От SKYPH Ответить на сообщение
К thodin Ответить по почте
Дата 18.02.2014 23:19:47 Найти в дереве
Рубрики Современность; Локальные конфликты; Версия для печати

Википедия как исторический источник - это сильно :-)

>это как-бы общеизвестный факт - ссылочки можете найти начиная с википедии.

Это как бы совсем не факт, а очень серьезное заблуждение. Скажем так, ситуация исламизации Персии мягко говоря несколько сложней, чем это вкратце описано в Википедии. Там вообще до 10 века включительно,во многих областях, включая Фарс, большинство сельского населения продолжало исповедовать зороастризм. Центрами исламизации были города. А вот там ситуация была следующей. После арабского завоевания в Персию переселилось весьма много арабов, причем у переселившихся арабов продолжала сохраняться племенная структура. Новообращенные местные граждане разрывали со своим народом и считались как бы тоже арабами, но не полноценными, они оказывались "клиентами" этих самых племенных структур, так называемыми мавали (ед. число маула). Несмотря на то, что эти мовали иногда занимали высокие должности, несмотря на провозглашенный Мухаммедом принцип равенства мусуцльман, племенные т радиции оставались довольно прочными и еще очень долго эти мавали для племенных арабов были людьми второго сорта. Что, разумеется, вряд ли им нравилось. То есть, массовый протестный электорат налицо.
После смерти Хуссейна( второго сына Али) в 680г движение политической оппозиции сторонников Али начало стремительно набирать популярность у этой группы в силу того, что они проповедовали равенство мусульман вне зависимости от происхождения, за исключением потомков Али. Уже в 685 г в Куфе было восстание шиитов.
Кроме партии Али равенство обращенных и собственно арабов утверждали также хариджиты, собственно это один из главных пунктов их программы, и мы видим также с конца 7-го века и до середины 10-го массовое повстанческое движение низов под знаменем хариджитов как в Северногй Африке, в берберских райнонах, так и в Ираке и Иране. Но хариджиты довольно быстро скатились в откровенный фанатизм, для них все нехариджиты были фактически немусульманами, что к 11 -веку уменьшило число их приверженцев. Однако в Систане выступления хариджитов продолжались еще очень долго и до 13-го века включительно можно было найти открыто исповедывающих хариджизм. После воцарения Аббасидов ситуация в социальном смысле изменилось мало. Вся история Ирана 9-го века - это череда восстаний шиитов, перемежающихся восстаниями хариджитов. К тому же, Аббасиды в награду за поддержку, были вынуждены расплатиться с поддержавшей их персидскими землевладельцами высокими постами и стерли разницу между персидской и арабской знатью. Более того, халифат при Аббасидах подвергся в определенном смысле иранизации. При этом произошло религиозно-социальное разделение. Суннизм стал религией высших классов, а шиизм стал религией низов. Хотя при этом были области практически полностью шиитские, например Дейлем (Дайламан).
С 945 по 1055г в Багдаде правили Буиды, которые были из Дейлема и они были шииты, что также поспособствовало распространению шиизма, теперь уже и среди знати. Потом их сменили Сельджукиды, большинство из которых тоже придерживались шиитского толка.
В общем, можно сказать, что уже с 11 века большинство населения Ирана были шииты, адо того, с 8-10вв мусульманские низы, в основном, были хариджитами, судя по восстаниям в сотни тысяч участников, как об этом пишет Велльхаузен.

>Если у Вас есть какие-то другие источники - просьба поделиться.
Бартольд "Туркетан". Велльхаузен, Мюллер, да практически серьезные исследователи. Могу для базового просвещенния посоветовать лекции Петрушевского "Ислам в Иране".