От Антон П Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 06.05.2016 12:06:51 Найти в дереве
Рубрики Современность; Локальные конфликты; Версия для печати

Ч. 15 - Боевой путь Илияшской бригады

Географические условия
Илияш имел стратегическое значение, отделяя Центральную Боснию от столицы. Противник постоянно старался пробить линию оборону Илияшской бригады. Его стратегической задачей было пробиться от Зеницы через Илияш и Високо к Сараеву и таким образом деблокировать столицу. Защищающие свои семьи, церкви, дома и имущество сербы стояли на его пути непробиваемой преградой, о которую разбились 34 наступления. Умелое руководство соединением, несмотря на минимальное количество кадровых офицеров, обеспечивало своевременную концентрацию сил на нужных направлениях и благополучный исход очередного боя. По сербским данным, безусловно преувеличенным, противник потерял под Илияшем в 10 раз больше бойцов, чем сербы.
Фронт в општине Илияш был относительно небольшим. Он делился на две части – равнинную и горную. По очертаниям фронт напоминал язык протяжённостью 20 км, шириной 3 км в верхней точке – у Високого, и шириной 10 км в основании, со стороны Вогощи. С трёх сторон его окружала мусульманская территория, на которой постоянно находилось не менее 30 000 солдат. Из-за малых размеров оборона не могла быть эшелонирована в глубину, поэтому прорыв линии окопов мог привести к прорыву врага в Илияш и Подлугови. Каждое вклинение противника следовало незамедлительно отражать и выправлять линию фронта.
Равнинный участок был невыгоден для обороны из-за того, что господствующие высоты вокруг занимал противник. Территория општины просматривалась как на ладони с Очевля в Брезе. Над всеми объектами возвышалось Чемерно. Чемерно, в свою очередь, просматривалось с Кулы Банера, а на Улуковаце на ней стояла мусульманская артиллерия. Над Високим нависает холм Височица, с которого при взгляде прямо была видна вся линия от Чекрчичей в начале до Кралупов в конце, вплоть до Ратковцев и Орловаца, а налево – до конца оборонительных позиций в Стиенах. Долгое время неприятель держался на Набожиче, который господствует над городом Илияшем и магистральным шоссе Семизовац – Олово.
Маленький фронт простреливался со всех сторон гаубицами, миномётами, РСЗО, танковыми орудиями, снайперами. Артиллерийский огонь постоянно вёлся по населённым пунктам и заведомо гражданским объектам: Илияшу, Подлуговам, Влашкову, Доней Мисоче, Мракову, Соврле, Копаче, Чекрчичам, Чифлуку, Любничам, Балибеговичам, Кадаричам, Луке, Биоче и Малешичам. В самом Илияше не было строения, на котором бы отсутствовали следы от осколков или не имелось разбитых стёкол. От артогня страдали и войска, и мирное население. Правда, обстрелы удавалось прекращать путём угрозы ответного артиллерийского удара по Високому или Брезе.
Сербы, в свою очередь занимали две высоты: Стрмац, с которого просматривался городок Високо, и Палево, с которой были видны вражеские позиции от Набожича до Кулы Банера.
На начальном этапе мусульмане занимали на территории општины сёла Млини, Хаджичи, Гаице, Влашково, Горня Мисоча и Набожич. Они были укреплены, из них велись обстрелы сербских позиций.
До конца войны сербы в Илияше не оставляли свои сёла, находившиеся непосредственно за оборонительными позициями: Мраково, Соврле и Лешево. Большое число жителей оставалось даже наиболее угрожаемых со стороны врага Чекрчичах. Напротив, находившиеся прямо напротив этих сёл на мусульманской стороне Врбовик, Горни и Дони Поповичи (Салканов Хан) были очищены населением полностью, а Кралупи, Видовичи, Чифлук и Двор - по большей части.

