От hardy Ответить на сообщение
К И. Кошкин Ответить по почте
Дата 21.11.2015 21:05:40 Найти в дереве
Рубрики Современность; Флот; Версия для печати

и вот тут мгновенно вспоминается "Эвриско" (+)

"ДЕЛА И ЗАБАВЫ «ЭВРИСКО»

«Эвриско» показал себя способным учеником; он успешно справлялся с самыми разнообразными задачами — от моделирования биологической эволюции до очистки поверхностей от химикатов. Но впервые он привлек к себе широкое внимание, решив одну, казалось бы, простую задачу, подобную той, которую Артур Сэмюэль поставил более трех десятилетий назад перед своей шашечной программой, — обучившись какой-либо игре, добиться в ней совершенства.

Решено было принять участие в чемпионате США 1981 г. по игре «Трэвеллер Ти-си-эс», который должен был проводиться в отеле Дамфи в Сан-Матео (шт. Калифорния). «Трэвеллер Ти-си-эс» — фантастическая игра типа «космический бой», где каждый участник должен построить воображаемый космический флот и вступить в «сражение» с кораблями противника. Побеждает тот, кому удалось первым полностью уничтожить флот неприятеля. Ключ к победе был скрыт не столько в стратегии сражения, сколько в организации флота, поскольку результаты столкновений определялись бросанием игральных костей, а также использованием сложных правил и таблиц для расчета вероятности сохранения данного типа корабля. В пределах ограниченного бюджета — каждому игроку выделялся триллионный «кредит» в межгалактической валюте — участники могли варьировать количество своих кораблей, их размеры и такие характеристики, как вооружение, средства защиты, маневренность.

За несколько месяцев до начала турнира Ленат, который никогда прежде не играл в «Трэвеллер», начал готовить «Эвриско» к первому выступлению. Он начинил программу сотней страниц правил игры, разъясняющих, во что обходятся те или иные характеристики кораблей и какие преимущества они дают. В дальнейшем, уходя с работы, он каждый вечер запускал «Эвриско» на своем компьютере «Ксерокс-1100», и машина всю ночь строила корабли и испытывала их в боях с воображаемыми противниками. При каждой потере корабля «Эвриско» анализировал се причины, извлекал надлежащие уроки и обобщая их в новых эвристиках. Затем программа возвращалась к «чертежной доске», заменяла прежнее вооружение корабля, например, на лазерные пушки и вновь испытывала флот в бою.

ЧЕМПИОН И ЕГО ТРЕНЕР

Каждое утро Ленат отбирал из идей, придуманных «Эвриско» за ночь, те, которые, по его мнению, были пригодны для дальнейшей разработки. Впоследствии Ленат описывал этот процесс как совместное творчество человека и машины, где примерно 60% труда приходилось на долю человека, остальные 40% — программы. «Было бы нечестно считать, — отмечал Ленат, — что все открытия делал я, потому что ни я, ни кто-либо другой к открытиям такого рода не способны. С другой стороны, нельзя сказать, что все сделал «Эвриско» — без меня у него ничего бы не вышло».

В своей работе «Эвриско» продемонстрировал зачаточные способности к накоплению знаний, причем способом, который играет весьма существенную роль и в познании мира человеком, а именно: проводя аналогии и пробуя в новых ситуациях приемы, хорошо сработавшие в других случаях. Так, в предшествующей задаче конструирования трехмерных кристаллов для интегральных схем «Эвриско» обнаружил, что полезным свойством подобных кристаллов является симметрия, хотя и не понимал, почему это так. Запомнив это правило, программа в одном из первых экспериментов по созданию флотилии космических кораблей попыталась построить ее симметрично, сбалансировав такие факторы, как размеры кораблей и их типы. «Эвриско» мотивировал это ссылкой на свой опыт работы с интегральными схемами.


Некоторые из наиболее результативных направлений работы были продиктованы эвристиками общего назначения, взятыми из первоначального набора, которые «Эвриско» использовал вне зависимости от характера рассматриваемых вопросов. Одно из таких правил, гласившее «Проверяй предельные случаи», оказалось просто бесценным. Применив это правило к игре, программа проверила его, модифицировала и создала новую эвристику, которая высоко оценивала «почти предельные» варианты. Позднее Ленат писал: «Во многом благодаря этому правилу флот «Эвриско» оказался весьма нетрадиционным. Он почти целиком состоял из мелких быстроходных ударных кораблей типа торпедных катеров и еще одного корабля, который благодаря своим микроскопическим размерам и скорости был практически неуязвим».

Этот крошечный корабль, использование которого было продиктовано «почти предельной» стратегией, оказался главным козырем «Эвриско». Его роль состояла не в нападении, не в защите, а просто в том, чтобы выжить во всех сражениях и тем самым гарантировать, как минимум, ничью.

Прежде чем Ленат с «Эвриско» появились на состязаниях в Саи-Матео, почти 2000 часов машинного времени было затрачено на подготовку. Соперники посмеивались над невиданной флотилией из 96 кораблей. Другие армады были гораздо более традиционными: как правило, они включали раз в пять меньше кораблей, «разумно» сбалансированных по типам и размерам. Но как только их «адмиралы» столкнулись с флотом «Эвриско», они оценили логику его «почти предельной» стратегии. Поняв, что крошечный корабль уцелеет почти в любой стычке, многие из них сдались без единого выстрела. «Эвриско» легко выиграл состязание и получил свою награду — нашивки космического адмирала, и право присвоить имя любой плюете за пределами Солнечной системы.

На следующий год организаторы состязания внесли изменения в правила игры, стремясь исключить возможность победы «Эвриско» за счет стратегии микроскопического корабля. Ничуть не смутившись, Ленат предсказал новую победу: «Новыми правилами они лишь усложнили игру. В результате лазеек, которые мог бы найти «Эвриско», стало еще больше».

«Эвриско» оправдал доверие Лената. Найдя достаточно слабых мест в правилах, он победил и в чемпионате 1982 г., чем вынудил организаторов чемпионата принять меры, чтобы не допустить «Эвриско» на следующие состязания: ведь если бы программа выиграла еще раз, пришлось бы отменить чемпионаты. Пав жертвой собственной доблести, «Эвриско» прекратил участие в соревнованиях."

"Компьютер обретает разум", Издательство Мир, 1990