июля 1940 г.
"п.26. Вооружение, отправленное с машиной Т-28 № К-010 на завод им. Кирова в г. Ленинград, списать с основной книги учета вооружения. Справка: Статья 264."
Поразительно, но отправленный в Ленинград танк обнаруживается в Дарнице, причем, судя по дате получения в Ленинград он если и заезжал, то практически без остановок.
На 1.1.41 в списке техники на рембазе в Дарнице, который выкладывал Шеин, значится.
"К-010 - 2-е СБТУ (дата поступления 30.7.40)"

Но на момент проверки училища, проводившейся со 2 по 10 апреля 1941 г., К-010 уже был в составе роты учебных машин 2-го батальона. Отмечалось, что на него хорошо ведется формуляр.
Танк К-010 на 26 мая 1941 имел двигатель №2-1843 и при переходе на новый штат этим числом вошел в состав 2-й роты танкового батальона обеспечения училища (штат от 21.03.41). Танк был на ходу, на него в мае выделялся бензин.
Интересно, сейчас двигатель стоит тот же, что был? Есть возможность посмотреть? А то на кубинском Т-35 двигатель с мая 1941 сменился.
№2-1843 - серийники такого типа начали появляться на танках во второй половине 1937 года, то есть это уже М-17Л.
С большой вероятностью К-010 оставался в училище в числе 8 Т-28 вплоть до 1943 года. Но два танка из 12 имевшихся на май 1941, возможно, были куда-то переданы до декабря 1941, так что с небольшой вероятностью он мог попасть и в их число (еще два остались в капремонте после начала войны и в училище уже не вернулись, но это явно другие машины).

Однако, при осмотре и очистке обнаружилось , что а)двигатель имеет иной номер, б) в месте, в котором согласно ТУ на приемку корпусов на ЛКЗ от ГИЗ-а должен был набиваться номер корпуса(т.е. танка) номер есть, но иной, а именно 1619.
Снова процитирую Сергея:
Ну а вот номер 1619 с крыши будки мехвода:
Когда именно он прибыл во 2-е Саратовское училище, я пока не нашел. Можно только сказать, что в августе 1939 его еще не было, а в приказе по училищу от 30.7.40 в период его нахождения в летнем лагере находится следующее:

"Для планирования мат. обеспечения стрельбы на август месяц:
Создать сводную роту машин Т-28 в след составе
Т-28 №729 от РУМ-1
Т-28 №1555 от РУМ-3
Т-28 №1619 от учебной роты"

Это первое встречавшееся мне упоминание Т-28 №1619. Скорее всего, он был передан в училище взамен ушедших в ремонт танков, которые потом туда уже не вернулись. В последующем Т-28, уходившие в капремонт, как правило возвращались обратно.
РУМ - роты учебных машин, в штате до апреля 1941 года они закреплялись за курсантскими батальонами с соответствующими номерами.
После перехода на новый штат 21.03.1941 все машины были сведены в один штат, и №1619 попал в 1-ю роту танкового батальона обеспечения. Остальные 9 машин в 1-й роте были КВ. На тот момент на нем стоял двигатель №01832, а сам танк был закреплен за водителем Никифоровым.
Если смотреть по Т-35, двигатели с такими номерами на новые машины попадали во второй половине 1936 - первой половине 1937, дальше пошли уже номера 2-хххх.

При проверке училища, проводившейся 2-10 апреля 1941 в части состояния радиоборудования отмечалось:
"На машинах учебной роты Т-28 №1619 ...[и еще несколько танков из разных подразделений] аппаратура грязная, аккумуляторы щелочные грязные и покрыты ползучими солями, на некоторых кожухах и каркасах амортизаторов ржавчина, штыри антенны грязные и в местах соединения ржавые, шнуры телефонов и микрофонов не свернуты, как положено. Согласно наставления на зиму, рации для хранения на складе, с машин не снимались, что повело к окисям контактов и появлению ржавчины"

В мая 1941 на Т-28 №1619 горючее не выделялось - видимо, машина была не на ходу.

Этот танк оставался в училище и в ходе войны в числе последних 8 Т-28.
В отчете о проверке училища 24-26 февраля 1942 года упоминается, что:
"Машина Т-28 №1619 находится в ожидании ремонта с 4.2.42 года не чистилась. Отделение управления и боевое занесены снегом, мотор грязный. Под бортовыми фрикционами лед, толщиной до 100 мм. Под коробкой перемены передач масло."

Ну а вот что можно сказать про танки в Кубинке в 1945 году, согласно документам, которые уважаемый Кубинец выкладывал на "Танковом форуме".

В параде на "День танков" на НИАБТ полигоне в 1945 году планировалось участие трех Т-28. На полигоне имелось два Т-28, из них один исправный и один, требующий ремонта. Третьего недоставало.
По состоянию на 1 декабря 1945 на полигоне имелось два Т-28, из которых один требовал среднего ремонта, один - капитального (и, к слову, два исправных Т-35).

Так что очень сильно подозреваю, что на НИАБТ полигоне в декабре 1945 были именно Т-28 К-010 и 1619, и шанс перепутать на них музейные таблички при наваривании имелся.

И еще несколько слов к датировке выпуска танков, так как в вопросе связи между серийными номерами и временем выпуска Т-28, судя датам, которые мне Юра вчера называл, до сих пор царят разброд и шатание.

№1619 выпущен был, скорее всего, в 1933 или 1934 году. К-010 - не позже первой половины 1936 года. Во всяком случае, в маневрах БВО 1936 года уже участвовали К-050 и К-060, ну и все машины серий 15хх и 16хх на тот момент уже существовали.
Таким образом и 1619, и К-010 изначально имели крышу с одним люком.

Далее. Что интересно: нами при очистке внутри боевого отделения найден валявшийся там отдельно механизм поворота башни. При его очистке обнаружено клеймо Т-35. Т-35, не Т-28(ряд деталей так промаркированы). При последнем выезде, на одном из снятых экранов ходовой обнаружен слабо, но читаемый дубль номера - 1619.
Так что на сейчас - можно склоняться к тому, что танк имеет номер 1619. За минусом одного НО: согласно ТУ кроме № корпуса рядом должна была быть группа №№. ОТК, военпред, корпус и пр. А найден только 1. С другой стороны. ТУ более поздние, и как было жо декабря 37 - хз.

Что касается аналогов. За всю КА не знаю, но ближайший к К-010 танк К-000 был в 8 танковой диизии по состоянию на 27 мая 41. "Систершипы" 1619, танки 1617 и 1618 находились: 1617 - в 8 тд на 27 мая 41, 1618 - на экранировке ЛКЗ на 15 мая 41.

Кратко так.