От Д.И.У. Ответить на сообщение
К bedal Ответить по почте
Дата 31.07.2012 19:30:55 Найти в дереве
Рубрики Современность; Флот; Версия для печати

Среднее Приднепровье воспринималось как "Русь в узком смысле" до 1250-х гг.

>Зализняк уж всяко надёжнее, чем то, что тут мы понапишем:
>Начиная примерно с XI в. это название распространяется на славяноязычное население территории вокруг Киева, Чернигова и Переславля Южного. В течение определенного периода истории восточного славянства термин Русь обозначал сравнительно небольшое пространство, примерно соответствующее нынешней северо-восточной Украине. Так, новгородцы долгое время вовсе не считали себя русскими, не считали, что слово Русь относится к их территории. В новгородских берестяных грамотах, а также и в летописях до некоторого времени встречаются рассказы о том, что такой-то епископ в таком-то году отправился в Русь из Новгорода, то есть поехал на юг, в Киев или Чернигов

Действительно, такое встречалось в домонгольский период. Но уже под 1255 г. читаем, например, в Типографской летописи (т.е. Ростовском владычном своде из совр. Ярославской обл.): "В лето 6763 приехаша численицы ис Татаръ и съчтоша всю землю Роускоую и поставиша десятникы и сотникы и тысячникы, только не чтоша игоуменовъ, поповъ и черньцовъ, хто слоужитъ святым церьквемъ. Се же все бысть на Роуской земле грехъ ради нашихъ".
В Софийской (московской) летописи подобные словоупотребления встречаются и раньше. Например, под 1238 г. (6746 г.), говоря о том, что князь Ярослав с сыновьями смог спастись после битвы на Сити от татар: "...а инымъ же княземъ богъ повеле жити человеколюбиемъ своимъ в Рускои земли крестьяньскаго ради язык, абы до конца не оскудела вера крестьянская", или под 1241 г. (6749 г.), говоря о действиях Александра Невского против вторгнувшихся немцев: "А вожанъ и чюдьцю, переветниковъ, изьвеша и отъеха въ Русь". Под "Русью" очевидно подразумевается Новгород.
В самой же старой из сохранившихся, Лаврентьевской летописи слова "Русь, русский" применительно к северо-востоку впервые встречаются под 1230 г. (конец 6737 г.), в рассказе об убиении святомученика Кирилла волжскими булгарами: "того же лета страсть новаго мученика Христова, егоже убиша Болгаре в Великом граде ихъ; съ бысть иного языка не Рускаго, хрестьянъ же сы, имеяше именье много, гостешбу дея по градом, вниде в Болгарьскый граде ихъ;... усеченъ бысть месяца априля въ 1 день, егоже Русь хрестьяне вземше тело положиша в гробе, идеже вси хрестьяне лежать." Затем под 1243 г. (6751 г.), Батый говорит приехавшему к нему с поклоном князю Ярославу Всеволодовичу: "Ярославе! буди ты старей всемъ княземъ в Русскомъ языце." Очевидно, "русский язык" здесь охватывает владимиро-суздальскую землю прежде всего.
Впрочем, слово "Русь" в расширительном смысле используется и в домонгольские времена при рассказе о событиях на северо-востоке. В частности, входящий в Лаврентьевскую летопись Суздальский летописец под 1216 г. (6724 г.), говорит о междоусобной Липицкой битве:
"Некто же боляр княжь Юрьевыхъ рече: "княже Юрьи и Ярославе! не было того ни при прадедехъ, ни при дедехъ, ни при отце вашемъ, оже бы кто вшелъ ратью в силную землю в Суздальскую, оже вышелъ целъ, хотя бы и вся Русская земля, и Галичьская и Киевьская и Смоленьская и Черниговьская и Новогородская и Рязаньская, никако против сей силы успеють"" И далее: "Князь же Юрьи и Ярославъ, разделивше все городы Русьскыя, надеющеся силе своей великой, почаста позывати к Липицамъ на бой." Тут уже конкретно владимиро-суздальские города названы "русскими".
Хотя в других местах тот же суздальский летописец употребляет и "Русь в узком смысле", например, под 1218 г. (6726 г.): "Того же лета выиде князь Мстиславъ из Новагорода в Русь."
Затем, говоря о Батыевом нашествии 1238 г. на северо-восток и, конкретнее, о погроме в Торжке с окрестностями он снова называет его русским: "Да кто, отци и братие и дети, видевши Божие попущение се на всей земле Русьской, и не плачеться? А Батый же отселе воротися и прииде к городу Козельску..."
Затем, под 1257 г. (6765 г.): "Тое же зимы бысть число, и изочтоша всю землю Русьскую, толко не чтоша кто служить у церкви." Или под 1293 г. (6801 г.) о Дюденевой рати: "Татарове же взяша Володимерь, Переяславль, Москву, Волокъ, и всехъ градовъ 14, и много зла створиша в Руской земли..."
Далее, это становится нормой, например, под 1327 г. (6835 г.) о войне Москвы с Тверью: "Тое же зимы прииде изо Орды рать на Русь, 5 темниковъ, и всей земли много зла сътворися; а князь Александръ бежа в Пъсковъ."