От Александр Жмодиков Ответить на сообщение
К Андю Ответить по почте
Дата 24.03.2016 16:26:45 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Версия для печати

Re: No, no.

>Под Малоярославцем дело решили часы. Занял БЫ Дельзон город дивизией, продвинул БЫ дозоры чуть дальше, и не остановили БЫ супостата у Малоярославца.

С чего бы вдруг? Что бы принципиально изменилось? В общем, я не согласен, что под Малоярославцем дело решили часы.

>Ну, вот мы и пытаемся. А настоящие историки спокойно пишут: "Как ивестно, 25 октября, после сражения за Малоярославец, Наполеон отказался от намерения идти на Калугу и приказал двигаться через Боровск и Верею на Можайск" (Земцов). "...Только утром 26-го он сделал выбор в пользу этого последнего решения. Однако дни, прошедшие после выхода из Москвы, оказались дорого оплаченными: войска истратили 9-дневный запас пищи и фуража, не достигнув Калуги и не приблизившись в реальности к Смоленску" (Marie-Pierre Ray).

Ну, историкам нужно что-то писать, вот они и пишут.

>>Ошибки способны совершать все, даже самые развеликие. Как известно, их не совершает только лишь тот, кто ничего и никогда в своей жизни не делает.

Если Наполеон полагал возможным пройти в Калугу незамеченным, то это не просто ошибка, это очень грубый просчет.

>У Мортье была БЫ фора, вполне достаточная, чтобы дойти без проблем, например, до Вязьмы, а то и до Дорогобужа.

Откуда у него взялась бы такая фора? Это же примерно неделя. Мортье выступил из Москвы 23 октября.

>"Конечно же, это известие о бое у Vinkova, которое заставило Н. покинуть Москву 19 октября. С известной долей импровизации. Т.к. в то время, как в течении многих недель интендантские службы, получившие приказ, создавали запасы для длительного пребывания в Москве, эти самые запасы из-за нехватки траспорта, не могли быть взяты в дорогу. В частности, гигантские запасы овса, "которых было достаточно, чтобы кормить 20 тысч лошадей в течении 6 месяцев", согласно генералу Gijsbert van Dedem, были брошены" (Marie-Pierre Ray).

Если нападение русских на отряд Мюрата ускорило уход Наполеона из Москвы, то оно сыграло положительную роль для него. Вышел бы он позже – для него и его армии ситуация была бы еще хуже.

>>Кутузов никуда не вышел – он выслал для нападение на Мюрата часть своих сил, которая после боя вернулась в лагерь.
>
>Вот только Наполеон этого не знал, ага. Зато он понял, где находится главная русская армия и что она двигается/способна двигаться в нехорошую сторону.

Он и так знал, где находится главная русская армия, и выдвинул отряд Мюрата для наблюдения за ней. Исход боя быстро стал ему известен.

>>Он подставил фланг своей ударной группировки и был готов к тому, что Кутузов может попытаться его атаковать где-то в районе Боровска. См. письмо Евгению Богарне от 23 октября (тот же том, с. 286).
>
>На смоленской дорге было БЫ тоже самое. Абсолютно.

Я думаю, было бы намного хуже, потому что инициатива была бы не на стороне Наполеона, а на стороне русских, причем русским уже ничего не угрожало бы, и у них была бы свобода действий, и потому вероятность атаки была бы намного выше, а предугадать направление атаки было бы труднее.

>обогнав Кутузова у Малоярослаца и пройдя первым к Калуге, Нап оставлял главную русскую армию у себя сзади, "в хвосте", а не на фланге.

В хвосте армии Наполеона оказались бы его обозы и отнсительно слабый корпус Нея, и еще несколько не очень сильных отрядов остались бы разбросанными от Малоярославца до Можайска. Наполеону нужно было каким-то образом сделать так, чтобы обозы и слабые корпуса были подальше от противника, а ближе всех к противнику находились самые сильные и самые боеспособные корпуса. На это тоже потребовалось бы время. В общем, обогнать Кутузова у Малоярславца нужно было бы более чем на сутки.

>>Я бы сказал, что это зависело от обстоятельств. Наполеон с самого начала предполагал, что сражение может произойти. Наполеон явно не хотел атаковать укрепленный лагерь в лоб, но если бы армия Кутузова подставилась бы ему где-нибудь в поле, я думаю, он бы атаковал ее. Это как-то не похоже на “проползти на животе”.
>
>И в то же время, это цитата из письма Напа к Богарнэ, от 22 октября, где они пишет, как выделенный офицер должен слушать взрыв в Москве, как он должен вернуться "пузом к земле", чтобы доложить, как нужно двигаться к Верее, стараясь не привлечь внимания русских и проч.

Во-первых, речь об одном офицере, а не об армии. Во-вторых, выражение “ventre à terre” означает не «ползти на животе», оно означает «очень быстро», «во весь опор». То есть, этот офицер, услышав сильный взрыв в Москве, должен быстро прискакать и доложить. Что касается рекомендации Наполеона, чтобы Богарне не показывал больше войск, чем необходимо, это говорит только о том, что Наполеон хотел, чтобы Кутузов как можно дольше пребывал в неведении относительно того, куда направляются главные силы французской армии – Наполеон полагал, что Кутузов считал, что вся французская армия еще находится на другой дороге, то есть на той, по которой он выступил из Москвы первоначально (Comme l’ennemi croit avoir encore toute l’armeé devant lui sur l’autre route).

>>Я имею в виду, как Наполеон, если бы он дошел до Калуги, сохранил бы связь с войсками, оставшимися дороге Москва-Смоленск – остатками 8-го корпуса в Можайске и гарнизонами. Слабые отряды, выдвинутые к Юхнову и Ельне, оказались бы в очень большой опасности.
>
>Отнюдь -- к ним БЫ шла вся Великая Армия.

А что насчет войск, которые оставались бы на Смоленской дороге?

>>Мы не знаем, чем закончилось бы отступление Наполеона по другому маршруту, и я не вижу никаких оснований считать, что оно прошло бы удачнее для него.
>
>Вполне себе доказательно: результат "шевоше" Наполеона в Россию известен всем.

А какие причины думать, что при движении по другому маршруту результат был бы лучше?