От Вулкан Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 07.05.2016 11:29:00 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Флот; Версия для печати

Французские 100-пушечники

Приветствую!
Для начала - цитата: "Людовик, однако, был сдержан в оценках.
— Говорят, что русские вельможи не далеки от мысли свергнуть деспотию и устроить республику, — произнес он в задумчивости. — Все, что в состоянии ввергнуть эту империю в хаос и заставить ее вернуться в мрак, выгодно нашим интересам.
Шпионы «королевского секрета» в своих оценках несколько ошибались. До первой русской революции было еще долгих сто тридцать шесть лет, зато до французской оставалось всего двадцать...
После долгих уговоров король все же решился на первый шаг и отдал приказ о незамедлительном снаряжении Тулонской эскадры в восемнадцать 100-пушечных кораблей. Одновременно был собран и королевский совет, чтобы окончательно решить вопрос истребления русских."
http://agesmystery.ru/node/35

Еще в эпоху Кольбера и Людовика XIV мы видим множество французских трехдечников, бороздящих океаны. Чаще всего это суда от 60 до 100 пушек, короткие, слишком высокие, громоздкие, валкие на небольшой волне, медленные. На тот момент трехдечники исполняют роль флагманов эскадр и дивизионов. Большинство из них было построено в период с 1664 по 1693 годы, с 1694 по 1715-й не строится ни одного трехдечного корабля.
На 1715-й год в строю во французском флоте еще 11 трехдечников, однако последний из них выведен из состава флота в 1723 году.
Морепа и Франсуа Кулон посчитали, что двухдечник в 74 пушки, длинный и с высоко расположенным нижним деком, и технологичнее, и дешевле и многофункциональнее старых проектов трехдечников. В 1724 году был построен один трехдечник 110-пушечный Фудроян, несущий на нижнем деке 30х48-фунт., на среднем деке - 32х18-фунт., на верхней палубе и надстройках - 28х12-фунт, 16х8,6,4-фунт. Корабль выходил в море один раз, был признан неудачным, и до 1740 года стоял в порту, далее выведен из состава флота, а в 1742-м а потом был пущен на слом.
Чуть ранее, в 1740-м году закладывается новый 100-пушечник Руаяль Луи, однако, будучи в высокой степени готовности, из-за пожара на брестской верфи 25 декабря 1742 года он полностью сгорает. В пожаре обвинили сеньора Понтло, котрый был арестован, и позже казнен.
С 1740 по 1750-й Французы не имеют трехдечников вообще. Вместо этого в 1749 году Жан Люк Кулон разрабатывает проект 80-пушечника, по весу залпа почти схожего со 100-пушечником. Этот двухдечник несет на нижнем деке 30х36-фунт., на среднем - 32х24-фунт, на верхней палубе - 22х8-фунт. То есть бортовой залп его равен 1012 фунтам металла (у 110-пушечного Фудрояна без учета мелких пушек - 1176 фунтов).
В 1758 году строится 116-пушечный "Руаяль Луи" с очень мощным вооружением (32х-36-фунт, 34-24-фунт., 34х12-фунт, 16х-8-фунт.), однако корабль оказался очень неудачным, более того - из-за технологической перегрузки и нехватки пушек его не смогли полностью вооружить, нес он всего 58 орудий, после окончания Семилетней войны его разоружили в Бресте, в 1772 году списали, а в 1778-м пустили на слом.
Следующий трехдечник - это 104-пушечный "Вилль де Пари" постройки 1762 года, а в 1766-м ему в подмогу построен почти однотипный "Бретань". Собственно именно с этими двумя трехдечниками Франция вступила в войну за Независимость. Строились эти корабли не из-за их нужности, более того - во французскую тактику они не вписывались вообще. Главным были соображения престижа - мол, у англичан, испанцев, русских есть 100-пушечники, а "мы тоже могем". Все преимущества трехдехдечника проявляются в ближнем бою, а именно ближнего боя французский флот избегал, поэтому строительство их было эпизодическим.
Таким образом с 1715 года до начала Революции французы спустили на воду всего 9 трехдечных кораблей (по факту - 8, ибо Руаяль Луи образца 1740 года сгорел в 1742-м). И объяснялось это прежде всего невписыванием во французскую концепцию войны на море.
Перед самой революцией, в 1786 году был утвержден проект 118-пушечника Сане, их должно было быть построено 9 штук (флагманы дивизионов для Брестской эскадры (6 шт.), и для Тулонской эскадры(3 шт.)) По факту с 1786 по 1813 годы построено 16 таких кораблей. Три из них потеряны в боях ("Орьян" взорвался при Абукире, "Коммерс де Марсель" захвачен в Тулоне, "Империал" в бою при Сан-Доминго, 1806), еще 5 кораблей были заложены, но так и не были достроены. Четыре из этих 118-пушечников были оснащены паровыми машинами в 1850-х-1860-х годах.
Британский инженер Тапиньер в 1822 году писал о 118-пушечниках Сане "как о шедевре корабельной архитектуры".

Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота