От Дмитрий Болтенков Ответить на сообщение
К Михаил Мухин
Дата 19.06.2000 16:11:04 Найти в дереве
Рубрики WWI; Версия для печати

Re: И еще раз о стоимости...

>Коллеги! Должен принести Вам свои извинения. Как Вы помните, в день, когда я дислоцировал в Форум свой "окончательный расчёт", у меня была связь хуже некуда. В результате мой постинг ушёл тремя пакетами. В процессе передачи была потеряна 1 строка, утрату которой я не заметил. Именно из-за её отсутствия, тезис о стоимости "Измаилов" в 88 мил. р. остался арифметически не подкреплённым. Привожу верный вариант абзаца.

>Стоимость "Измаилов" я склонен оценивать в 88,5 мил. р. Методика подсчёта такова. Ввиду возрастающей угрозы войны Морвед в 1911 г. представил "Программу усиленного судостроения Балтийского флота", согласно которой к 1916 г. предполагалось ввести в строй 4 "Измаила", 4 "Светланы", 36 "Новиков" и 12 "Барсов" – на Балтике. В эту же программу входили 2 "Адмирала" для Чёрного моря и 2 малых крейсера для Дальнего Востока. Контрактные стоимости:
>Крейсер типа "Светлана" – ок. 8,3 мил.р. Полагаю, что черноморские "Адмиралы" стоили примерно столько же; пару дальневосточных крейсеров условно приравниваем по стоимости к 1 "Светлане".
>Эсминец типа "Новик" – 2,19 мил р. (это контрактная цена собственно "Новика", полагаю, в серийном производстве стоимость эсминцев снизилась).
>Субмарина типа "АГ" – 885000-900000 долларов. В переводи на рубли это даст ок. 1,8 мил р. Однако надо иметь в виду, что Голланд свои субмарины продавал уже в годы войны, когда и срочность работ, и их стоимость резко возросли. Думаю, что до войны субмарина типа "Барс" стоила ок. 1,5 мил.р. В "Курилке" Д. Болтенков приводил ту же сумму, но без обоснования оценки или ссылки на источник.

Мда видно связь совсем некуда, тк я обоснования приводил, как и нескока другие цифры...


>Итого стоимость всего этого добра без "Измаилов" – приблизительно 148 мил.р. Ну, а дальше – чистая арифметика. Суммарная стоимость заказа – 502,744 мил.р. ("История отечественного судостроения" Т III, с.172) Значит, на "Измаилы" – 355 мил.р. (округлённо) Значит, 1 "Измаил" – ок. 88,5 мил. р.

>Пользуясь случаем, хочу обратить внимание общественности ещё на один нюанс. Далее – цитата из Шацилло:
>"Получив разрешение от царя на пересмотр десятилетней программы, Морской Главный штаб в начале апреля 1911 г. представил Николаю П "Закон об императорском российском флоте". Он предусматривал создание в течение 22 лет только на Балтике двух боевых и
>одной резервной эскадры (каждая в составе 8 линейных кораблей, 4 линейных и 8 легких крейсеров, 36 эсминцев и 12 подводных лодок). На Черном море планировалось иметь флот, по мощи своей превосходящий в 1,5 раза силы государств, расположенных на побережье Черного моря. Полное осуществление этого закона требовало от государства более 2 млрд рублей (РГИА. Ф. 1276. On. 2. Д. 444. Л. 329). На крупные корабли планировалось потратить 1404 млн рублей, на легкие крейсеры - 354 млн, на эсминцы - 262,5 млн, на подводные лодки - 90 млн, на оборудование баз и вспомогательные суда - 82 млн рублей."
>Отсюда видно (если предположить, что на Чёрном море собирались иметь эскадру полного состава, в противном случае стоимость Кораблей ещё более возрастёт), что в 11 г. действительно надеялись, что Корабли обойдутся в среднем по 30 мил. р., как и утверждает Д. Болтенков, а вот насколько эти надежды соответствовали реальности свидетельствует тот факт, что по этой же программе стоимость лёгкого крейсера оценивалась в 11 мил. р. В реальности "Светланы" шли по 8. Это объясняется тем, что на лёгких крейсерах экономили, стремясь выкроить средства на крейсера линейные. Они явно "не влезали" в 30-миллионный лимит.
>Более того, 88 мил.р. – это оценка 1911 г. В 1912 г, когда проект устаканился, было решено строить крейсера в 4-башенном варианте. Это потребовало изыскания дополнительно 28 мил. р. Т.о., реально, стоимость "Измаилов" около 92 мил.р. (88+7)

>С уважением
>Михаил

>>М. Мухину--каков поп, таков и приход...


Это за наезд про первокурсника--не бывает плохих студентов--только преподаватели плохие....
Вобщем ход мыслей ясен, но--не встречалось ли вам цифра 182 млн--первонач сумма 4 Измаилов, +28 млн, к-ые решено было урвать от легких крейсеров, когда было решено их делать 4 башенными...
вот откуда цифирь 52 млн...
С уважением