От vlad Ответить на сообщение
К Cat Ответить по почте
Дата 19.06.2000 06:17:25 Найти в дереве
Рубрики ВВС; Версия для печати

Re: Несколько вопросов

>>>1. Зачем крыло изменяемой стреловидности, главная задача которого-улучшение взлетно-посадочных свойств, если у нас и так ВВП? Может, просто стреловидное или треугольное?
>>
>>Для улучшения взлетных характеристик при укороченном и нормальном разбеге. Самолет тяжелый и при нормальном и укороченном разбеге его можно хорощо нагрузить. Зачем-же зарание ограничивать конструкцию...
>
>===Это типа "и то и другое и можно без хлеба"?
*********************
Тогда уж надо добавить раздвижной щелевой закрылок, обдув его реактивной струей как на ан-72, раздвижную переднюю стойку шасси (чтобы разбегаться при большем угле атаки, ну и откидной - нет выдвижной оно же стелс - киль под фюзеляжем, чтобы хвостом за землю не зацепить), могучие воздушные тормоза (чтобы садиться на короткие полосы, проскочив над возможным препятствием в конце полосы), тормозной парашют, реверс тяги, предусмотреть использование ракетных ускорителей, катапульты, и аэрофинишера. Да, еще надо взлет с пустыми баками и дозаправку в воздухе - "улучшению взлетных характеристик при укороченном и нормальном разбеге" тоже сильно способствует (для СВВП это совсем просто - в режиме висения по шлангу с земли, а на малой скорости - с вертолета-заправщика, взлетевшего вертикально :-). Да, еще взлет с трамплина, вывешивание самолета высоко в воздух телескопической стрелой (чтобы устранить вредное влияние земли), ну и отклоняемый вниз носок крыла вместе с зависающими элеронами хорошо б. Пневматики малого давления не забыть, чтоб не просто с короткой полосы, а с короткой грунтовой полосы. Лыжно-колесное шасси тоже - на раскисшие полосы садиться. Слив остатков топлива в полете, сброс бомб на "невзрыв" и сброс контейнера с боеприпасами к встроенной пушке. Откидной воздухозаборник над вентиллятором (чтобы использовать скоростной напор при взлете с коротким разбегом, когда он работает на половину мошности, и в маневренном воздушном бою при частично отклоненном вниз векторе тяги). Набор выдвижных аэродинамических гребней по всему фюзеляжу (чтобы ограничить перетекание выхлопной струи, отклоненной вниз, в воздухозаборники). Два ряда противозудовых створок по губе воздухозаборника, как на "Харриере" - чтоб нормально работал при вертикальном взлете, когда скоростного напора нет...
делать так делать...

А если серьезно, Веник - площади крыльев у СВПП меньше, чем у самолетов не вертикального взлета того же веса. Причина - малая нагрузка на крыло это хорошо при взлете и посадке, но плохо на крейсерской скорости (крыло стоит в потоке не под углом атаки максимального качества). Если можно было бы уменьшить площадь крыла (наплевав на рост взлетной скорости), то уж ударным машинам всем бы уменьшили. СВПП позволяет это сделать (взлет либо вертикальный либо с коротким разбегом т.е. с отклоненной вниз струей), и это делают, и правильно - летные характеристики от этого здорово выигрывают. Посмотрите на машины любого класса за 20-30 лет - идет непрерывный рост нагрузки на крыло. На некоторых фото (от ракурса зависит) "Харриера" и Як-38 видно, что крыло непропорционально малО. Т.е. никакое изменение стреловидности не поможет (площади нет).

А взлет с коротким разбегом - вовсе не для того, чтобы подъемную силу с крыла поиметь (и для этого тоже, конечно, но это вторично). При таком взлете выхлопные газы не подсасываются в воздухозаборник (при вертикальном взлете их много попадает) - можно выводить двигатель на полные обороты не опасаясь помпажа, и температура на входе двигателя ниже (т.е. тяга больше, она падает с ростом температуры). Именно поэтому в конце взлета на авианосцах типа "Инвинсибл" трамплин - самолет задирает нос и струя из сопла становится ближе к вертикали, т.е. ее подъемная сила больше (ну и превратить набранную горизонтальную скорость в скорость вертикальную, т.е. подбросить самолет вверх в чистый воздух, тоже конечно). А подъемная сила крыла мало кого беспокоит, на таких скоростях (да еще при большой нагрузке на крыло) многого не взять.

И на "Харриер" зря нападаете - это классика, первый серийный СВПП, 30 лет на вооружении в Англии, США, Испании, и вроде Индии, Фолклендскую войну вуыиграл, независимость Белиза сохранил, и еще долго послужит. Достойная машина, профессионально сделанная, единственный принципиальный недостаток его схемы - на сверхзвук невозможно выйти имея двигатель такой степени двухконтурности (и соответствующие воздухозаборники, т.е. он (и все кто за ним последует) - дозвуковой по определению.

С уважением.