Война приходит в Илияш
К началу мая 1992 г. для сербов было очевидно, что мусульмане и хорваты готовят нападение на сербскую территорию. Несмотря на это, председатель општины Ратко Аджич встретился с политическими руководителями неприятельских сторон – илияшскими партийными руководителями ХДЗ Йозо Видовичем и СДА Фехимом Мешетовичем, и связался по радио с председателями општин Високо Кенаном Юсуфбашичем и Брезы Салко Опачиным. Все перечисленные деятели заверили Аджича, что никто ни на кого не нападёт. Однако словам этим нельзя было доверять. 3 мая с территории општин Високо и Бреза по Илияшу открыла огонь мусульманская артиллерия. Самый сильный огонь вёлся по сёлам Любничи и Чекрчичи; также снаряды падали на сам город Илияш, сёла Мраково и Соврле. В Карашнице рядом со зданием отделения МВД снарядные осколки убили первого жителя Илияша. Божьим попущением им стал именно мусульманин по имени Мустафа Сархатлич.
После артиллерийской подготовки мусульмане атаковали Чекрчичи, Любничи, Оджак и Добро. Последнее село было временно занято, разграблено и подожжено. В столкновении у Любничей мусульмане потеснили сербов, однако на помощь вовремя подоспели ударный взвод из Илияша и взвод из Подлугов во главе с Раде Росуляшем, погибшим в том бою. Всего погибли 9 сербских бойцов, ставших первыми убитыми сербами на этом участке фронта разгоравшейся трагической войны: Тихомир Райка Буяк 1965 г. р., Радомир Бошка Букарац 1964 г. р., Велимир Любе Тодорович 1967 г. р., Лука Косте Тодорович 1926 г. р., Тодор Неделька Тодорович 1938 г. р., Срджан Мирка Радич 1960 г. р., Петар Илие Билал 1949 г. р., Илия Миленка Гаврич 1947 г. р., Раде Милана Росуляш 1942 г. р. Тяжесть потерь возрастала оттого, что последние трое из перечисленных занимали должности командиров взводов.
Враг также потерял много солдат убитыми и ранеными. В тот же день в 18:00 мусульмане сами предложили прекратить огонь и заключили перемирие, но вооружённые провокации не прекратились в последующие дни.
Илияшская бригада была сформирована 20 мая. Её первоначальные позиции полностью соответствовали линии обороны, занятой подразделениями сербского ополчения, которые и объединили в армейскую бригаду. Под контролем бригады находилась почти вся территория општины, кроме сёл Каменица (Црна Риека), Корита, Мисоча, Горни Поповичи, Дони Поповичи (Салканов Хан) с преобладающим мусульманских населением и хорватских сёл Солаковичи, Вишница и Тарачин. Кроме территории Илияша, бригада контролировала сербские сёла Округлица и Бргуле в општине Вареш, Чекрчичи и Дони Копачи в општине Високо и Айдановичи в општине Олово.
Получив болезненный и ценный урок, сербская сторона поняла невозможность разрешения конфликта мирным путём, а также неэффективность пассивной обороны. В июне начались действия по освобождению занятых неприятелем сёл. В боях с 20 мая по 1 июня была освобождена Горня Биоча, 5 июня освобождено село Лешево. Его освобождали ударные подразделения. Операция до самого завершения проходила без потерь убитыми или ранеными, когда из одного из последних домов, остававшихся неосмотренными, открыли огонь спрятавшиеся в нём исламисты. Погибли сразу трое – Миодраг Миленка Вукович 1961 г. р., Ново Райка Рашевич 1957 г. р., Будимир Мирослава Станишич 1970 г. р. В тот же день при артиллерийском обстреле Илияша гаубичные снаряды мусульман убили Зорана Ранка Мирковича 1966 г. р. и Живорада Лазара Зупура 1967 г. р.
9 июня были освобождены Доня Лука и деревни Неваляловичи и Авдибеговичи, относящиеся к селу Кадаричи, 14 июня – сёла Млини, Гаице и Влашково. (Эти действия преподносятся противоположной стороной как «акт спланированного геноцида» и «злодейство сербочетницких войск», даже указываются 42 лица (выбранных согласно авторскому произволу и фантазии), якобы истребивших мусульман в Лешеве. На самом деле эти обвинения являются полной ложью и перенесением на сербскую сторону своего образа действий на войне, сознательно искажающими события. Точно известно, что на территории Илияша до конца войны не существовало концентрационных лагерей, изнасилований женщин, не обнаружено массовых захоронений. Однако очернение сербской стороны было постоянным мотивом информационного освещения войны в Боснии.)
10 июня мусульманские экстремисты из Каканя и Брезы после долгой подготовки неожиданно захватили село Чемерно, где стояла гаубичная батарея. Неприятельский отряд изначально готовился к жестокой расправе над гарнизоном и жителями, о чём свидетельствует выдержка из блокнотной записи одного из убитых врагов: «Уничтожить всё движущееся и не движущееся… всё сербское». В бою погибли все сербские бойцы, не успевшие отступить, и застигнутые в селе их родные из местных жителей (все женщины). Раненые были безжалостно добиты холодным оружием. Тела свалили в кучу и подожгли. В тот день погибли 30 человек, в том числе 21 военнослужащий: Милан Ачима Буневац 1954 г. р., его мать Миросава и жена Славойка, Ранко Ачима Буневац 1960 г. р., Райко Йована Буневац 1948 г. р., Джорджо Йована Буневац 1936 г. р., его жена Ковилька, Горан Джордже Буневац 1965 г. р., Новко-Нове Недже Четкович 1938 г. р., Здраван Вукашина Дамьянович 1965 г. р., его мать Стака, дочери Ранка и Ядранка и родственница Спасения, Манойло Боривоя Чука 1973 г. р., Гойко Нове Джурджич 1952 г. р., Мирослав Самойка Янкович 1966 г. р., Радомир Радована Евтич 1957 г. р., Сретен Томислава Янкович 1964 г. р., Светозар-Триша Михайла Капетанович 1941 г. р., Любиша Радое Лазендич 1971 г. р., Станоя Йована Миркович 1968 г. р., Жарко Душана Малешевич 1957 г. р., Милован Милоша Малешевич 1964 г. р., Неделько Слободана Мичич 1967 г. р., Миро Милана Пантич 1967 г. р., Милинко Ристе Трифкович 1932 г. р., его жена Яня, Райко Милинка Трифкович 1976 г. р., домохозяйка Стана Рашевич.
Не успело пройти 9 дней от преступления в Чемерне, как 13 июня мусульмане поступили в том же духе: в деревне Кртине над Мисочей они забили кинжалами семью Росуляш: братьев Мирко Войне 1956 г. р. и Маринко Войне 1954 г. р. - находившихся дома бойцов 1-го батальона, их мать Цвию и её престарелых родителей Койо и Стану.


Козарска бригада креће преко Саве