От Дмитрий Козырев Ответить на сообщение
К Exeter Ответить по почте
Дата 08.06.2010 10:09:46 Найти в дереве
Рубрики WWI; Армия; ВВС; Артиллерия; Версия для печати

Опять не совсем так

>Главная причина возникновения позиционных фронтов в конце 1914 г. - это неспособность наличной в тогдашних армиях полевой артиллерии калибра условно 75 мм противостоять полевой фортификации. Поэтому любая полевая фортификация превращалась в непреодолимый затык для тогдашних войск.

Во-1х все это можно отнести к тому, что я назвал "технологии". Разумеется сама по себе полевая фортификация тут не причем. Полевые фортификационые сооружения возводили со времен оных и для их разрушения прибегали даже к цельнолитым ядрам. И это не препятсвоало маневренности войны.
Однако "технологии" дали пехоте новое скорострельное вооружение (магазинные винтовки и пулеметы), а артиллерия также массово стала скорострельной и полочила шрапнель.
Все это привело к тому, что подразделение, занимающее мало-мальски укрепленную позицию создавало для пехоты наступающего непреодолимую систему огня. Уничтожить которую в тактически разумные сроки не представлялось возможным.

Насчет неспособности 75 мм артиллерии справиться с укреплениями вы тоже не совсем правы. Т.е. 75 мм артиллерия справиться с полевой фортификацией действительно не могла, однако всеми странами кроме Франции это бралось в расчет и дивизионная и корпусная артиллерия получала на вооружения гаубицы.

Что же касается "демографии", то европейские армии стали миллионными, что позволило организовывать сплошной (непрерывный) фронт в настштабах всего ТВД. А "технологии" опять же позволили обеспечить все эти массы войск необходимым вооружением.


>Массирование тяжелой артиллерии позволяло преодолевать этот затык. Поэтому уже в 1918 г. ситуация с позиционностью стала меняться, пусть даже Вам нравиться термин "продавливание" - как угодно.

Массирование тяжелой артиллерии этот затык преодолевать не позволяло. Массирование тяжелой артиллерии наконец то позволило уничтожать и подавлять описанную выше систему огня и хоть как то пропихивать вперед пехоту (т.е. физически вести наступательные действия).
Но кризис продолжал оставаться кризисом, т.к.
1) само по себе массирование не обеспечивало скрытности подготовки наступления, т.к. сосредоточение артиллери, пристрелка, многодневная артподготовка вскрывали намерения наступающего и участок наступления. Да, первую позицию можно было разрушить в пыль, но ко времени наступления обороняющийся успевал оборудовать следующую позицию и занять его резервами.
2) Подобные формы наступления были оперативно и стратегически невыгодны, т.к. наступающий нес существено более высокие потери, чем обороняющийся при минимально достигнутых целях (тактического масштаба).

Фактически первым шагом к преодолению кризиса было не массирование артиллерии, а изменение форм ее боевого применения. Прежде всего сокращение времени артподготовки за счет инструментальной подготовки данных для стрельбы (отказ от пристрелки) и максимальное подавление целей (приведение к невозможности действия) вместо уничтожения (что сократило время выполнения огневых задач, для чего помимо ОФС применялись также ОВ и дымовые средства).
Плюс применение авиаци для подавления наземных целей - прежде всего артиллерии.


>Факт то, что в 1918 г. появилось средство преодоления даже эшелонированной полевой фортификации и снова возвращения к маневренным формам войны, пусть и гораздо менее низкими темпами и не в таких классических видах, как ранее.

Весь спор от того, что вы по своему трактуете понятие "позиционный кризис" нежели это принято в литературе по тематике.


>Тем не менее, мы вполне можем видеть именно восстановление "подвижной" войны в операциях второй половины 1918 года: совершается прорыв фронта, и противник, опасаясь за фланги и за расширение прорыва, начинает отходить по всей полосе, стремясь удержать целостность фронта. Это мы видим и на Западе, и в Салониках, и в Италии. Да, это не "блицкриг", не Канны, и не Седан, но это и не "позиционный кризис".

Это по прежнему кризис, т.к. не позволяет проводить операций с решительными целями.


>Просто не нужно маневренную войну представлять исключительно в виде блицкригов и Танненбергов.

именно это и есть маневренная война.

>С уважением, Exeter